Как оформить использование работниками служебного транспорта для эпизодических поездок?

5705

Вопрос

Здравствуйте! В нашей организации начальник АХО использует служебный автомобиль для производственных целей и имеет разъездной характер работы. Это прописано в его трудовом договоре и должностной инструкции. В его отсутствие директор решил доверить право управлять служебным автомобилем начальнику склада и слесарю. Директор настаивает на издании приказа о наделении этих людей правом управлять автомобилем. В должностных инструкциях работников прописано, что они обязаны выполнять отдельные поручения руководителей. Так как их поездки будут непостоянными, то директор считает, что приказа и этой фразы в должностных инструкциях будет достаточно. Правомерно ли это? Как правильно решить вопрос предоставления прав управления автомобилем для слесаря и начальника склада?

Ответ

Несмотря на то, что сотрудники будут пользоваться служебным автомобилем нерегулярно, использование ими транспортного средства рекомендуется оформить в том же порядке, что и начальником АХО: закрепить пользование служебным автомобилем в трудовых договорах, оформлять путевые листы. В трудовых договорах нужно предусмотреть случаи, в которых работники могут пользоваться служебным автомобилем, нормативы затрат ГСМ, порядок предоставления отчетов.

При этом следует учесть, что сотрудники, время от времени использующие служебный автомобиль, также должны проходить предрейсовые медосмотры, как и сотрудники, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством.

Подробности в материалах Системы:

1. Журнал: Директор по персоналу, № 1, январь 2012 г.

Персональные консультации

Обязаны ли мы составлять соглашение к трудовым договорам после индексации зарплаты? Нужны ли допуск и медосмотр менеджерам, которые отправляются в служебные поездки на машинах компании? Можно ли назначить начальником человека без высшего образования?

Обязаны ли мы составлять соглашение к трудовым договорам после индексации зарплаты?

Вопрос

В январе мы проведем индексацию зарплаты сотрудников на 7 %, все для этого готово. Но недавно ко мне подошел начальник отдела кадров. Он говорит, что после индексации зарплаты изменились. Следовательно, надо отразить этот факт документально – составить соглашение об изменении условий трудового договора и подписать его с каждым сотрудником. Прав ли глава кадрового отдела?

Ответ

Ваш руководитель кадровой службы прав. Оплата труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада, надбавок, доплат и поощрительных выплат) относится к существенным условиям трудового договора. Так говорится в абзаце 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса. Изменение таких условий договора допускается только по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) за исключением случаев, предусмотренных в статье 74 Трудового кодекса. А именно: если изменились организационные или технологические условия труда (например, используется другая техника и технология производства, проводится структурная реорганизация производства) и условия трудового договора невозможно сохранить.

Как видим, индексация заработной платы к исключительным случаям не относится. А значит, можно сделать вывод, что необходимо заключать соглашение об изменении условий трудового договора.

Нужны ли допуск и медосмотр менеджерам, которые отправляются в служебные поездки на машинах компании?

Вопрос

У нас в компании есть автопарк. Управляют легковыми автомобилями в зависимости от ситуации то штатные водители, то менеджеры, направляющиеся в служебные поездки. С водителями все понятно, они по своим служебным обязанностям вправе садиться за руль корпоративных машин. А вот как быть с менеджерами? Как оформить для них допуск к управлению автомобилями? И вообще нужно ли это делать? Должны ли менеджеры проходить медицинский осмотр перед выездом?

Ответ

Полагаю, к управлению автомобилем менеджеры допускаются в том же порядке, что и водители. Также списываются и ГСМ, оформляются путевые листы. Необходимо издать приказ за подписью руководителя организации. В приказе дайте перечень менеджеров, которые могут управлять автомобилями компании, а также список этих автомобилей, укажите, в каких случаях менеджеры вправе использовать машины, установите нормы для затрат на ГСМ.*

О том, нужно ли менеджерам перед выездом проходить медицинский осмотр, в законодательстве прямо не говорится. Статьи 20 , 23 федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ сформулированы неоднозначно, в судебной практике существуют взаимоисключающие подходы к решению споров о том, проводить или не проводить предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей транспортных средств. В некоторых случаях судебные инстанции распространяют требования статей 20 и 23 Закона № 196-ФЗ только на водителей организаций, специализирующих на перевозках грузов и пассажиров, в других случаях – на все организации, имеющие автомобильный парк. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, можно порекомендовать распространить все правила о медосмотре и на менеджеров.

Можно ли назначить начальником человека без высшего образования?

Вопрос

Генеральный директор нашей компании решил назначить на должность начальника участка человека без высшего образования и соответствующего опыта работы. Я ничего не имею против, но раньше у нас всегда занимали эту должность люди с высшим образованием. Подскажите, пожалуйста, не нарушим ли мы законодательство, если примем того человека, которого решил назначить гендиректор. И можно ли в таком случае в должностных обязанностях нового начальника предусмотреть ответственность за охрану труда?

Ответ

Ответ на первую часть вашего вопроса – не нарушите ли Вы законодательство – зависит от того, а требуется ли для этой должности высшее образование. Если закон или иной нормативно-правовой акт не предписывает этого, то, конечно, можете. Более того, если Вы в таком случае попросите у сотрудника документ, подтверждающий наличие высшего образования, то это может расцениваться как попытка дискриминации. Ведь документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний сотрудник предъявляет, когда поступает на работу (ст. 65 ТК РФ) и только при условии, что эта работа требует специальных знаний или подготовки.

Может ли такой сотрудник отвечать за охрану труда? В статье 217 Трудового кодекса говорится, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Что это значит, поясняется в пункте 17 «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (утверждены постановлением Минтрудсоцразвития от 8 февраля 2000 г. № 14). В частности, там говорится, что на такую должность назначаются лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты с высшим профессиональным (техническим) образованием, либо со средним профобразованием (техническим) и стажем работы в должности техника первой категории не менее трех лет. Допускается и работа на других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, сроком не менее пяти лет. Все эти лица должны пройти специальное обучение по охране труда. Судя по тому, что Вы указали, принимаемый на работу специалист не соответствует требованиям. Следовательно, отвечать за охрану труда он не может. На вопросы отвечала Мария ПРИГАРИНА, заместитель директора гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ»

2. Ответ: Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Да, нужно.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Предрейсовый осмотр является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

Целью предрейсового осмотра является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем. Об этом говорится в пункте 1.3 приложения 2 к письму Минздравсоцразвития России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

Из ответа «Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников»

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль