Можно ли принять результаты аттестации, предшествовавшей реорганизации?

1231

Вопрос

27.12.2014г. провели аттестацию рабочих мест, были государственным предприятием. Предприятие реорганизовано путем преобразования, стали ОАО. Можем мы принять результаты той аттестации?, все осталось без изменения, правда несколько должностей переименовано директор - ген.директор.

Ответ

Случаи проведения внеплановой оценки перечислены в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ:

• ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

• получение работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о порядке проведения спецоценки;

• изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

• наличие мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Ни переименование должности, ни реорганизация организации не являются основанием для проведения внеплановой оценки условий труда. Следовательно, если ни одно из событий, указанных в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ в качестве оснований для проведения внеплановой оценки не наступило, результаты аттестации рабочих мест продолжают действовать.


Читайте о проведении аттестации работников больше информации в статье по ссылке.


Примечание: в тексте вопроса имеется неясность с датой завершения аттестации рабочих мест. Очевидно, что аттестация не могла быть завершена в декабре 2014 г. Если аттестация была завершена после 01.01.2014 г., ее результаты недействительны, и нужно проводить спецоценку. Если Вы имели в виду декабрь 2013 г., то при условии, что приказ о завершении аттестации был издан до конца 2013 г., результаты аттестации действуют в течение пяти лет, до проведения плановой специальной оценки условий труда, если не возникнут основания для проведения внеплановой оценки.

Подробности в материалах Системы:

1.Ответ: В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:*

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

  • получения работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о порядке проведения спецоценки;

  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев в том же порядке, что и плановую.

Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

2. Ответ: Сергей Вельмяйкин, первый заместитель министра, рассказал о спецоценке в интервью «Главной книге»

– Сергей Федорович, зачем была введена спецоценка вместо аттестации? И в чем разница между ними?

Сразу скажу: революции не произошло. В основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда. Вообще институту оценки условий труда в этом году будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 году на ВАЗе в качестве эксперимента.

Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике это оказалось невыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.

Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.

Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.

– Нужно ли будет проводить спецоценку офисных рабочих мест?

Идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов надо проводить в отношении всех рабочих мест, в том числе так называемых офисных рабочих мест. Необходим ли следующий этап – замер вредных факторов, решает эксперт оценивающей организации.

Потенциально вредные производственные факторы на офисных рабочих местах – это микроклимат в помещении, освещенность, электромагнитное поле.

Отдельную же оценку возможных вредных воздействий самой офисной техники методика проведения спецоценки не предполагает. Мы исходим из того, что эта техника приобретается легально, имеет все необходимые сертификаты, в том числе гигиенические, а значит, безопасна.

– Надо ли будет при спецоценке или в случае проверки ее результатов контролирующими органами предъявлять документы, подтверждающие легальность приобретения и безопасность такой техники?

Нет, документацию на приобретение техники предъявлять не нужно.

– Как будет проходить для работодателей переход с аттестации на спецоценку? Будут ли действительны результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года?

Да, итоги аттестации рабочих мест с некоторыми изъятиями будут действительны в течение пяти лет после ее проведения.

– А если организация начала процедуру аттестации рабочих мест в конце 2013 года, но до нового года не успела ее закончить? Ведь Закон о спецоценке был принят в конце декабря прошлого года, а уже с 1 января вступил в силу.

Завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31 декабря 2013 года. Если организация не успела это сделать, ей придется изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.

О введении с нового года спецоценки было известно заранее. Еще в апреле 2013 года мы объявили об этом на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда. А затем в течение 2013 года неоднократно обсуждали на самых разных общественных площадках. Согласитесь, заключать в конце года договор на проведение аттестации рабочих мест, зная о предстоящих изменениях, – это как минимум безответственно.

– Если организация никогда раньше не проводила аттестацию рабочих мест, в какой срок она обязана провести спецоценку?

Спецоценку вредных рабочих мест, которые перечислены в Списках, необходимо провести до конца 2014 года, поскольку с 2015 года за ее непроведение предусмотрены административные штрафы. Спецоценку остальных рабочих мест можно проводить не торопясь, поэтапно. Завершить ее надо до конца 2018 года.

– В какой срок должны провести спецоценку вновь созданные организации?

Спецоценку условий труда на любых вновь созданных рабочих местах надо провести в течение полугода. Но, если в организации все рабочие места не включены в Списки, проводить спецоценку можно до конца 2018 года.

– Раньше, если по результатам аттестации условия труда были признаны безопасными, повторную аттестацию можно было не проводить. Действует ли это правило и в отношении спецоценки?

Если спецоценка подтвердила безопасность условий труда на рабочем месте и в течение пяти лет на нем не произошло никаких несчастных случаев и у сотрудников не было выявлено профзаболеваний, повторную спецоценку можно не проводить. Достаточно снова подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще пяти лет.

– А еще через пять лет можно будет снова подать декларацию?

Закон о спецоценке не дает прямого ответа на этот вопрос. Но такая ситуация будет актуальна только через 10 лет. Думаю, что за это время практика подскажет, можно продлевать действие результатов спецоценки только однократно или несколько раз.

– Если безопасность условий труда была подтверждена результатами недавней аттестации, надо ли через пять лет проводить спецоценку или можно просто подать декларацию?

В этой ситуации надо будет провести спецоценку. Но если у вас не вредное производство, то, как я уже говорил, спецоценку можно проводить вплоть до конца 2018 года.

Например, если на «несписочных» рабочих местах проводили аттестацию в марте 2012 года, действие ее результатов истекает в марте 2017 года. Но вам не обязательно проводить спецоценку до марта 2017 года, вы можете провести ее и в 2017-м, и в 2018 году.

– Как будет проводиться спецоценка условий труда на аналогичных рабочих местах?

Критерии признания рабочих мест аналогичными прописаны в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. И если это офисные рабочие места, там должны быть не только одинаковые компьютеры, но и одинаковые системы освещения, отопления и вентиляции, а сотрудники на таких рабочих местах должны выполнять одинаковую работу. Проводить спецоценку условий труда на аналогичных рабочих местах можно, как и раньше, в отношении 20 процентов от их общего количества, но не меньше чем на двух таких рабочих местах.

– При создании нового рабочего места надо ли проводить в отношении него спецоценку условий труда, если оно аналогично тем, где уже была проведена спецоценка?

Работодатель обязан провести спецоценку условий труда на таком рабочем месте в течение шести месяцев после его создания. Признать его аналогичным уже существующим рабочим местам автоматически нельзя.

– Какие организации будут вправе проводить спецоценку? Могут ли заниматься спецоценкой те же самые организации, которые занимались аттестацией рабочих мест?

Для того чтобы работать на рынке спецоценки, необходимо получить в Росаккредитации аттестат аккредитации на ведение этой деятельности. Срок действия аттестата – пять лет.

Организации, которые раньше занимались аттестацией рабочих мест, а таких компаний в стране около 900, имеют право проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов своих испытательных лабораторий.

Более того, тем организациям, у которых действие аттестата истекает в 2014 году, мы дали возможность работать на рынке спецоценки до конца года для того, чтобы они подготовились и выполнили новые требования.

– Как изменились требования к оценивающим организациям по сравнению с требованиями к аттестующим организациям?

Они стали более строгими. Оценивающей организации нужно иметь собственную лабораторию. Эта лаборатория должна быть оснащена оборудованием, способным измерять все предусмотренные законом производственные факторы, за исключением четырех – очень редких и крайне дорогих в измерении.

В штате организации должно состоять как минимум пять специалистов-экспертов, имеющих сертификаты Минтруда России. Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это делает его профессионально независимым: поскольку сертификат оформлен на него самого, а не на организацию, ему проще сменить работодателя.

Но одновременно это накладывает на эксперта и большую ответственность. Эксперт лично отвечает за результаты своей работы и в случае нарушений может быть дисквалифицирован.

– Какова роль работодателя в проведении спецоценки?

Работодатель выбирает оценивающую организацию. Он создает и возглавляет комиссию, которая контролирует весь процесс и утверждает результаты спецоценки.

В комиссию по проведению спецоценки входят представители профсоюза и представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. В такой конструкции специально заложен тройной конфликт интересов – работодателя, профсоюза и оценивающей организации.

Оценивающая организация, естественно, заинтересована в том, чтобы заработать побольше, а работодатель – в том, чтобы не переплачивать. А представитель профсоюза защищает интересы сотрудников и требует, чтобы по всем возможным вредным факторам провели объективные замеры и установили классы и подклассы условий труда.

– Как будут защищаться интересы сотрудников, если в организации нет профсоюза?

Даже если нет профсоюза, но трудовой коллектив хочет принять участие в спецоценке, он может ввести в комиссию своего представителя.

– Изменились ли факторы рабочей среды и трудового процесса, которые измеряются при спецоценке, по сравнению с аттестацией? Есть ли изменения в классификации условий труда по степени вредности и опасности?

Изменения не принципиальны. За основу мы взяли ту гигиеническую классификацию, которая применяется уже не один десяток лет.

Мы исключили те факторы, которые практически невозможно измерить. Например, психоэмоциональную напряженность труда. Это крайне субъективный показатель. Любой труд, требующий хотя бы минимальных интеллектуальных усилий, мог расцениваться как вредный.

– Как оформляются результаты спецоценки? С какого момента они вступают в силу?

По завершении спецоценки эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты спецоценки утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.

Именно с этой даты возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед сотрудниками в связи с их работой во вредных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд по новым тарифам вместо тех тарифов, по которым он платил взносы до спецоценки.

– С 2015 года санкции за нарушения при проведении спецоценки ужесточаются. Кто несет ответственность за результаты спецоценки с учетом того, что подписывает документы представитель работодателя?

И работодатель, и оценивающая организация, и эксперт отвечают за правильность проведения процедуры аттестации, каждый в своей части. Так, эксперт отвечает за правильность проведения замеров и расчетов, за их интерпретацию. Работодатель – за организацию процедуры спецоценки.

– Обязан ли работодатель публиковать результаты спецоценки в периодических изданиях, размещать в Интернете? Должен ли он представлять их в какие-нибудь надзорные инстанции?

Работодатель должен разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте, но только если у него есть такой сайт. А оценивающая организация, которая провела спецоценку, с 2016 года обязана будет вводить данные о результатах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

У работодателя также есть право, но не обязанность, передать данные о результатах спецоценки в территориальный орган Роструда. Это дополнительная гарантия на случай, если оценивающая организация по каким-либо причинам данные в систему не введет. Тогда данные, представленные работодателем, в систему введет Роструд.

– Что будет представлять собой эта информационная система? С какой целью она создается?

Эта информационная система уже работает, но пока в тестовом режиме, а к 2016 году будет выведена на производственную мощность.

Работодатели рассчитывают дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд на основании данных спецоценки. С 2016 года ПФР будет получать данные о тарифах конкретных страхователей непосредственно из этой системы.

Кроме того, система позволяет отслеживать возможные нарушения при проведении спецоценки. Так, по данным этой системы мы иногда выясняли, что один и тот же эксперт в один и тот же день проводил замеры в разных уголках страны. Или один и тот же хроматограф одновременно брали в аренду разные аттестующие организации. И как раз такие факты побудили нас ужесточить требования к оценивающим организациям.

– Смогут ли работодатели пользоваться этой системой?

Скорее всего, работодателям будет доступна информация о них самих. Посмотреть информацию о других работодателях они не смогут.

– Для чего необходимо под роспись знакомить сотрудников с результатами спецоценки?

- От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций: надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск. Кроме того, если рабочее место «списочное», но условия труда по результатам спецоценки были признаны безопасными, с этого момента у сотрудника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого льготный стаж не сгорает, но новый начисляться не будет. Если сотрудник не согласен с результатами спецоценки, он может пожаловаться в трудовую инспекцию, и по его жалобе государственная экспертиза условий труда проведет проверку.

– Компенсационные меры сотрудникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены, а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись сотрудникам до вступления в силу Закона о спецоценке. Так происходит только в том случае, если условия труда сотрудников по результатам спецоценки не улучшились?

Мы несколько изменили систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях: значительно больший вес придали отраслевым соглашениям и коллективным договорам на уровне предприятий.

Например, до 1 января 2014 года запрещалось заменять дополнительный отпуск за вредные условия труда денежной компенсацией. Это не устраивало не только работодателей, но и самих сотрудников. Вплоть до того, что шахтеры в Кемерове обращались к Президенту РФ с просьбой разрешить им вместо ненужного трехмесячного отпуска получать дополнительные деньги.

С нового года нельзя заменять компенсацией лишь семь дней дополнительного отпуска, остальные дни по договоренности сотрудников и работодателей можно поменять на деньги. А чтобы сотрудник не пострадал и получил такую компенсацию в полном объеме, мы и предусмотрели норму о том, что в январе 2014 года сотрудник, трудящийся в тех же условиях, не может получить меньше, чем он получал в декабре 2013 года, до вступления в силу Закона о спецоценке. Эта норма касается не только дополнительного отпуска, но и надбавки к зарплате и сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если же условия труда сотрудника улучшились, стали более безопасными, его объем гарантий и компенсаций, естественно, сократится. Ведь цель введения спецоценки состоит как раз в том, чтобы заинтересовать работодателей улучшать условия труда, применять наиболее качественные средства индивидуальной защиты. Кстати, сейчас мы совместно с Роспотребнадзором разрабатываем методику, позволяющую снижать класс условий труда в зависимости от качества средств индивидуальной защиты.

Источник: Минтруд

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль