Можно ли в коммерческой организации создать кадрово-правовое управление?

231

Вопрос

Прошу подсказать можно ли в коммерческой организации создать кадрово-правовое управление, включающее в себя группу кадрового обеспечения и группу правового обеспечения? или управление должно состоять из иных структурных подразделений. заранее спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

С одной стороны, структуру своей коммерческой организации работодатель определяет самостоятельно, в том числе может создать и предложенный Вами симбиоз, объединяющий кадровую службу и юридический отдел.

С другой стороны, относительно юридического отдела в советское время была выработана достаточно разумная позиция, что юридический отдел (или единственный юрист) должен подчиняться непосредственно руководителю организации. Это связано с тем, что юридический отдел должен давать свои заключения без давления со стороны промежуточных руководителей подразделений, именно перед подписью директора юрист (начальник юридического отдела) визирует проект распорядительного акта, договора, который передается на подпись директору. Руководитель должен доверять юристу, знает о непредвзятости независимости его суждений.

Об этом: ПИСЬМО МИНЮСТА СССР ОТ 29.03.1976 № К-18-178 О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении

Управление, как правило, состоит из подразделений (отделов, секторов), решающих родственные задачи. Например Управление персоналом может включать в себя: отдел кадров, отдел подготовки кадров, отдел адаптации персонала, военно-учетный стол и тп.

Правовое управление может состоять из договорного отдела, претензионного отдела, юридического отдела, отдела правового обеспечения внешнеторговой деятельности и тп.

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:

1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);

2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.

На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;

3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;

4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;

5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.

Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;

6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.

Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).

Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда.

Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц.

Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.

Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:

а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;

б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);

в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.

Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.

Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».

Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад».

Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).

В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании — например, «финансово-экономический отдел», «отдел маркетинга и сбыта», и т.д.

В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно с учетом вышеизложенных правил.

В настоящее время для определения наименования структурного подразделения целесообразно воспользоваться уже упоминавшимся Квалификационным справочником должностей руководителей, служащих и других специалистов, содержащим наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, др.). Кроме того, при решении этого вопроса также следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Подробности в материалах Системы Кадры:

  1. Правовая база:

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 1972 г. N 467

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

О ЮРИДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ (БЮРО), ГЛАВНОМ (СТАРШЕМ)

ЮРИСКОНСУЛЬТЕ, ЮРИСКОНСУЛЬТЕ МИНИСТЕРСТВА, ВЕДОМСТВА,

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ,

ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Совмина СССР

от 04.12.1980 N 1124, от 01.12.1987 N 1367,

с изм., внесенными Постановлением Совмина СССР

от 21.12.1990 N 1332, решением Верховного Суда РФ

от 27.12.2000 N ГКПИ 2000-1409)

Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения.

2. Министерствам и ведомствам СССР в 2-месячный срок разработать на основе Общего положения и утвердить Положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, организации, учреждения системы данного министерства (ведомства) с учетом особенностей работы в соответствующей отрасли.

Советам Министров союзных республик:

а) обязать республиканские министерства и ведомства в 2 - месячный срок разработать на основе Общего положения и утвердить Положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, организации, учреждения системы данного министерства (ведомства), с учетом особенностей работы в соответствующей отрасли;

б) в 2-месячный срок разработать на основе Общего положения и утвердить Положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся.

3. Поручить Министерству сельского хозяйства СССР и Министерству юстиции СССР в 3-месячный срок разработать применительно к Общему положению и утвердить порядок юридического обслуживания колхозов, межколхозных предприятий и организаций (включая обслуживание их межхозяйственными юридическими группами), с учетом специфики этих предприятий и организаций.

4. Рекомендовать правлению Центросоюза и центральным органам других общественных организаций установить порядок осуществления правовой работы в соответствующих организациях применительно к Общему положению, утвержденному настоящим Постановлением.

Председатель

Совета Министров Союза ССР

А.КОСЫГИН

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Утверждено

Постановлением Совета Министров СССР

от 22 июня 1972 г. N 467

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ЮРИДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ (БЮРО), ГЛАВНОМ (СТАРШЕМ)

ЮРИСКОНСУЛЬТЕ, ЮРИСКОНСУЛЬТЕ МИНИСТЕРСТВА, ВЕДОМСТВА,

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ,

ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Совмина СССР

от 04.12.1980 N 1124, от 01.12.1987 N 1367,

с изм., внесенными Постановлением Совмина СССР

от 21.12.1990 N 1332, решением Верховного Суда РФ

от 27.12.2000 N ГКПИ 2000-1409)

1. Для проведения правовой работы в министерстве (ведомстве) СССР, союзной, автономной республики, исполнительном комитете краевого, областного, городского, районного Совета депутатов трудящихся, на предприятии, в организации, учреждении в зависимости от объема, характера и сложности работы создается, как правило, в качестве самостоятельного структурного подразделения юридический отдел (бюро) или вводятся должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта <*>; в министерстве, ведомстве, где имеется арбитраж, создается юридический отдел (бюро) с арбитражем.

--------------------------------

<*> В дальнейшем соответственно употребляются термины: "юридический отдел", "юрисконсульт".

Арбитраж министерства, ведомства действует на основе отдельного Положения, утверждаемого в установленном порядке.

2. Основными задачами юридического отдела, юрисконсульта министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения являются:

а) укрепление социалистической законности в деятельности министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения;

б) активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, борьбы с бесхозяйственностью, улучшения экономических показателей работы предприятий, организаций, учреждений;

в) обеспечение правовыми средствами сохранности социалистической собственности, повышения качества выпускаемой продукции, выполнения заданий, обязательств по поставкам, по договорам подряда на капитальное строительство и другим договорам;

г) защита прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан;

д) пропаганда советского законодательства.

3. Работники юридического отдела, юрисконсульт должны активно участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на соблюдение государственной, плановой и договорной дисциплины, укрепление хозяйственного расчета, а также на организацию борьбы с хищениями, выпуском недоброкачественной продукции, непроизводительными потерями, нарушениями хозяйственного, трудового, жилищного и другого законодательства, норм советской и колхозной демократии.

4. Начальник юридического отдела, юрисконсульт министерства, ведомства назначается на должность и освобождается от должности руководителем министерства, ведомства.

Абзац второй пункта 4 утратил силу в части назначения на должность и освобождения от должности начальника юридического отдела и юрисконсульта предприятия. - Постановление Совета Министров СССР от 21.12.1990 N 1332.

Начальник юридического отдела, юрисконсульт предприятия, организации, учреждения назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия, организации, учреждения с последующим утверждением вышестоящим органом.

(в ред. Постановления Совета Министров СССР от 01.12.1987 N 1367)

Заведующий юридическим отделом, юрисконсульт исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке.

Абзац 4 пункта 4 признан незаконным и не подлежащим применению Решением Верховного Суда РФ от 27.12.2000 N ГКПИ 2000-1409 со дня введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ.

Упразднение юридического отдела и сокращение должности юрисконсульта на предприятии, в организации, учреждении допускаются лишь с согласия вышестоящей организации.

5. На должность начальника (заведующего) юридического отдела, юрисконсульта назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование.

В исключительных случаях на должность юрисконсульта могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них стажа работы по юридической специальности не менее трех лет, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших юридических учебных заведений.

6. Юридический отдел, юрисконсульт министерства, ведомства подчиняется непосредственно руководителю министерства, ведомства или по его решению одному из заместителей руководителя. Юридический отдел, юрисконсульт предприятия, организации, учреждения подчиняется непосредственно руководителю.

По вопросам методики ведения правовой работы начальник юридического отдела, юрисконсульт руководствуется указаниями юридического отдела, юрисконсульта вышестоящей организации.

7. Юридический отдел, юрисконсульт министерства, ведомства:

а) совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения социалистической законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства;

б) совместно с другими подразделениями, а в отдельных случаях самостоятельно обобщает практику применения законодательства в отрасли, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководства министерства, ведомства;

в) проверяет соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководству министерства, ведомства проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других документов правового характера, а также визирует их; подготовляет самостоятельно или совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов министерства, ведомства;

г) участвует в подготовке проектов законов, а также постановлений, распоряжений Правительства и других нормативных актов, разрабатываемых министерством, ведомством; подготовляет самостоятельно или совместно с другими подразделениями заключения по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв министерству, ведомству; визирует указанные проекты нормативных актов и заключения, представляемые на подпись руководству министерства, ведомства;

д) принимает участие в разработке предложений по совершенствованию системы управления в отрасли, по определению прав и обязанностей структурных подразделений министерства, ведомства, а также предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц;

е) проводит работу по повышению роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их выполнение, по укреплению договорной дисциплины; участвует в разработке Особых условий поставки, типовых договоров и других нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения;

разрабатывает методические указания по организации договорной работы в системе министерства, ведомства; принимает меры к обеспечению своевременного и правильного заключения хозяйственных договоров, учета выполнения договорных обязательств, применения экономических мер воздействия при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам;

ж) осуществляет методическое руководство претензионной работой в системе министерства, ведомства; анализирует состояние работы по предъявлению и рассмотрению претензий и арбитражную практику; разрабатывает предложения по устранению недостатков в деятельности предприятий, организаций, учреждений, выявленных при рассмотрении претензий и хозяйственных споров, и представляет эти предложения руководству министерства, ведомства;

з) участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на организацию борьбы с выпуском недоброкачественной продукции, порчей материальных ценностей, хищениями и недостачами;

и) осуществляет методическое руководство правовой работой в системе министерства, ведомства и проверяет состояние этой работы; организует обмен опытом работы юридических отделов, юрисконсультов; в установленном порядке созывает совещания и проводит семинары;

к) представляет в установленном порядке интересы министерства, ведомства в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;

л) проводит совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению деловой квалификации юрисконсультов и правовых знаний работников центрального аппарата министерства (ведомства) и подведомственных ему предприятий, организаций, учреждений;

разрабатывает мероприятия по пропаганде советского законодательства в системе министерства, ведомства и участвует в их осуществлении;

м) дает по запросам подведомственных министерству (ведомству) предприятий, организаций, учреждений разъяснения по правовым вопросам, направляет им информационные материалы по действующему законодательству и практике его применения; консультирует работников центрального аппарата министерства, ведомства по правовым вопросам; подготовляет руководству министерства, ведомства справочные материалы по законодательству;

н) организует систематизированный учет и хранение поступающих в министерство (ведомство) и издаваемых им нормативных актов; принимает меры, направленные на улучшение обеспечения юридических отделов, юрисконсультов предприятий, организаций и учреждений законодательно - справочными материалами;

о) анализирует информационные и иные материалы о правовой работе, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, составляет по ним обзоры и докладывает их при необходимости руководству министерства, ведомства;

п) оказывает правовую помощь местному комитету профсоюза, добровольной народной дружине и другим общественным организациям министерства, ведомства.

8. Юридический отдел, юрисконсульт исполнительного комитета краевого, областного, городского, районного Совета депутатов трудящихся:

а) проверяет соответствие требованиям законодательства проектов решений, распоряжений и других документов правового характера, вносимых на рассмотрение Совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета, а также визирует их;

б) участвует в подготовке и осуществлении проводимых Советом депутатов трудящихся, его исполнительным комитетом и постоянными комиссиями мероприятий по обеспечению соблюдения социалистической законности; принимает участие в подготовке проектов документов правового характера, вносимых на рассмотрение Совета и его исполнительного комитета;

в) подготовляет предложения об изменении, приостановлении или отмене не соответствующих закону решений и распоряжений нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов;

г) подготовляет самостоятельно или совместно с отделами (управлениями) исполнительного комитета предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу решений, распоряжений Совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета;

д) оказывает юридическую помощь постоянным комиссиям Совета депутатов трудящихся, административным комиссиям, наблюдательным комиссиям, комиссиям по делам несовершеннолетних и другим комиссиям, созданным при исполнительном комитете Совета, а также депутатам Совета и органам общественной самодеятельности населения, работающим под руководством Совета депутатов трудящихся;

е) консультирует по правовым вопросам работников отделов и управлений исполнительного комитета, юрисконсультов предприятий, организаций и учреждений, подчиненных Совету депутатов трудящихся, а также работников исполнительных комитетов нижестоящих Советов депутатов трудящихся; по поручению исполнительного комитета дает заключения по правовым вопросам;

ж) организует систематизированный учет и хранение поступающих в исполнительный комитет и издаваемых Советом депутатов трудящихся и его исполнительным комитетом нормативных актов; принимает меры, направленные на улучшение обеспечения юридических отделов, юрисконсультов исполнительных комитетов нижестоящих Советов депутатов трудящихся законодательно - справочными материалами;

з) организует совместно с отделами и управлениями исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся изучение работниками аппарата исполнительного комитета, его отделов и управлений нормативных актов, относящихся к их деятельности;

и) оказывает юридическим отделам, юрисконсультам исполнительных комитетов нижестоящих Советов депутатов трудящихся методическую помощь в осуществлении правовой работы;

к) представляет в установленном порядке интересы исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов.

9. Юридический отдел, юрисконсульт предприятия, организации, учреждения:

а) проверяет соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия, организации, учреждения проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визирует их;

б) осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений предприятия, организации, учреждения, и принимает меры к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства;

в) подготовляет совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии, в организации, учреждении;

г) принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины на предприятии, в организации, учреждении;

д) организует совместно с другими подразделениями работу по заключению хозяйственных договоров на предприятии, в организации, учреждении, участвует в подготовке указанных договоров и визирует их;

е) организует и ведет претензионную работу; осуществляет методическое руководство этой работой, если она ведется другими подразделениями предприятия, организации, учреждения;

ж) участвует в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия, организации, учреждения дебиторской и кредиторской задолженности и принимает совместно с другими подразделениями меры к ликвидации этой задолженности;

з) осуществляет контроль за соблюдением на предприятии, в организации, учреждении установленного действующим законодательством порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;

и) представляет в установленном порядке интересы предприятия, организации, учреждения в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;

к) обобщает и анализирует результаты рассмотрения судебных и арбитражных дел и совместно с другими структурными подразделениями - результаты рассмотрения претензий, практику заключения и исполнения хозяйственных договоров; представляет руководителю предприятия, организации, учреждения предложения об устранении выявленных недостатков;

л) участвует в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, организацией, учреждением, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающим на отзыв предприятию, организации, учреждению;

м) дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, организации, учреждения;

н) принимает участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения;

о) оказывает правовую помощь фабричному, заводскому, местному комитету профсоюза, товарищескому суду, добровольной народной дружине и другим общественным организациям на предприятии, в организации, учреждении;

п) подготовляет с участием других подразделений материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи следственным, судебным органам и товарищеским судам, а также принимает меры к возмещению ущерба, причиненного предприятию, организации, учреждению;

р) организует систематизированный учет и хранение поступающих на предприятие (в организацию, учреждение) и издаваемых им нормативных актов;

с) проводит информацию о действующем законодательстве, организует совместно с другими подразделениями изучение должностными лицами предприятия, организации, учреждения нормативных актов, относящихся к их деятельности;

т) проводит работу по пропаганде советского законодательства на предприятии, в организации, учреждении.

10. Юридический отдел, юрисконсульт министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения имеет право:

а) проверять соблюдение законности соответственно в системе министерства, ведомства, в исполнительных комитетах нижестоящих Советов депутатов трудящихся, в деятельности структурных подразделений министерства, ведомства, предприятия, организации, учреждения, а также в отделах и управлениях исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся;

б) получать от должностных лиц в порядке, установленном в министерстве, ведомстве, исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся, на предприятии, в организации, учреждении, документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей;

в) привлекать с согласия руководителя структурного подразделения министерства, ведомства, отдела (управления) исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, руководителя предприятия, организации, учреждения работников для подготовки проектов нормативных актов и других документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридическим отделом, юрисконсультом в соответствии с возложенными на него обязанностями.

11. Начальник (заведующий) юридического отдела, юрисконсульт участвует в заседаниях коллегии министерства (ведомства), в заседаниях исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, в совещаниях, созываемых руководителем предприятия, организации, учреждения, при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства и иным участкам правовой работы.

12. Начальник (заведующий) юридического отдела, юрисконсульт министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений, решений, распоряжений и других документов правового характера.

13. Начальник (заведующий) юридического отдела, юрисконсульт, обнаруживший нарушения законности в работе министерства, ведомства, предприятия, организации, учреждения, отдела (управления) исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся или их должностных лиц, обязан доложить руководителю соответственно министерства, ведомства, предприятия, организации, учреждения, исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся об этих нарушениях для принятия необходимых мер к их устранению.

14. В случае несоответствия действующему законодательству представляемых на подпись руководству министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, руководителю предприятия, организации, учреждения проектов приказов, инструкций и других правовых документов начальник (заведующий) юридического отдела, юрисконсульт, не визируя проекты этих документов, дает соответствующее заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.

При подписании указанных документов руководителем предприятия, организации, учреждения вопреки заключению начальника юридического отдела, юрисконсульта последний сообщает об этом вышестоящей организации.

Начальник юридического отдела, юрисконсульт предприятия, организации, учреждения, не принявший в соответствии с настоящим Общим положением мер к устранению нарушений законности, несет ответственность наряду с руководителем предприятия, организации, учреждения в установленном порядке.

15. Возложение на юридический отдел, юрисконсульта министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения обязанностей, не предусмотренных настоящим Общим положением и не относящихся к правовой работе, не допускается.

16. Министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения обязаны обеспечивать юридический отдел, юрисконсульта законодательно - справочными материалами, сборниками и другими пособиями по правовым вопросам, а также необходимой юридической литературой.

09.04.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль