Какой порядок наложения штрафов на организацию?

199

Вопрос

Наша организация приняла на работу гражданку Украины 19.06.2015г. При приеме на работу гражданка Украины предоставила все необходимые документы в том числе: свидетельство о предоставлении временного убежища. На основании личного заявления гражданка Украины была принята на работу. После проведения всех регламентов приема на работу наша организация подготовила и подала в УФМС России Уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином в 3-х дневный срок по форме, утвержденной Приказом УФМС России №147 от 28.06.2010г. (с изменениями и дополнениями). Но Приказом №149 от 12.03.2015г. в форму Уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином внесены изменения, о которых нашей организации известно не было. Получилось, что наша организация нарушила форму Уведомления.Распоряжением УФМС Росси в нашей организации проведена выездная проверка сотрудниками территориального УФМС и выявлено вышеописанное нарушение.По существу правонарушения на нашу организацию составлен протокол и вменяется штраф в соответствии со ст. 18.15 часть 3 в размере 400 000 рублей либо приостановка деятельности от 14 до 90 дней.Вопрос: правомерно ли применение таких жестких санкций к нашей организации за, как мы считаем, не значительное нарушение и если да, то каким образом можно избежать либо минимизировать штрафы?

Ответ

Ответ на вопрос:

За указанное в вопросе правонарушение ФМС вправе привлечь работодателя к админитсративной ответственности при наличии события правонарушения (факта направления уведомления неустановленного/ устаревшего образца), состава правонарушения:


Работодатель заключил или прекратил трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранным гражданином (лицом без гражданства) без уведомления или с нарушением порядка и формы уведомления территориального органа миграционной службы

Для граждан – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 50 000 руб.

ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

Для организаций и предпринимателей – штраф от 400 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника принятого с нарушениями

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

В рассматриваемом примере: событие и состав правонарушения есть. Незнание закона, не освобождает организацию от ответственности.

К Вашей организации применен штраф по нижней границе санкции. ФМС не может применить санкцию ниже нижнего предела, установленного статьей КоАП РФ.

Применить санкцию ниже нижнего предела может только суд. Соответственно, в установленные сроки постановление ФМС нужно обжаловать в Арбитражном суде. Есть альтернативный способ обжалования – в вышестоящую ФМС, но в данном случае более верным будет обращение сразу в Арбитраж.

Важно: Срок для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности - 10 дней после получения этого постановления согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ. Если эти сроки пропущены по уважительной причине, необходимо подать ходатайство о восстановлении срока с указанием причины пропуска.

Для суда у Вас может быть 2 аргумента:

  1. малозначительность Вашего правонарушения;
  2. отсутствие существенной угрозы охраняемым законом интересам (вы все же уведомили ФМС), а, как следствие, возможность применения в СУДЕБНОМ порядке ответственности ниже низшего предела.

Размеры штрафов, предусмотренные КоАП РФ за нарушения порядка приема на работу иностранных работников, весьма существенны. Однако в некоторых случаях суды считают возможным освободить работодателей от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Поэтому действующее законодательство не исключает возможности применения положений о малозначительности административного правонарушения и освобождения от административной ответственности к административным правонарушениям, в том числе указанным в ст. 18.15 КоАП РФ, если фактические обстоятельства дела объективно свидетельствуют о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 926-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зуйкова Дмитрия Валерьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", кроме прочего указано на то, что впредь, до внесения изменений в КоАП РФ суды при рассмотрении спора могут применять санкции ниже нижнего предела, установленного данной статьей с учетом обстоятельств дела. НО это может сделать только суд. И по делам, где нижняя граница санкции выше 100 000 рублей.

См. по данному вопросу также Постановление Верховного Суда РФ от 28.05.2015 N 308-АД14-4032 по делу N А53-915/2014.

Таким образом, Вам придется решать рассматриваемый вопрос в судебном порядке.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги:

Какой порядок наложения штрафов на организацию?

2Февраль2015

Проверка

Проверки, проводимые миграционной службой в 2015 году

Приняты новые правила регулирования труда иностранных работников*. И если проверяющие из миграционной службы выяснят, что организация взяла на работу иностранца, не имея разрешения на это, ей грозит штраф. О порядке проведения проверок ФМС России, а также об обжаловании их результатов – в статье.

Т.И. Фисенко, главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

* Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ.

Миграционный учет обязателен

Иностранцы, пребывающие на территории Российской Федерации, обязаны встать на миграционный учет. Для этого учреждение как принимающая сторона или сам иностранец подают в территориальный орган ФМС России уведомление по установленной форме о приезде в место пребывания. Это закреплено пунктом 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (далее – Закон № 109-ФЗ).

Полномочия органов ФМС России определены статьей 12 Закона № 109-ФЗ. В их числе – контроль за соблюдением правил миграционного учета. Именно для этих целей приказом МВД России и ФМС России от 30 апреля 2009 г. № 338, № 97 был утвержден Административный регламент.

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента специалисты службы обязаны:

  • принять решение о проведении проверки;
  • издать необходимые распоряжения;
  • подготовиться к проведению проверки и провести ее;
  • составить отчет о результатах и ознакомить с ним должностное лицо (законного представителя) учреждения;
  • принять меры, предусмотренные законодательством РФ.

Кроме того, в отношении иностранных граждан действуют и иные нормативные правовые акты:

Перечисленные документы определяют порядок привлечения к работе и использования труда иностранцев российскими учреждениями.

Виды проверок

Проверка может быть документарной и выездной.

Выездная проверка

В данном случае сотрудники ФМС России выезжают в учреждение с целью проведения контрольных мероприятий.

Выездная проверка может быть:

› | Периодичность проведения проверок определяется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 9 данного закона плановые проверки проходят не чаще одного раза в три года.

  • плановой (на основании ежегодного плана таких мероприятий); › |
  • внеплановой (при поступлении информации о нарушениях миграционного законодательства);
  • совместной (в соответствии с пунктами 44–54 Административного регламента).

Отметим, что миграционная служба должна согласовать проведение внеплановой проверки с органами прокуратуры. Такая обязанность установлена пунктом 9 статьи 32 Закона № 115-ФЗ, но только для основания, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 32 Закона № 115-ФЗ: при поступлении в миграционную службу обращений и заявлений о фактах нарушений работодателем обязательных требований при трудоустройстве иностранца.

Соответственно, по остальным трем основаниям проведения внеплановой проверки (подп. 1, 3 и 4 п. 5 ст. 32 Закона № 115-ФЗ) согласования с прокуратурой не требуется (постановление ФАС Поволжского округа от 26 июля 2013 г. № А55-22662/2012).

Таким образом, количество внеплановых проверок, выполняемых ФМС России, зависит от конкретных обстоятельств.

Документарная проверка

Этот вид проверки проводится специалистами миграционной службы по местонахождению подразделения ФМС России без выезда в проверяемое учреждение на основании сведений:

  • содержащихся в информационных базах данных;

– полученных по запросам в органах госвласти, от проверяемого учреждения и иных организаций.

Полномочия проверяющих

Согласно пункту 24 Административного регламента, проверка происходит на основании распоряжения о ее проведении. Значит, появившись в учреждении, сотрудники ФМС России, ответственные за проведение проверки, должны предъявить его руководителю (заместителю) такое распоряжение, а также свои служебные удостоверения. Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию (п. 31 Административного регламента):

  • наименование контролирующего органа;
  • Ф. И. О. проверяющих и экспертов, участвующих в проверке;
  • наименование проверяемого учреждения;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • номер распоряжения и дату его составления;
  • основания для проверки;
  • перечень административных регламентов, согласно которым проводится проверка;
  • перечень документов, которые должен предъявить представитель учреждения;
  • даты начала и окончания проведения проверки. › |

› | Распоряжение о проведении проверки регистрируется с присвоением номера в порядке, установленном ФМС России или ее территориальным органом, в день его подписания (п. 32 Административного регламента).

Копия распоряжения о проведении проверки вручается законному представителю проверяемого учреждения. А на его оригинале ставится отметка о ее получении. В случае отказа от получения копии на оригинале распоряжения также делается соответствующая запись.

Далее проверяющий из миграционной службы знакомит представителя учреждения с порядком проведения проверки, его правами и обязанностями.

Специалисты ФМС России проверяют сведения и информацию, полученные при осмотре территории учреждения (может быть использована фото- и видеосъемка), а также запрашиваемые документы.

Важно помнить, что требование о представлении документов должно оформляться письменным запросом в двух экземплярах. Первый направляется представителю проверяемого учреждения (с уведомлением о его вручении), второй приобщается к материалам проверки. На основании пункта 57 Административного регламента проверяющие вправе требовать, в частности:

  • от учреждения – документы, удостоверяющие личности и полномочия его представителей, разрешение на право привлечения и использования труда иностранцев (если оно обязательно);
  • от работников – паспорт (иной документ, удостоверяющий личность), миграционную карту, трудовой договор, разрешение на работу.

Если документы не могут быть предъявлены в установленный срок либо вообще отсутствуют, то до истечения указанного срока специалисту ФМС России, проводящему проверку, должно быть представлено письменное мотивированное объяснение о причинах. › |

› | За непредставление информации и воспрепятствование законным действиям сотрудников ФМС России, проводящих проверку, предусмотрена административная ответственность. На это обращено внимание в пунктах 69–71 Административного регламента.

Акт проверки

По результатам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Первый направляется представителю учреждения (с уведомлением о его вручении), второй приобщается к материалам проверки. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. В нем указывают:

  • дату, время и место составления акта;
  • наименование органа контроля;
  • номер распоряжения, на основании которого проходила проверка, и дату его составления;
  • Ф. И. О. и должности проверяющих;
  • наименование проверяемого учреждения;
  • дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства РФ, об их характере и о лицах, их допустивших;
  • информацию об ознакомлении (отказе в ознакомлении) с актом проверки (подписи);
  • сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проверке либо о невозможности внесения записи в связи с отсутствием такого журнала;
  • подписи сотрудников ФМС России, проводивших проверку.

Результаты проверки

По итогам проверки могут быть приняты следующие решения (п. 72 Административного регламента):

  • о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений и информации, указывающих на нарушения положений миграционного законодательства РФ;
  • о назначении проверки в отношении иного объекта на основании информации, полученной в ходе данной проверки;
  • о прекращении проверки и направлении ее материалов в органы Прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минздрава России, Минтруда России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и иные органы госвласти на основании выявленных в учреждении нарушений, находящихся в компетенции указанных служб;
  • о продлении срока проведения проверки по основаниям, предусмотренным Административным регламентом;
  • о составлении протокола или возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение проверяющих можно обжаловать

Согласно пункту 60 Административного регламента, представитель учреждения в ходе проверки имеет право:

  • присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
  • представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;
  • обжаловать в установленном порядке действия проверяющих лиц;
  • знакомиться со всеми материалами проверки;
  • направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

При несогласии с результатами проверки учреждение вправе обжаловать их. Для этого нужно обратиться к вышестоящему должностному лицу ФМС России либо напрямую в прокуратуру или суд. Так сказано в пункте 80 Административного регламента.

Жалоба составляется в произвольной форме, но должна содержать следующий минимум необходимых реквизитов:

  • наименование госоргана, в который направляется письменное обращение (с указанием адреса), либо должность, Ф. И. О. соответствующего должностного лица;
  • наименование учреждения и адрес, по которому должен быть направлен обратный ответ;
  • основания и факты, указанные в акте по результатам проверки;
  • суть жалобы на решение, действия или бездействие должностных лиц (с указанием норм законодательства);
  • подпись заявителя и дату составления жалобы.

Срок рассмотрения обращения не может превышать 30 дней. Но в случае необходимости истребования дополнительных материалов его разрешено продлить еще на 30 дней. Об этом заявитель должен быть обязательно уведомлен.

За нарушения предусмотрены санкции

Если учреждение нарушило порядок трудоустройства иностранца, его могут привлечь к ответственности по статье 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если их наличие требуется федеральным законом, учреждению грозит штраф от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. А вот для должностных лиц штраф составит от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Если это нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то размер штрафа будет еще больше:

› | Также в отношении иностранцев законодательством установлены ограничения на осуществление ими отдельных видов деятельности. Их несоблюдение влечет наложение штрафа в соответствии со статьей 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • от 35 тыс. до 70 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • от 400 тыс. до 1 млн руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток) – для учреждения.

Отметим, что штраф уплачивается в отношении каждого иностранного работника, незаконно привлеченного к трудовой деятельности. › |

Важно запомнить
На официальном сайте ФМС России (www.fms.gov.ru) в разделе «Информационные сервисы» можно проверить полученные сведения, например подлинность выданного иностранцу разрешения на работу.

13.08.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль