Можно ли проводить проверку безопасности полетов силами сторонней организации?

673

Вопрос

Вопрос прошу рассмотреть не просто с точки зрения коммерческих организаций, а с точки зрения именно организации в сфере авиации. Спасибо.

Ответ

Из текста вопроса мы понимаем, что на основании договора аутсорсинга, заключенного между компаниями А и Б, работник компании А будет осуществлять проверку структурных подразделений компании Б. При этом отдельной "статьей проверки" будет проверка безопасности полетов. Как мы понимаем, речь идет о судах гражданской авиации.

По закону, полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. При этом порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст. 68 Воздушного кодекса РФ).

Так, Приказом Минтранса от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила (ФАП) подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации. Названные Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами гражданских воздушных судов (п. 1.2 ФАП). Согласно Правилам, эксплуатант судна обязан создать и ввести систему управления безопасностью полетов (СУБП) (п.п. 4.6 - 4.7, 5.5 - 5.6 ФАП). А СУБП должна в частности обеспечивать проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов.

По вопросу СУБП Росавиацией издано Письмо от 25.11.2009 N ГК1.22-2979 "О внедрении системы управления безопасностью полетов". Согласно названному Письму:

  • Авиапредприятия и эксплуатанты разработать и вводят в действие систему управления безопасностью полетов (далее - СУБП) и регламентируют ее в Руководстве по управлению безопасностью полетов (далее - РУБП).

  • Мониторинг выполнения требований к обеспечению безопасности полетов и работы СУБП авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта проводится в ходе внутренних аудита и проверок.

  • СУБП авиапредприятия должна соответствовать объему и сложности выполняемых (обслуживаемых) полетов, требуемого технического обслуживания воздушных судов и, как минимум, включать в себя концептуальные рамки, установленные ИКАО для авиапредприятий, эксплуатантов воздушного транспорта и организаций по техническому обслуживанию.

  • Концептуальными рамками ИКАО предусмотрено в частности назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов. При этом эксплуатант и авиапредприятие определяют руководителей, отвечающих за безопасность полетов, несущих персональную ответственность и обеспечивающих координацию внедрения и поддержания функционирования эффективной СУБП.

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм (о том, что лица, ответственные за безопасность полетов, назначаются из числа именно сотрудников эксплуатанта / авиапредприятия) представляется, что:

  • функции по контролю / проверке безопасности полетов должны возлагаться именно на штатных сотрудников эксплуатанта / авиапредприятия;

  • для этих целей не следует заключать договоры аутсорсинга, по которым одна компания будет предоставлять своего сотрудника другой компании для целей проверки безопасности полетов в этой другой компании.

Внешний инспекционный контроль осуществляют только специально уполномоченные органы гос. власти:

Минтранс РФ ( или созданная при нем Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) в отношении аккредитованных организаций : Приказ Минтранса РФ N 106, Госстандарта РФ N 176 от 01.08.2002 "Об утверждении Правил Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 02.11.2013) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"

Подробности в материалах Системы:

  1. Нормативно-правовая база: Воздушный кодекс РФ

Статья 20. Виды авиации

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Статья 21. Гражданская авиация

1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

2. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Статья 61. Авиационное предприятие и эксплуатант

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

Статья 84. Обеспечение авиационной безопасности

1. Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

2. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции";

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

3. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

4. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

5. При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:

1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;

3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;

4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;

5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ)

6. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ)

  1. Нормативно-правовая база: Письмо> Росавиации от 25.11.2009 N ГК1.22-2979

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 25 ноября 2009 г. N ГК1.22-2979

О ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

В соответствии с Руководством по управлению безопасностью полетов (Doc. 9859 ICAO) и в целях своевременного исполнения требований пунктов 5.5, 5.12 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645), до издания соответствующих нормативных актов предлагаю:

1. Авиапредприятиям и эксплуатантам в срок до 25.12.2009 разработать и ввести в действие до 01.01.2010 систему управления безопасностью полетов (далее - СУБП), регламентировать ее в Руководстве по управлению безопасностью полетов (далее - РУБП). Структура РУБП может определяться авиапредприятием как раздел Руководства по производству полетов (далее - РПП) (для авиакомпаний и эксплуатантов воздушного транспорта) или как отдельный документ.

2. СУБП авиапредприятия должна соответствовать объему и сложности выполняемых (обслуживаемых) полетов, требуемого технического обслуживания воздушных судов и, как минимум, включать в себя концептуальные рамки, установленные ИКАО для авиапредприятий, эксплуатантов воздушного транспорта и организаций по техническому обслуживанию.

Состав и содержание концептуальных рамок ИКАО приведен в Приложении N 1.

3. В ходе разработки СУБП авиапредприятиям и эксплуатантам воздушного транспорта необходимо:

определить допустимые уровни риска, согласовать их с руководителями межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта и утвердить в Росавиации;

установить, что все виды обеспечения полетов, выполняемые по договорам с другими организациями, должны выполняться с обеспечением приемлемого уровня безопасности полетов, установленного в СУБП авиапредприятия (эксплуатанта);

создать обязательную систему добровольного представления данных об инцидентах в целях содействия сбору информации о фактических и (или) потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, которые не всегда фиксируются в рамках системы обязательного представления данных об инцидентах;

установить порядок и сроки проведения анализа состояния безопасности полетов в организациях гражданской авиации, но не реже одного раза в квартал.

4. Авиапредприятиям и эксплуатантам необходимо согласовать РПП (РУБП) в межрегиональных территориальных управлениях воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

5. Авиакомпаниям и эксплуатантам воздушного транспорта получить одобрение в Росавиации разделов и приложений к РПП (определены Приложением N 2).

6. Мониторинг выполнения требований к обеспечению безопасности полетов и работы СУБП авиапредприятий, эксплуатантов воздушного транспорта и организаций по техническому обслуживанию проводить в ходе:

внутренних аудита и проверок;

сертификации эксплуатантов;

плановых инспекционных проверок базовых объектов;

рассмотрения результатов инспектирования воздушных судов на перроне (в том числе полученных из других государств);

изучения материалов докладов и анализов о состоянии безопасности полетов, представляемых авиапредприятиями и эксплуатантами воздушного транспорта.

Руководитель
Г.К.КУРЗЕНКОВ

Приложение N 1

к письму Федерального

агентства воздушного транспорта

от 25 ноября 2009 г. N ГК1.22-2979

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАМКИ

ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

Введение

СУБП является административной системой управления безопасностью полетов, осуществляемой организацией. Концептуальные рамки СУБП включают 4 компонента и 12 элементов, представляющих собой минимальные требования к внедрению СУБП. Внедрение концептуальных рамок соответствует масштабам организации и сложности предоставляемых услуг.

1. Политика и цели обеспечения безопасности полетов:

1.1. Обязательства и ответственность руководства.

1.2. Ответственность за безопасность полетов.

1.3. Назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов.

1.4. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки.

1.5. Документация по СУБП.

2. Управление факторами риска для безопасности полетов:

2.1. Определение факторов опасности.

2.2. Оценка и уменьшение риска для безопасности полетов.

3. Обеспечение безопасности полетов:

3.1. Контроль и количественная оценка показателей безопасности полетов.

3.2. Осуществление изменений.

3.3. Постоянное совершенствование СУБП.

4. Популяризация вопросов безопасности полетов:

4.1. Подготовка и образование.

4.2. Обмен информацией о безопасности полетов.

1. Политика и цели обеспечения безопасности полетов

1.1. Обязательства и ответственность руководства

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют политику организации в области обеспечения безопасности полетов, которая базируется на международных и национальных требованиях и подписывается ответственным руководителем организации.

Политика в области обеспечения безопасности полетов отражает обязательства организации по обеспечению безопасности полетов; в документе с изложением политики четко определяется порядок выделения ресурсов, необходимых для ее реализации; данный документ с утверждающей надписью на видном месте рассылается по всей организации. Эта политика включает процедуры отчетности в области безопасности полетов, ясно определяет типы недопустимого поведения и включает условия, в которых не будут приниматься дисциплинарные меры. Политика обеспечения безопасности полетов периодически пересматривается с тем, чтобы она сохраняла свою актуальность и была приемлемой для организации.

1.2. Ответственность за безопасность полетов

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют ответственного руководителя, который независимо от других выполняемых им функций несет окончательную ответственность от имени эксплуатанта, утвержденной организации по техническому обслуживанию за внедрение и поддержание функционирования СУБП. Эксплуатант, утвержденная организация по техническому обслуживанию также определяют ответственность всех руководителей независимо от других выполняемых ими функций, а также ответственность сотрудников в отношении функционирования СУБП. Ответственность и полномочия за обеспечение безопасности полетов оформляются документально, доводятся до сведения всех сотрудников организации и включают определение уровня руководителей, уполномоченных принимать решения относительно приемлемости рисков для безопасности полетов.

1.3. Назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют руководителей, отвечающих за безопасность полетов, несущих персональную ответственность и обеспечивающих координацию внедрения и поддержания функционирования эффективной СУБП.

1.4. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию принимают меры к тому, чтобы план мероприятий на случай аварийной обстановки, который обеспечивает упорядоченный и эффективный переход от штатных к нештатным операциям и возобновление штатных операций, был должным образом согласован с аналогичными планами тех организаций, с которыми они должны будут взаимодействовать при предоставлении своего обслуживания.

1.5. Документация по СУБП

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию разрабатывают планы внедрения СУБП, утверждаемые старшим руководством организации, который определяет ее подход к управлению безопасностью полетов в соответствии с целями организации в области обеспечения безопасности полетов. Организация разрабатывает и обновляет документацию по СУБП, содержащую информацию о политике и целях обеспечения безопасности полетов, требованиях СУБП, процедурах и процессах СУБП, обязательствах, ответственности и полномочиях в отношении процедур и процессов, а также о результатах функционирования СУБП. В качестве части документации по СУБП эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию подготавливают и обновляют руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) с целью доведения своего подхода к обеспечению безопасности полетов до сведения всех сотрудников организации.

2. Управление факторами риска для безопасности полетов

2.1. Определение факторов опасности

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют и осуществляют официальный процесс, обеспечивающий определение факторов опасности для производства полетов. Определение факторов опасности основывается на сочетании реактивных, проактивных и прогностических методов сбора данных о безопасности полетов.

2.2. Оценка и уменьшение риска для безопасности полетов

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют и осуществляют официальный процесс, обеспечивающий анализ, оценку и контроль факторов риска для безопасности полетов при производстве полетов (техническом обслуживании).

3. Обеспечение безопасности полетов

3.1. Контроль и количественная оценка показателей безопасности полетов

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию разрабатывают и применяют методы проверки показателей деятельности организации в сфере обеспечения безопасности полетов и оценки эффективности средств контроля факторов риска для безопасности полетов. Деятельность организации в сфере обеспечения безопасности полетов проверяется по отношению к показателям и целевым параметрам безопасности полетов СУБП.

3.2. Осуществление изменений

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют и осуществляют официальный процесс определения изменений в организации, которые могут повлиять на установленные процессы и предоставляемые услуги, описания мер обеспечения показателей безопасности полетов до реализации изменений и исключения или изменения средств контроля факторов риска для безопасности полетов, которые более не требуются или не эффективны вследствие изменений эксплуатационной обстановки.

3.3. Постоянное совершенствование СУБП

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию определяют и осуществляют официальный процесс выявления причин нештатного функционирования СУБП, определения последствий нештатного функционирования для производства полетов и устранения таких причин.

4. Популяризация вопросов безопасности полетов

4.1. Подготовка и образование

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию разрабатывают и выполняют программы подготовки кадров в области безопасности полетов, которые гарантируют надлежащую подготовку и квалификацию персонала для выполнения обязанностей в рамках СУБП. Подготовка кадров по вопросам безопасности полетов проводится с учетом роли каждого участника в СУБП.

4.2. Обмен информацией о безопасности полетов

Эксплуатант (авиапредприятие), утвержденная организация по техническому обслуживанию разрабатывают и применяют официальные средства обмена информацией о безопасности полетов, обеспечивающие доскональное ознакомление всего персонала с СУБП, предоставление критической с точки зрения безопасности полетов информации и пояснений относительно причин предпринятая конкретных действий по обеспечению безопасности полетов, а также введения или изменения процедур обеспечения безопасности полетов.

Приложение N 2

к письму Федерального

агентства воздушного транспорта

от 25 ноября 2009 г. N ГК1.22-2979

РАЗДЕЛЫ РУКОВОДСТВА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ ЭКСПЛУАТАНТА

ИЛИ ПРИЛОЖЕНИЯ К НЕМУ, ТРЕБУЮЩИЕ ОДОБРЕНИЯ В РОСАВИАЦИИ

Утверждению (одобрению) в Росавиации подлежат следующие разделы руководства по производству полетов эксплуатанта или приложения к нему:

метод установления минимальных абсолютных высот полета;

метод определения эксплуатационных минимумов аэродрома;

дополнительные требования к производству полетов по правилам полетов по приборам (ППП) или ночью на самолетах, управляемых одним пилотом (при необходимости);

полетное время, служебное полетное время и время отдыха, приемлемость системы учета полетного времени, служебного полетного времени и времени отдыха;

особые полеты увеличенной дальности (процедуры ETOPS);

дополнительные требования к производству полетов самолетами с одним газотурбинным двигателем ночью и/или в приборных метеорологических условиях (ПМУ);

перечень минимального оборудования конкретных воздушных судов (MEL);

производство полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках;

производство полетов в воздушном пространстве с MNPS;

производство полетов в воздушном пространстве с RVSM;

правила управления электронными навигационными данными;

программы подготовки членов летного экипажа;

использование тренажерных устройств имитации условий полета;

программы подготовки членов кабинного экипажа;

программы по обучению персонала по правилам перевозки опасных грузов;

руководство по управлению безопасностью полетов;

программа анализа полетных данных;

программы подготовки авиационного персонала в области авиационной безопасности.

  1. Нормативно-правовая база: Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

"ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(в ред. Приказов Минтранса России от 21.12.2009 N 242,

от 22.11.2010 N 263, от 16.11.2011 N 284,

от 27.12.2012 N 453, от 25.11.2013 N 362,

от 10.02.2014 N 32)

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Правила) устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, и разработаны в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

1.3. Если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований настоящих Правил, то применяются требования законов и правил этого государства.

1.4. В случаях, когда это необходимо для предотвращения авиационных происшествий, преступлений, гибели и нанесения вреда здоровью людей, разрешается допускать отступления от требований настоящих Правил.

1.5. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в Приложении к настоящим Правилам.

IV. Требования к подготовке и выполнению полетов воздушных судов авиации общего назначения, не относящихся к легким или сверхлегким

Общие требования

4.1. Физические, юридические лица, выполняющие полеты в целях АОН на воздушных судах, не относящихся к легким или сверхлегким, выполняют требования, установленные в настоящей главе и главах I, II и III настоящих Правил.

4.2. Физическое, юридическое лицо Российской Федерации, организующее и выполняющее полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях АОН, должно иметь свидетельство эксплуатанта, полученное в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 147 <*>.

--------------------------------

<*> Зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2003 г., регистрационный N 5104.

4.3. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

4.4. КВС обеспечивает подготовку и выполнение полетов. Эксплуатант описывает процедуры подготовки и выполнения полетов в РПП и определяет роли и обязанности персонала, связанного с исполнением указанных процедур.

4.5. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы КВС имел на борту воздушного судна информацию, касающуюся поисково-спасательных служб в районе, над которым будет пролетать воздушное судно.

4.6. Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечивает ее функционирование.

4.7. Система управления безопасностью полетов должна включать:

процессы определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков;

процессы разработки и внедрения профилактических мероприятий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;

обеспечение постоянного контроля и регулярной оценки адекватности и эффективности мер по управлению безопасностью полетов.

4.8. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы полет не начинался, если им не установлено, что располагаемые и непосредственно необходимые при таком полете для безопасной эксплуатации воздушного судна наземные и (или) водные средства, включая связное оборудование и навигационные средства, позволяют выполнить полет.

4.9. Эксплуатант утверждает РПП, содержащее инструкции и сведения, необходимые авиационному персоналу для выполнения порученных ему обязанностей.

4.10. РПП должно содержать следующие элементы:

оглавление;

страница учета поправок;

служебные обязанности, функции и субординация руководящего и эксплуатационного персонала;

система управления безопасностью полетов эксплуатанта;

система руководства полетами;

правила в отношении минимального перечня исправного оборудования в случаях применения MEL;

производство полетов в нормальных условиях;

стандартные эксплуатационные процедуры;

метеорологические ограничения;

ограничения полетного и рабочего времени;

чрезвычайные ситуации в полете;

процедуры анализа авиационных происшествий и инцидентов;

квалификация и подготовка персонала;

ведение учетной документации;

описание системы управления техническим обслуживанием;

процедуры обеспечения авиационной безопасности (где применимо);

эксплуатационные ограничения летно-технических характеристик;

использование и защита записей полетных данных бортового и речевого самописцев, в случаях, когда применяются самописцы;

обработка опасных грузов, в случаях, когда перевозятся опасные грузы.

4.11. Карты контрольных проверок применяются летными экипажами воздушного судна до, во время и после всех этапов полета, а также в аварийных ситуациях для того, чтобы обеспечить соблюдение эксплуатационных правил, содержащихся в РЛЭ, а также в РПП.

При разработке карт контрольных проверок эксплуатантом учитывается человеческий фактор.

4.12. Эксплуатант определяет для полетов по ППП метод установления абсолютных высот пролета местности в соответствии с требованиями государства, в котором совершается полет.

4.13. Эксплуатант обеспечивает, чтобы КВС не выполнял полет на аэродром или с аэродрома, используя эксплуатационные минимумы меньше, чем установлены для данного аэродрома уполномоченным органом государства, в котором он расположен.

4.14. Эксплуатант ведет контроль утомляемости авиационного персонала, занимающегося летной эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушного судна, для исключения возможности выполнения персоналом своих обязанностей в состоянии утомления. Программа контроля определяет полетное и рабочее время и включается в РПП.

V. Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок

Общие требования

5.1. Физические, юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, выполняют требования, установленные в настоящей главе и главах I, II и III.

5.2. Эксплуатант обеспечивает, чтобы все члены экипажа воздушного судна были ознакомлены с законами, правилами и процедурами, касающимися их обязанностей и применимыми к районам пролета воздушного судна, используемым аэродромам и соответствующим аэронавигационным средствам.

5.3. Принятие решений о начале, продолжении полета, отклонении от плана полета и (или) прекращении полета возлагается на КВС в порядке, установленном в РПП, с учетом информации, предоставленной сотрудником по обеспечению полетов (полетным диспетчером), в том случае, если утвержденным эксплуатантом методом контроля и наблюдения за выполнением полетов предусматривается привлечение сотрудника по обеспечению полетов (полетного диспетчера).

5.4. Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы КВС имел на борту самолета всю необходимую информацию, касающуюся поисково-спасательных служб в районе, над которым будет пролетать воздушное судно.

5.5. Эксплуатант вводит систему управления безопасностью полетов, которая:

включает процессы определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков;

обеспечивает принятие корректирующих действий, необходимых для выдерживания показателей безопасности полетов;

обеспечивает проведение постоянного мониторинга и регулярной оценки показателей безопасности полетов;

обеспечивает постоянное улучшение обязательных показателей работы системы управления безопасностью полетов.

5.6. В рамках системы управления безопасностью полетов определяется структура функций в вопросах обеспечения безопасности полетов эксплуатанта, в том числе и функции руководителей эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов.

5.7. Эксплуатант воздушного судна с максимальной взлетной массой более 27000 кг утверждает и выполняет программу анализа полетных данных в качестве составной части его системы управления безопасностью полетов.

Программа анализа полетных данных включает в себя:

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.11.2011 N 284)

сбор данных бортовых средств объективного контроля, выполненных воздушным судном полетов, и анализ полученной информации;

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.11.2011 N 284)

сбор данных, полученных от авиационного персонала по вопросам безопасности полетов.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.11.2011 N 284)

Выявленные при выполнении программы анализа полетных данных отклонения от требований эксплуатационной документации воздушного судна и настоящих Правил, а также отказы авиационной техники подлежат обязательной регистрации эксплуатантом для осуществления профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.11.2011 N 284)

При проведении квалификационных проверок пилотов эксплуатант обеспечивает хранение в течение двух лет параметрических данных средств объективного контроля и предъявляет их по требованию уполномоченного органа в области гражданской авиации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

Программа анализа полетных данных эксплуатанта обеспечивает защиту персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2012 N 453)

5.8. В рамках системы управления безопасностью полетов эксплуатант создает систему документации по безопасности полетов, предназначенную для исполнения персоналом эксплуатанта.

5.9. Эксплуатант устанавливает процедуры, обеспечивающие выполнение следующих условий:

полет не начинался, пока эксплуатант на основании полученных им данных не удостоверится в том, что имеющиеся наземные и (или) водные средства, которые непосредственно требуются для такого полета, для безопасной эксплуатации воздушного судна и защиты людей на борту, соответствуют условиям, в которых должен выполняться полет, и что они правильно используются для этой цели;

о любых неполадках в работе средств обеспечения полетов, замеченных во время полетов, без излишней задержки сообщалось в организации, обслуживающие указанные средства.

5.10. Эксплуатант обеспечивает наличие РПП и его применение авиационным персоналом, занимающимся вопросами обеспечения, подготовки и выполнения полетов.

5.11. При внесении изменений в РПП о них сообщается всему авиационному персоналу, которому надлежит пользоваться РПП, и в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по обязательной сертификации

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль