Как принять на работу временно проживающего гражданина Казахстана?

295

Вопрос

Гражданка Казахстана имеет разрешение на временное проживание в Санкт-Петербурге. Можем ли мы принять её на работу в Ленинградской области (другой субъект федерации)?В ответ на вопрос о законности приема на работу в Ленинградской области гражданки Казахстана, имеющей разрешение на временное проживание в Санкт-Петербурге в присланной ссылке нет однозначного ответа. В ФЗ 115 однозначно трактуется работа иностранца только в том регионе, в котором ему разрешено проживание, а в межправительственном соглашении граждане Казахстана могут работать где угодно. Если бы в казахстанском паспорте граданки не было штампа о РВП, вопросов не было бы. А так вопрос: что главнее, ФЗ 115 или соглашение и не нарушает ли работодатель законы, принимая на работу иностранца с РВП в другом регионе?

Ответ

Ответ на вопрос:

В рассматриваемой ситуации имеет место коллизия между Договором о ЕАЭС и ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, временно проживающие в России иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание

Однако согласно ч. 1 ст. 97 Договора, работодатели государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда, а к таким ограничениям как раз и относится ограничение по региону трудоустройства.

Согласно ст. 15 Конституции, международный договор имеет большую юридическую силу, и в случае противоречия между законом и международным договором применяются нормы международного договора.

Соответственно, прием на работу в Ленинградской области гражданки Казахстана, имеющей разрешение на временное проживание в Санкт-Петербурге, не будет нарушением.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что если работа в Ленинградской области потребует перемены места жительства иностранной сотрудницы, то согласно п. 2 ст. 11 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, временно проживающий иностранец не вправе самостоятельно изменить место проживания. Данная норма не имеет отношения к ограничениям по защите рынка труда, она связана исключительно с контролем миграции.

Следовательно, гражданка Казахстана должна сначала оформить разрешение ФМС о смене места проживания (получить новое разрешение на временное проживание).

К сожалению, в настоящее время отсутствует судебная практика по спорам с ФМС при приеме на работу временно проживающих в России граждан государств-участников ЕАЭС. В связи с этим остается вероятность, что работодателю при заключении договора с таким иностранцем за пределами региона, в котором ему разрешено временное проживание, придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Минимизировать риски возможно следующим образом:

1. До приема на работу такого работника запросите письменное разъяснение от ФМС РФ или Ленинградской области о возможности такого трудоустройства. В запросе сразу укажите на приоритет международного Договора по отношению к Закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ, со ссылкой на ст. 15 Конституции РФ.

2. Можно заключить с гражданкой Казахстана договор о надомной работе, и привлекать ее к работе в Ленинградской области только путем оформления командировок, с учетом ограничений продолжительности командировок временно проживающих иностранцев. Когда в командировку направлен иностранец, временно проживающий в России, срок его работы за пределами региона, на территории которого разрешено временное проживание, не должен превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. При этом сотрудник должен работать по профессии, указанной в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как принять на работу иностранца, временно проживающего в России

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

При приеме на работу иностранцев, временно проживающих в России, оформлять разрешение на работу или патент не нужно. Кроме того, работодателю, который принимает на работу временно проживающих в России иностранных граждан, не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. То есть действует такой же порядок трудоустройства, как и для российских граждан. При этом о приеме на работу временно проживающих иностранцев необходимо уведомить миграционную службу.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Кроме того, принимая на работу временно проживающих в России иностранцев, необходимо учитывать общие и специальные ограничения на трудоустройство таких граждан. Так, в общем случае временно проживающие в России иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*

Разрешение на проживание в России таким лицам выдается сроком на три года (п. 1 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Это разрешение имеет форму штампа в паспорте (для иностранных лиц, имеющих паспорт) или форму отдельного документа (для лиц без гражданства, не имеющих паспорт).

В остальном в отношении иностранцев, временно проживающих в России, действуют общие правила приема на работу. Подробнее о них см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Из ответа «Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно»

2. Ответ:На какой срок можно отправить в командировку по России сотрудника-иностранца, временно проживающего в России

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

Когда в командировку направлен иностранец, временно проживающий в России, срок его работы за пределами региона, на территории которого разрешено временное проживание, не должен превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. При этом сотрудник должен работать по профессии, указанной в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Если же иностранец едет в командировку в пределах того региона, где ему разрешено временное проживание, ограничения по сроку командировки нет. Данный порядок предусмотрен подпунктом «а» пункта 2 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Исключением из этого правила являются иностранцы – высококвалифицированные специалисты.

Внимание: за нарушение сроков командировки и порядка направления иностранцев на работу в другие регионы работодателю грозит серьезная административная ответственность.

Из ответа «Каков максимальный срок пребывания сотрудника в командировке»

3. Нормативная база: Конституция Российской Федерации

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Договор о Евразийском экономическом союзе

Раздел XXVI

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Статья 97

Трудовая деятельность трудящихся государств-членов

1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

3. В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

4. Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

5. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

7. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.

8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

9. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Статья 11. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации

1. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

3. Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением ограничений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

14.08.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль