Имеет ли право работодатель включать единовременную выплату в размер среднего месячного заработка?

1854

Вопрос

Добрый день! Возник следующий вопрос системой оплаты труда: в учреждении предусмотрена единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску в виде материальной помощи на профилактику заболеваний, имеет ли право работодатель включать данную выплату в размер среднего месячного заработка? В локальных нормативных актах учреждения прописано что данная выплата включается в размер среднего месячного заработка для всех случаев его исчисления. Заранее благодарна жду вашего ответа.

Ответ

Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь, при расчете среднего заработка не учитывайте. (Об этом сказано в п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922, а также подтверждается судами - см., например, апелляционное определение Калининградского облсуда от 09.10.13 № 33-4467/2013г.).

Понятие материальной помощи законодательно не установлено. Обычно под ней подразумевается единовременная выплата социального характера, непосредственно не связанная с производственной деятельностью и выполнением сотрудниками трудовых обязанностей.


Все о принятии локальных нормативных актов вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.


Подобные выплаты нельзя отнести ни к одному из составляющих зарплаты (оплаты труда), перечисленных в ст. 129 ТК РФ, а именно:

  • к вознаграждению за труд (в зависимости от квалификации сотрудника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы);

  • к компенсационным выплатам (за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и т. д.);

  • к стимулирующим выплатам (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Поэтому на основании п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922, в расчет среднего заработка материальную помощь не включайте. При этом согласно частным разъяснениям специалистов Минздравсоцразвития России данное правило распространяется на все виды оказываемой в учреждении материальной помощи независимо от условий ее выплаты и документального оформления (т.е. даже если данная выплата отнесена к "источникам формирования" среднего заработка внутренними документами учреждения).

Примечание.

Если в Вашем случае речь идет о федеральном госучреждении, то следует иметь в виду положения Письма Минздравсоцразвития от 05.04.10 № 5905-17, которое касается порядка учета сумм материальной помощи при определении среднего заработка для целей больничного, декретного пособия, а также пособия по уходу за ребенком. Так в названном Письме поясняется, что согласно ч. 1 ст. 07 Закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам. А суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 90 Закона N 212-ФЗ установлено, что не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50000 рублей на каждого ребенка.

Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам по иным основаниям, не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем 4000 рублей на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Из выплат, перечисленных в Письме, в базу для начисления страховых взносов полностью включается в частности единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Материальная помощь, если она выплачивается не по основаниям, поименованным в п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, облагается страховыми взносами в суммах, превышающих 4000 рублей на одного работника за расчетный период.

А согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются больничное, декретное пособия и пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, материальная помощь, входящая в базу для начисления страховых взносов, включается в средний заработок для исчисления вышеуказанных пособий, если ее сумма не превышает 4000 руб. на одного работника за расчетный период.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как определить заработок за расчетный период при расчете среднего заработка

Выплаты, участвующие в расчете

После того как вы определили расчетный период, необходимо рассчитать заработок за этот период. В него нужно включить все выплаты, которые перечислены в пункте 2Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. В частности, к ним относятся:

  • зарплата, начисленная сотрудникам;

  • денежное содержание госслужащим;

  • комиссионное вознаграждение;

  • гонорар сотрудников редакций газет, журналов, других средств массовой информации, организаций искусства, состоящих в штате организации;

  • надбавки и доплаты (за классность, выслугу лет, совмещение профессий и т. п.);

  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (обусловленные районным регулированием доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, в ночное время, при многосменном режиме, в выходные и праздничные дни и сверхурочно);

  • премии и вознаграждения. Обратите внимание, что есть особенности включения премий в расчет среднего заработка.


Статья о Единовременной выплате к отпуску поможет вам не допускать ошибок в работе.


Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т. д.), при расчете среднего заработка не учитывайте. Об этом сказано в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. Правомерность такого подхода подтверждают суды (см., например, апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 октября 2013 г. № 33-4467/2013г.).

Нужно ли при расчете среднего заработка учесть материальную помощь. Право учреждения оказывать материальную помощь установлено приказом МЧС России от 22 сентября 2009 г. № 545

Нет, не нужно.

Понятие материальной помощи законодательно не установлено. Обычно под ней подразумевается единовременная выплата социального характера, непосредственно не связанная с производственной деятельностью и выполнением сотрудниками трудовых обязанностей. Ее оказывают человеку, когда он находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в поддержке. Чаще всего в виде материальной помощи сотрудники получают выплаты: к свадьбе, к отпуску, в связи со смертью близких родственников, рождением ребенка, стихийным бедствием и по другим уважительным причинам.

Подобные выплаты нельзя отнести ни к одному из составляющих зарплаты (оплаты труда), перечисленных в статье 129 Трудового кодекса РФ. А именно:

  • к вознаграждению за труд (в зависимости от квалификации сотрудника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы);

  • к компенсационным выплатам (за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и т. д.);

  • к стимулирующим выплатам (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Поэтому на основании пункта 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, в расчет среднего заработка материальную помощь не включайте. При этом согласно частным разъяснениям специалистов Минздравсоцразвития России данное правило распространяется на все виды оказываемой в учреждении материальной помощи независимо от условий ее выплаты и документального оформления.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Журналы и книги: Журнал "Зарплата", №4 апрель 2012

СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА: ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ РАСЧЕТА

А.Ю. Тьевар, старший научный редактор журнала «Зарплата»

Для назначения пособия по безработице гражданин должен представить в службу занятости справку о среднем заработке с последнего места работы. Как бухгалтеру рассчитать этот показатель, узнаете из статьи.

Работодатель должен выдать справку о средней заработной плате (далее — справка) для определения размера пособия по безработице не позднее трех рабочих дней с даты обращения безработного (ст. 62 ТК РФ и Определение Московского городского суда от 16.06.2011 № 33-18228).

КАКУЮ СУММУ ЗАРПЛАТЫ УЧЕСТЬ В РАСЧЕТЕ

При исчислении среднего заработка учитывают все виды выплат, предусмотренные в компании системой оплаты труда, независимо от источников выплат (п. 2 Порядка). Сюда включают выплаты за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Учитывать ли матпомощь и другие социальные выплаты?

В тексте Порядка нет прямого ответа на этот вопрос. Формулировка пункта 2Порядка допускает расширенное толкование. Она указывает, что учитывают все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда. Если организация предусмотрит в положении об оплате труда, например, ежегодную материальную помощь к отпуску или выдачу продуктовых наборов, формально бухгалтер может включить и эти выплаты в расчет среднего заработка. Но это будет неправильно. Цель расчета — определить заработок за труд работника. Поэтому социальные выплаты, производимые пусть и в рамках трудовых отношений, но не за работу, включать в расчет не следует.

В отсутствие прямого указания в Порядке данный вопрос разъясняют работники службы занятости на местах. В частности, в памятке бухгалтеру, которую выдают в московских центрах занятости, однозначно говорится, что материальную помощь не включают в расчет среднего заработка.

Нормативно-правовая база: Письмо ФНС России от 15.04.2010 № сн-17-5/53@

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 апреля 2010 года N СН-17-5/53@

О направлении письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.04.2010 N 5905-17

Федеральная налоговая служба направляет письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.04.2010 N 5905-17, касающееся определения заработка федерального государственного гражданского служащего, исходя из которого рассчитываются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Государственный советник
Российской Федерации
3-го класса
В.Н.Синикова

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2010 года N 5905-17

[Об определении среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для исчисления пособий]

В Минздравсоцразвития России рассмотрено письмо ФНС России от 27 февраля 2010 года N 5-2-06/0006 по вопросу определения заработка федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий), исходя из которого рассчитываются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В соответствии с пунктом 9 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 на период временной нетрудоспособности гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Так, согласно подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Кроме того, пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50000 рублей на каждого ребенка.

Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам по иным основаниям, не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем 4000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

Из выплат, перечисленных в письме, в базу для начисления страховых взносов полностью включаются следующие выплаты:

а) средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда;

б) компенсация за неиспользованный отпуск;

в) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

г) единовременные поощрения.

Материальная помощь, если она выплачивается не по основаниям, поименованным в пункте 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, облагается страховыми взносами в суммах, превышающих 4000 рублей на одного работника за расчетный период.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, перечисленные выше выплаты, входящие в базу для начисления страховых взносов, включаются в средний заработок для исчисления пособий, установленных Федеральным законом N 255-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента государственной службы
Д.В.Баснак

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль