В каком размере необходимо оплатить дополнительные дни отдыха работнику, если он увольняется в конце или во время навигации?

1364

Вопрос

Здравствуйте. В каком размере, в двойном или в одинарном размере необходимо оплатить дополнительные дни отдыха (отгулы) работнику, если он увольняется в конце или во время навигации. На время навигации для работников плавсостава применяется суммированный учет рабочего времени. Оплата труда производится по норме часов с оплатой ночных, праздничных часов. По окончании навигации работникам предоставляются дни отдыха (отгулы) с оплатой в одинарном размере. Например: Период навигации май-октябрь – 6 месяцев Работник отработал фактически – 1504 часов, Норма времени – 1013 часов, Праздничные часы – 32 часов, Часы переработки – 459 часов. Количество дней отдыха – 57 дней.

Ответ

Режим труда и отдыха работников плавсостава морского флота регулируется Федеральным отраслевым соглашением по морскому транспорту на 2009 - 2012 годы. Срок действия соглашения продлен до 15 октября 2015 года (Соглашение о продлении срока действия Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту от 15.10.2012).

Согласно разд. 5.2. Соглашения, время работы сверх нормы рабочего времени при работе по графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов). В случаях, если работнику невозможно предоставить суммированные дни отдыха (отгулы) полностью, неиспользованные дни отдыха по соглашению сторон трудового договора компенсируются судовладельцем в денежной форме.

Согласно разд. 5.4. Соглашения, конкретный размер компенсации определяется судовладельцем в локальном нормативном акте, но не ниже чем 200% дневной тарифной ставки, исчисленной исходя из должностного оклада по штатному расписанию, за каждый день накопленной переработки с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (статья 135 ТК РФ).

Режим труда и отдыха работников плавсостава судов внутреннего водного транспорта регулируется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133.

Согласно п. 19 Положения, работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

Согласно п. 25 Положения, в тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией. Размер компенсации Положением не установлен. Полагаем, в данном случае нужно воспользоваться нормами ст.ст. 152, 153 ТК РФ об оплате сверхурочной работы (первые два часа оплачиваются в полуторном размере, остальные – в двойном) и работы в выходные и праздничные дни (оплата не менее чем в двойном размере).

Подробности в материалах Системы:

1. Нормативная база: "Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 - 2012 годы" (утв. Федерацией профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота РФ, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией судоремонтных заводов 15.10.2009) (с изм. от 15.10.2012)

5.2. Рабочее время. Время отдыха

5.2.1. Особенности режима труда и отдыха плавсостава устанавливаются в соответствии с "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота", утверждаемым Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).

5.2.2. Для всех моряков устанавливается рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов - для работающих в нормальных условиях труда. Для работающих во вредных и опасных условиях труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов. При этом месячная, годовая норма рабочего времени подсчитывается исходя из принятой за основную пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями.

Норма рабочего времени для женщин, работающих на судах предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели.

5.2.3. Каждый моряк при работе на судне должен иметь не менее одного периода времени, состоящего из 8 последовательных часов отдыха в течение 24 часов. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. Организация вахт и работ, обеспечивающая выполнение настоящего требования, возлагается судовладельцем на капитана и старшего (главного) механика судна.

5.2.4. Установленной продолжительностью рабочего времени для работников является время, в течение которого они обязаны исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком несения вахт и выполнения судовых работ, а также распорядком дня на судне, утверждаемым капитаном судна в соответствии с "Уставом службы на судах морского флота", вводимым в действие приказом Минтранса России (далее - Устав службы).

5.2.5. Графики несения вахт и выполнения судовых работ моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни.

Для плавсостава судовладелец устанавливает суммированный учет рабочего времени.

5.2.6. Время работы сверх нормы рабочего времени при работе по установленному в соответствии с п. 5.2.5 Соглашения графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов).* При определении количества суммированных дней отдыха (отгулов) из фактически отработанных часов исключается норма рабочего времени (в часах), приходящаяся на период рассчитываемых отгулов.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, предусмотренную п. 5.2.2 Соглашения.

5.2.7. В случаях, если работнику невозможно предоставить суммированные дни отдыха (отгулы) полностью, неиспользованные дни отдыха по соглашению сторон трудового договора компенсируются судовладельцем в денежной форме на условиях и в порядке, определенном п. 5.4.3 Соглашения.

5.2.8. Работа моряков сверх утвержденного графика в целях учета рабочего времени считается сверхурочной, если иное не предусмотрено Соглашением. Привлечение членов экипажа к сверхурочным работам допускается с согласия моряка.

5.2.9. Авральные и аварийные работы производятся моряками по распоряжению капитана судна в течение либо сверх установленной продолжительности рабочего дня, являются обязательными для всех членов экипажа и не требуют получения согласия моряка и/или судового комитета (представителя Профсоюза на судне).

5.2.10. К авральным работам относятся выполняемые моряками на борту судна:

- работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

- работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

- работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

- работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

- работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

- работы по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Авральные работы, выполняемые членами экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

5.2.11. Капитан, по мере возможности, обязан сводить к минимуму количество отработанного времени на авральных работах.

5.2.12. Следующие виды работ не признаются сторонами Соглашения авральными (сверхурочными) и не подлежат учету (их оплате) независимо от времени их выполнения:

- все виды аварийных работ, связанные с: устранением аварийного состояния судна, его систем и механизмов, препятствующего дальнейшему следованию судна до первого порта; организацией и проведением спасения судна, груза и жизни людей, спасением терпящих бедствие судов; ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также все виды обязательных тревог и учений;

- выполнение распорядительских функций, возложенных на командный состав судов Уставом службы, в том числе связанных с представлением интересов судовладельца в портах захода судна;

- заполнение вахтенных журналов и ведение документации по заведованию (включая оформление приходов и отходов судна);

- время, необходимое для нормальной смены вахт;

- подмена вахты на время приема пищи в соответствии с распорядком дня на судне;

- поддержание чистоты в своей каюте.

5.2.13. Члены экипажа могут привлекаться с их согласия в свободное от вахт (работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых обязанностей. Эти работы не считаются сверхурочными и выполняются членами экипажа за дополнительную плату по расценкам, установленным судовладельцем. К таким работам могут относиться:

- грузовые работы (погрузка, выгрузка судна), осуществляемые силами экипажа;

- подготовка грузовых помещений судна (зачистка, мойка трюмов и т.п.), за исключением членов экипажа, у которых выполнение этих работ входит в прямые должностные обязанности;

- крепление (раскрепление) груза;

- счет груза (тальманство);

- стирка белья и спецодежды;

- ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа по договорам подряда с разрешения и под контролем судовладельца.

5.2.14. Сборы членов экипажа во время тревог и/или учений, предписываемых национальными и международными требованиями, а также учебные занятия проводятся на судне по распоряжению капитана таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.

5.2.15. При временной недоукомплектованности экипажа по сравнению с утвержденным судовладельцем штатным расписанием судна фактически отработанное работником время, с учетом времени исполнения обязанностей недостающего по штату члена экипажа и авральных (сверхурочных) работ, не может превышать 12 часов в сутки. Недоукомплектованность штата восполняется судовладельцем в первом удобном для доставки моряков порту.

5.2.16. Капитан судна обеспечивает ведение ежедневного учета продолжительности рабочего времени и времени отдыха каждого моряка.

5.2.17. Максимальная продолжительность работы членов экипажа на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных его членов) может быть увеличена до 150 календарных дней.

5.4. Предоставление отпусков и суммированных выходных дней

отдыха (отгулов)

5.4.1. Оплачиваемые суммированные дни отдыха (отгулы) предоставляются моряку после окончания его непрерывной работы на судне, либо по соглашению сторон (вместо предоставления дней отдыха в натуре) выплачивается их денежная компенсация. Оплата за дни, подлежащие включению в суммированные дни отдыха, может производиться работодателем одновременно с оплатой труда работника в период работы на судне. В таком случае предоставляемые работнику по окончании работы на судне суммированные дни отдыха дополнительной оплате не подлежат.

5.4.2 Оплата отгулов, предоставляемых в натуре, производится из расчета 100% должностного оклада, установленного в штатном расписании по должности, занимаемой работником на день предоставления отгулов, с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством.

5.4.3. Денежная компенсация отгулов моряку может производиться по соглашению сторон трудового договора. Конкретный размер компенсации определяется судовладельцем в локальном нормативном акте, но не ниже чем 200% дневной тарифной ставки, исчисленной исходя из должностного оклада по штатному расписанию, за каждый день накопленной переработки с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (статья 135 ТК РФ).

5.4.4. Для моряков графиком предоставления отпусков и отгулов является график смены экипажей, устанавливаемый судовладельцем. При одновременном предоставлении отпуска и отгулов за неиспользованные выходные дни в первую очередь предоставляется отпуск.

5.4.5. Отзыв моряков из отпуска и/или оплачиваемых отгулов допускается только с личного согласия моряка.

5.4.6. При отзыве из отпуска или отгула за неиспользованные выходные дни и направлении на судно (или для обучения на курсах профессиональной подготовки/переподготовки), по просьбе или с согласия моряка минуя порт регистрации, оплата проезда до места стоянки судна (места обучения на курсах) производится по фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда этим же видом транспорта от порта регистрации до порта стоянки судна (места обучения на курсах).

5.4.7. В случае наступления временной нетрудоспособности моряка в период нахождения в оплачиваемых суммированных днях отдыха (отгулах) отгулы могут быть продлены после окончания временной нетрудоспособности или перенесены на другой срок, определяемый судовладельцем с учетом пожеланий работника. Пособие по временной нетрудоспособности в этом случае выплачивается в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором, локальным нормативным актом судовладельца.

Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.09.2003 N 5036)

III. Время отдыха

16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:

- ежедневный отдых;

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа {8 часов х (97 - (2 + 1) дней}.

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха {(752 час. - 543 час.) : 8 час.}.

21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль