Какое наказание грозит, если не пустить на предприятие проверяющих ?

1294

Вопрос

Здравствуйте! Какое наказание будет, если не пустить на предприятие проверяющих.

Ответ

Согласно ст. 12 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 ТК РФ, трудовой инспектор вправе беспрепятственно посещать работодателей в целях инспектирования в любое время суток (при наличии удостоверений установленного образца).

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, работодатель обязан обеспечить доступ проверяющих на территорию организации.

Воспрепятствование проведению проверки, в том числе, путем недопуска проверяющих на территорию организации, является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Согласно статье 19.4.1 КоАП РФ, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей; на должностных лиц – от 2 до 4 тысяч рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Подробности в материалах Системы:

1. Справочник: Права и обязанности работодателя и трудового инспектора при проведении проверки

 

Права и обязанности

Основание

Права работодателя

– Присутствовать при проведении проверки;
– давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;
– знакомиться с результатами проверки;
– подтверждать в акте проверки факт своего ознакомления с результатами проверки и согласие (несогласие) с ними;
– отражать в акте проверки свое согласие (несогласие) с действиями проверяющего лица;
– обжаловать действия (бездействие) проверяющего лица в административном или судебном порядке

ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Обязанности работодателя *

– Предоставлять проверяющему лицу запрашиваемую информацию и документы, связанные с проверкой;
– предоставлять пояснения в письменной форме (если в ходе документарной проверки в ранее представленных документах проверяющее лицо выявило ошибки);
– обеспечить доступ на территорию, в помещения и к оборудованию организации проверяющим лицам, экспертам и представителям экспертных организаций (при выездной проверке);
– обеспечивать присутствие руководителя организации (иного уполномоченного им лица) при проведении проверки;
– выполнять предписания проверяющих лиц

ч. 5 и 8 ст. 11, ч. 5 ст. 12, ст. 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Права трудового инспектора

– Беспрепятственно посещать работодателей в целях инспектирования в любое время суток (при наличии удостоверений установленного образца);
– запрашивать у работодателей и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для проведения проверки;
– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в соответствии с законодательством с уведомлением работодателя и составлением акта;
– расследовать несчастные случаи на производстве;
– предъявлять работодателю предписания об устранении нарушений законодательства;
– направлять в суды (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда) требования о ликвидации, прекращении деятельности организации (подразделений) вследствие нарушения требований охраны труда;
– выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний по охране труда;
– запрещать использование средств коллективной и индивидуальной защиты сотрудников, не соответствующих установленным требованиям;
– составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий;
– подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы о привлечении виновных лиц к ответственности;
– выступать в качестве эксперта в суде по искам о нарушении трудового законодательства и о возмещении вреда, причиненного здоровью сотрудников на производстве

ст. 12 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 ТК РФ

Обязанности трудового инспектора

– Соблюдать права и законные интересы работодателей;
– хранить государственную (служебную, коммерческую и т. п.) тайну, которая стала известна в ходе проверки (в т. ч. после увольнения);
– сохранять конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства;
– воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (если заявитель возражает против такого сообщения);
– своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований, установленных законодательством;
– соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого работодателя;
– проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;
– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;
– проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) о проведении проверки, копии документа о согласовании проверки с прокуратурой (если такое согласование необходимо);
– не препятствовать работодателю присутствовать при проверке и давать разъяснения по его вопросам;
– предоставлять работодателю информацию и документы, которые относятся к предмету проверки;
– знакомить работодателя с результатами проверки;
– учитывать, что мера ответственности должна соответствовать тяжести нарушения в зависимости от его потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей;
– доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их работодателем;
– соблюдать сроки проведения проверки;
– не требовать от работодателя документы и информацию, представление которых не предусмотрено законодательством;
– перед началом проведения выездной проверки по просьбе работодателя ознакомить его с административным регламентом (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
– вносить в журнал учета проверок запись о проведенной проверке

ст. 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 358 ТК РФ

ст. 18 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

2. Журнал: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Комментарий:

К нарушениям законодательства об охране труда также относится воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, в частности неисполнение предъявляемых ими предписаний, применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к самим государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, непредоставление необходимой информации, непринятие мер по устранению условий и причин, повлекших административное правонарушение.

При этом следует также отметить, что согласно статье 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей; на должностных лиц – от 2 до 4 тысяч рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Невыполнение же в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в соответствии с п.1 ст.19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Следует также отметить, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в соответствии со статьей 19.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статьей 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в соответствующий орган государственной инспекции труда сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.52, 19.7.7, 19.8 настоящего Кодекса установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 тысяч рублей.

Кроме того, умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, наказывается согласно статье 17.7 КоАП РФ наложением административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела о названных административных правонарушениях рассматривают судьи.

Уголовная ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, выраженную в применении к ним насилия или оскорблениях, устанавливают соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (ч. 1 статьи 318) Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет (ч. 2 статьи 318).

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года (статья 319).

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль