Нужно ли проводить какие-либо действия по антикоррупционной программе на предприятии?

80

Вопрос

14 мая 2014 года Распоряжением Правительства РФ №816-р утверждена Программа по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы. Программа содержит в себе перечень мероприятий образовательного характера для повышения уровня осведомленности российских граждан, в том числе чиновников, предпринимателей, сотрудников компаний частного сектора по вопросам борьбы с коррупцией.Нужно проводить какие-либо действия в кадровой сфере в компании: компания российская, гендир вкс иностранец, бренд - международный, компания-дистрибьютор в связи с вышеуказанным. Спасибо

Ответ

Ответ на вопрос:

С 01.01.2013 организации (независимо от сферы деятельности) обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Перечня каких-то конкретных документов, которые должны быть приняты в связи с этим работодателем, на данный момент не предусмотрено, как не предусмотрено каких-то конкретных действий. Представляется, что определение такого перечня находится в компетенции работодателя.

На практике организациями разрабатывается Антикоррупционное положение, которое может включать все меры по предупреждению коррупции.

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 (http://www.vip.1kadry.ru/#/document/99/499057913/?step=11).

Так, в Положении следует отразить: термины и определения (подробно расписать, что входит в понятие «коррупция», что такое взятка, злоупотребление полномочиями и т.д.); нормативную базу по данному вопросу; пределы ответственности за незаконные действия; основные принципы противодействия коррупции в организации (личного примера руководителя, вовлеченности работников, ответственности и неотвратимости наказания и т.д.); обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, в том числе назначение ответственных работников за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв. Приказом ФНС России от 09.11.2012 N ММВ-7-4/738@.

В трудовые договоры с работниками после разработки положения и ознакомления последних с ним можно внести пункт о том, что сотрудники обязаны соблюдать положения данного локального нормативного акта. Также можно подробно отразить все рассмотренные выше моменты, но мы не считаем целесообразным этого делать, так как разработать единое положение, ознакомить с ним сотрудников будет менее трудозатратным процессом. Кроме того, законодательством не предусмотрено включение таких пунктов в трудовые договоры с работниками коммерческих организаций.

Дополнительное соглашение может выглядеть следующим образом:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1


к трудовому договору № 475 от 15.05.02

г. Москва 27.08.14

Закрытое акционерное общество «Альфа», именуемое в дальнейшем «Работодатель»,


в лице генерального директора А.В. Львова, действующего на основании Устава, с одной


стороны и менеджер А.С. Кондратьев, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой


стороны договорились внести в трудовой договор № 475 от 15.05.02 следующие изменения.

1. Дополнить трудовой договор № 475 от 15.05.02 пунктом 4.3 следующего содержания:


«Работник обязуется соблюдать требования Антикоррупционного положения, утв. приказом от 25.08.2014 № 456.».

2. Все другие условия трудового договора № 475 от 15.05.02 считать неизменными и


обязательными для исполнения сторонами.

3. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному


экземпляру для работника и работодателя, и вступает в силу с 27.08.14. Оба экземпляра имеют


равную юридическую силу.

4. Подписи сторон:

Работодатель А.В. Львов

Работник А.С. Кондратьев

Экземпляр соглашения получил А.С. Кондратьев

Кроме того, отметим, что в поручении Президента Российской Федерации от 17.01.2012 N Пр-113 дано указание обеспечить представление руководителями государственных корпораций и государственных компаний, а также акционерных обществ, где государство имеет блокирующий пакет акций, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год и последующие годы.

Согласно части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работник государственной корпорации или государственной компании обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Вопросы реализации положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний, упорядочены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841, согласно которому работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании), обязан представлять в порядке, определяемом в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - указ N 309).

В соответствии с положениями указа N 309 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются:

а) в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

лицами, замещающими указанные должности;

б) в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;

лицами, замещающими указанные должности;

в) в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций;

лицами, замещающими указанные должности.

Таким образом, руководство компании обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определяемом в соответствии с указом N 309.

По данному вопросу см. также Письмо ФНС России от 19 июня 2014 г. N БС-4-11/11799@ (в доп. материалах).

Что касается Распоряжения Правительства РФ от 14.05.2014 N 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы», то исполнителями по данному документу коммерческие организации не являются. Таким образом, предпринимать какие-то еще действия, помимо рассмотренных выше, коммерческим организациям не нужно до момента принятия соответствующих нормативных актов согласно Программе.

Дополнительно сообщаем, что для получения консультативной либо методологической помощи в реализации требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции целесообразно обращаться в Минтруд России, который является правопреемником Минздравсоцразвития России - ответственного исполнителя по указанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: Письмо ФНС России от 19 июня 2014 г. N БС-4-11/11799@

Вопрос: О представлении руководством государственной корпорации или государственной компании сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 июня 2014 г. N БС-4-11/11799@

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ОАО по вопросу порядка представления руководством компании сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сообщает следующее.

В поручении Президента Российской Федерации от 17.01.2012 N Пр-113 дано указание обеспечить представление руководителями государственных корпораций и государственных компаний, а также акционерных обществ, где государство имеет блокирующий пакет акций, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год и последующие годы.

Согласно части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 21.11.2011 N 329-ФЗ и от 03.12.2012 N 231-ФЗ) работник государственной корпорации или государственной компании обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Вопросы реализации положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний, упорядочены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841, согласно которому работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании), обязан представлять в порядке, определяемом в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - указ N 309).

В соответствии с положениями указа N 309 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются:

а) в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

лицами, замещающими указанные должности;

б) в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;

лицами, замещающими указанные должности;

в) в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов:

гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций;

лицами, замещающими указанные должности.

Таким образом, руководство компании обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определяемом в соответствии с указом N 309.

Дополнительно сообщаем, что для получения консультативной либо методологической помощи в реализации требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции целесообразно обращаться в Минтруд России, который является правопреемником Минздравсоцразвития России - ответственного исполнителя по указанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

19.06.2014

29.05.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль