В каких случаях и за кого платятся доп.тарифы

680

Вопрос

Добрый день! Проясните, пожалуйста, ситуацию по следующей теме. С 2013 года предприятие платит дополнительные тарифы за работников льготных профессий, пользующихся правом досрочного выхода на пенсию на льготных основаниях. Есть ли смысл платить доп. тарифы за работников льготных профессий, являющихся пенсионерами? И если предприятие не будет за них платить доп. тариф, то будут ли эти работники пользоваться другими льготами - сокращенным рабочим днем и дополнительным отпуском за вредные условия труда?

Ответ

Из текста вопроса мы понимаем, что до 01.01.14 в Вашей организации была проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой по рабочим местам были установлены опасные / вредные условия труда. В таком случае результаты такой аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, можно использовать для целей специальной оценки условий труда.

Результаты спецоценки условий труда применяют для:

Таким образом, уплата дополнительных тарифов в ПФР и предоставление работникам-вредникам гарантий и компенсаций (к которым в т.ч. относятся сокращенное рабочее время, допотпуск) являются независимыми друг от друга процедурами и не обусловливают друг друга.

Уплата доптарифов должна производиться и за работников-вредников, являющихся пенсионерами, даже если пенсия таким работникам уже назначена. Такие разъяснения даны Минтрудом и ПФР (см. Письмо Минтруда РФ от 05.06.13 N 17-3/10/2-3105 и Письмо ПФР от 30.12.13 N НП-30-26/20622).

Аргументация данной позиции заключается в следующем. Страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не поименованы. Поэтому, страховые взносы по доптарифам на выплаты в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как провести специальную оценку условий труда

Необходимость оценки

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда (ранее проводимая аттестация рабочих мест). Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных работников;

  • дистанционных работников;

  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты оценки условий труда применяют для:

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

  1. Нормативно-правовая база: Письмо ПФР от 30 декабря 2013 г. N НП-30-26/20622

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 декабря 2013 г. N НП-30-26/20622

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями отделений ПФР по вопросам применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, виды которых указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), сообщает следующее:

1. Как следует из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105), порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть, если они производятся за прошлые периоды).

Следовательно, если работник в течение месяца находился в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж, страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, произведенные работнику в данном месяце, не начисляются.

2. Согласно статье 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

В связи с этим начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

3. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленных частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.

4. В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, исчисление фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в случае занятости работника в течение полного рабочего дня должно производиться в рабочих днях, а в случае занятости работника на условиях неполного рабочего дня - в часах.

5. Если работник был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение неполного месяца (частичная занятость), при этом имелись периоды освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей (как с сохранением заработка, так и без сохранения), который не включаются в стаж для срочного назначения трудовой пенсии по старости (например, учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору (в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.), исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 212-ФЗ) пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример 1.

Водитель троллейбуса (вид работ поименован в подпункте 10 пункта 1 статьи 27 закона N 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу - диспетчером троллейбусного парка. За отработанный месяц ему начислена зарплата 21 350 рублей. Кроме того, ему была выплачена премия в размере 14 000 рублей. В месяце - 20 рабочих дней, два дня работник был в отпуске без сохранения заработной платы, а из 18 отработанных дней 8 дней работал водителем троллейбуса и 10 дней - диспетчером.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составит 35 350 рублей (21 350 рублей + 14 000 рублей).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1767 рублей 50 копеек (35 350 рублей: 20 дней).

При этом сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, составит 282 рубля 80 копеек (1767 рублей 50 копеек X 8 дней X 2%).

6. Согласно пункту 5 Правил N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Следовательно, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

Пример 2.

В месяце 20 рабочих дней, из них работник 15 дней отработал на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ. 7 дней - период временной нетрудоспособности (включаемый в льготный стаж), из которых 5 дней приходятся на рабочие дни. Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 рублей.

Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 рублей (20 000 рублей: 20 дней).

При этом сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, составит 800 рублей (1000 рублей X 20 дней X 4%).

Пример 3.

В месяце 20 рабочих дней, из них работник 15 дней отработал на работах с обычными условиями труда, 7 дней - период нахождения работника в очередном отпуске, включаемый в льготный стаж, из которых 5 дней приходятся на рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 рублей.

Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 рублей (20 000 рублей: 20 дней).

При этом сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, составит 200 рублей (1000 рублей X 5 дней X 4%).

7. Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

8. Назначение страховых взносов по дополнительным тарифам производится в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от источника их финансирования (в том числе, если эти выплаты и вознаграждения производятся за счет средств бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

9. По вопросу исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, осуществляемых в пользу отдельных профессиональных категорий работников, для которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов соответствующих работ (водолазы и другие работники, занятые на работах под водой, работники, занятые в определенных профессиях (должностях) на подземных горных работах, плавсостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, работники, занятые в сезонных отраслях промышленности: в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, работники летного состава гражданской авиации, парашютисты всех наименований, спасатели, десантники-пожарные всех наименований, спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России) необходимо иметь в виду следующее.

У вышеперечисленных категорий работников возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года, в частности, у водолазов - погружение под воду, у парашютистов - совершение прыжков, у летчиков - совершение полетов и т.д.

В целях применения положений ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ занятость работой этих лиц (под водой, под землей, в небе и т.п.) не указывается с продолжительностью их нахождения в соответствующих условиях работы и количеством совершенных определенных действий (погружений, прыжков с парашютом и т.п.).

Следовательно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

10. В отношении выплат в пользу работников, занятых на подземных работах, по которым учет специального стажа (по Списку N 1 или Списку N 2) зависит от времени занятости на подземных работах, страховые взносы по дополнительным тарифам следует начислять в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

По окончании расчетного (учетного) периода плательщику может быть произведен перерасчет страховых взносов по дополнительному тарифу на основании расчета времени фактической занятости работника на подземных работах.

11. Лица, осуществляющие трудовую деятельность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения), относятся к лицам, занятым на работах, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.

В связи с этим на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота, флота рыбной промышленности (включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска), следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, вне зависимости от навигационного периода работы вышеуказанных судов.

12. Как отмечено выше, в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней в соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Однако, если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то начисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

13. В случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда), которые осуществляются в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце сумм выплат пропорционально количеству фактически отработанных часов на работах во вредных условиях труда.

Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений). На выплаты за работу по совместительству (в обычных условиях труда) страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются.

14. В случае занятости работника одновременно на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (например, работа в должности врача-рентгенолога), и на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 212-ФЗ (например, работа с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы) в рамках одного трудового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу (в 2013 году - 4%).

Заместитель председателя

Правления ПФР

Н.В.ПЕТРОВА

  1. Нормативно-правовая база: Письмо Минтруда РФ от 5 июня 2013 г. N 17-3/10/2-3105

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июня 2013 г. N 17-3/10/2-3105

В связи с многочисленными обращениями плательщиков страховых взносов по вопросам применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Минтруд России направляет для использования в работе обзор ответов на вопросы таких плательщиков.

А.Н.ПУДОВ

Приложение

1) Вопрос: Каков порядок определения базы для обложения страховыми взносами по дополнительным тарифам и применения дополнительных тарифов при полной и частичной занятости работника на работах с особыми условиями труда (например, если работник в течение месяца часть времени занят на работах по Списку N 1, часть времени - на работах по Списку N 2, а часть - на работах в нормальных условиях труда)? Следует ли включать в указанную базу оплату премии за прошлый период, отпуска и т.д.?

Надо ли облагать страховыми взносами по дополнительным тарифам в ПФР выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска?

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).

Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды).

Так, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример. В месяце 20 рабочих дней, из них работник 9 дней отработал на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и 11 дней - в нормальных условиях. Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 10 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).

Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 500 руб. (10 000 руб. : 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов по дополнительным тарифам составляет 500 руб. x 9 дн. x 4% = 180 руб.

2) Вопрос: В каком порядке начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели?

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

В случае занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели исчисление страховых взносов производится организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных в пользу данного работника в связи с осуществлением работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

3) Вопрос: Надо ли начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, которые выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия им назначена, и они продолжают работать на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

При этом упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ не поименованы.

Таким образом, учитывая, что на основании частей 1, 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

4) Вопрос: Как исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам с сумм выплат работнику, производимых не за конкретный период работы (например, материальная помощь, подарки), при частичной занятости работника на работе с особыми условиями труда и на работе с условиями, не дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

Упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, также как и страховые взносы по основным тарифам, начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

При этом из объекта обложения исключаются суммы, поименованные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ (к которым относятся, в частности, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период).

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов в общеустановленном порядке со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая выплаты и вознаграждения, начисляемые не за какие-либо конкретные периоды, например, материальную помощь, подарки) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

5) Вопрос: В каком порядке начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты в пользу работников, возникновение права на досрочное назначение тр

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль