Обязано ли предприятие, в случае увольнения инвалида принимать на эту должность только инвалида?

627

Вопрос

Уважаемые эксперты, доброе утро! Постановление Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п, утвердило Порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области, согласно которому для работодателей устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Схема расчёты квоты достаточно проста – в процентах от среднесписочной численности работников. Но, объясните, пожалуйста, подробнее дальнейшую технологию. 1. Означает ли, что квота для приема на работу инвалидов, которую работодатель создаёт или выделяет для их трудоустройства, должна закреплять за ними конкретные должности, указанные в штатном расписании. 2. Обязано ли предприятие, в случае увольнения инвалида с «такой» («квотируемой») должности, принимать на эту должность только инвалида? 3. Верно ли то, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается в отношении инвалидов (которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имеют рекомендации к труду), имеющих третью группу инвалидности. В связи с вышеизложенным, и учитывая, что единственным акционером нашего предприятия до сих пор является Министерство обороны Российской Федерации (кроме того, начиная с 20.11.2013г. проводятся реорганизационные мероприятия, по завершению которых на базе ОАО «УУУ» будет функционировать филиал московского предприятия, акционером которого также является МО РФ) прошу дополнительно ответить на вопрос о том, должно ли в этом случае наше предприятие в настоящее время (и в дальнейшем, после реорганизации), представлять в центр занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по установленной форме? 

Ответ

По вопросу:Означает ли, что квота для приема на работу инвалидов, которую работодатель создаёт или выделяет для их трудоустройства, должна закреплять за ними конкретные должности, указанные в штатном расписании.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов (пример расчета количества рабочих мест для инвалидов см. в дополнительных материалах). Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов (образец такого документа см. в дополнительных материалах). При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами (образец приказа см. в дополнительных материалах), чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение.

Таким образом, размер квоты не меняется ежемесячно, но в связи с изменением среднесписочной численности сотрудников, показатели количества рабочих мест для инвалидов могут изменяться. Категория квотируемой должности в законодательстве не обозначена. Ее работодатель вправе определить самостоятельно, в том числе, путем закрепления этого момента в соответствующем локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Кроме того, работодатель вправе в установленные законом сроки подавать разные должности в счет квот.

По вопросу:Обязано ли предприятие, в случае увольнения инвалида с «такой» («квотируемой») должности, принимать на эту должность только инвалида?

Нет, не обязательно. Инвалида можно принять на ту должность, которая была заявлена в текущем месяце в Центр занятости.

По вопросу:Верно ли то, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается в отношении инвалидов (которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имеют рекомендации к труду), имеющих третью группу инвалидности.

Нет, не верно. В законодательстве не обозначена группа инвалидности для инвалидов, в отношении которых установлена квота.

По вопросу:учитывая, что единственным акционером нашего предприятия до сих пор является Министерство обороны Российской Федерации (кроме того, начиная с 20.11.2013г. проводятся реорганизационные мероприятия, по завершению которых на базе ОАО «12 Военпроект» будет функционировать филиал московского предприятия, акционером которого также является МО РФ) прошу дополнительно ответить на вопрос о том, должно ли в этом случае наше предприятие в настоящее время (и в дальнейшем, после реорганизации), представлять в центр занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по установленной форме?

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, все организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Аналогичная норма установлена и Постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области".

Подробности в материалах Системы:

1. Ситуация: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-Р утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (п. 77 Приложения № 1 к Регламенту, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н). Порядок проведения проверок правомерности приема инвалидов регулирует Регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и плановые и внеплановые проверки, проводимые трудовой инспекцией.

Из ответа «Как организовать охрану труда инвалидов»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ответ: Как организовать охрану труда инвалидов

Пример расчета количества рабочих мест для инвалидов в пределах квоты

«Альфа» осуществляет деятельность в г. Москве. В январе 2014 г. по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в «Альфе» работают 130 человек. Один сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком. Два сотрудника уволены (10 января и 21 января 2014 г.) и четверо приняты на работу (один – 18 января, трое – 28 января 2013 г.). В январе 2014 г. в организации работали три внешних совместителя.

Поскольку совместители не входят в среднесписочную численность, а находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в нее не включаются, среднесписочная численность с 1 по 10 января 2014 г. составляла 126 человек.

После увольнения первого сотрудника с 11 по 17 января 2014 года она равнялась 125 человекам.

Прием сотрудника 18 января 2014 г. увеличил ее до 126 человек в период с 18 по 21 января 2014 г.

С 22 января 2014 г. в связи с увольнением еще одного сотрудника численность уменьшилась до 125 человек и оставалась такой до 27 января.

28 января на работу приняты три человека, и штатная численность сотрудников по 31 января 2014 г. составила 128 человек.

Эти данные руководитель отдела кадров Е.Э. Громова представила в виде таблицы:

Числа месяца

Списоч
ная числен
ность

Не включаются в среднесписочную числен
ность

Учитываются в среднесписочной числен
ности

Числа месяца

Списоч
ная числен
ность

Не включаются в среднесписочную числен
ность

Учитываются в среднесписочной числен
ности

1

127

1

126

16

126

1

125

2

127

1

126

17

126

1

125

3

127

1

126

18 (сб)

127

1

126

4 (сб)

127

1

126

19 (вс)

127

1

126

5 (вс)

127

1

126

20

127

1

126

6

127

1

126

21

127

1

126

7

127

1

126

22

126

1

125

8

127

1

126

23

126

1

125

9

127

1

126

24

126

1

125

10

127

1

126

25 (сб)

126

1

125

11 (сб)

126

1

125

26 (вс)

126

1

125

12 (вс)

126

1

125

27

126

1

125

13

126

1

125

28

129

1

128

14

126

1

125

29

129

1

128

15

126

1

125

30

129

1

128

31

129

1

128

Итого:

3901


Далее Громова определила численность сотрудников списочного состава за все дни января 2014 г., подлежащих включению в среднесписочную численность, – 3901 человек.

Среднесписочную численность работников за январь 2014 г. Громова рассчитала в 126 чел. (3901 чел. : 31 дн.).

Число подлежащих квотированию рабочих мест для инвалидов в январе 2014 г. составит 2 (126 чел. × 2%) с учетом действующего в г. Москве Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Эти данные Громова направила руководителю организации в форме записки-расчета.

Аналогичным образом рассчитанная среднесписочная численность сотрудников за февраль и март 2014 г. составила 129 и 126 человек соответственно.

Среднесписочная численность сотрудников за I квартал 2014 г. составила 127 чел. ((126 + 129 + 126) чел. : 3 мес.).

Число подлежащих квотированию рабочих мест для инвалидов в I квартале 2014 г. также равно 2 (127 чел. × 2%).

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Формы: Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов

«Альфа»
ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423

полное наименование организации, идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО)

УТВЕРЖДАЮ
Директор «Альфы»
_______________ А.В. Львов
14.01.2014

ПОЛОЖЕНИЕ

о квотировании рабочих мест для инвалидов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, Законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и
определяет механизм реализации названных законов в «Альфе».

1.2. Квотирование рабочих мест в «Альфе» (далее – Организация) проводится в целях оказания
содействия занятости инвалидов.

1.3. Квота для приема на работу инвалидов в «Альфе» составляет 2 процента к среднесписочной численности работников организации. Конкретное количество рабочих мест для инвалидов в пределах квоты ежемесячно утверждает руководитель организации по данным о среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.

1.4. Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в
поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников организаций), которых
работодатель обязан трудоустроить в данной организации с учетом количества рабочих мест, на
которых уже работают инвалиды.

1.5. К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории города Москвы, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

1.6. В среднесписочную численность работников организации включаются состоящие в штате
работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или
оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

1.7. Инвалидам, работающим в Организации, работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.8. Перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов утверждается приказом Организации по мере их создания.

2. Обязанности отдела кадров организации в части
квотирования рабочих мест

2.1. Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является отдел кадров.

2.2. Отдел кадров Организации ежемесячно готовит для предоставления органам службы
занятости:

  • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной
    реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для
    приема на работу инвалидов;
  • информацию о локальных актах Организации, содержащих сведения о рабочих местах,
    созданных (выделенных) для трудоустройства инвалидов.

2.3. Отдел кадров Организации после получения уведомления от центра занятости населения г.
Москвы об установлении квоты для создания рабочих мест для инвалидов в течение 15 дней
календарных дней направляет в соответствующий центр необходимые документы для
заключения соглашения о сохранении (резервировании) рабочих мест для приема на них
инвалидов.

2.4. Отдел кадров ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по
трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности сотрудников
Организации за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору
Организации предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов
рабочих мест.

3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

3.1. На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, Организация трудоустраивает
инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него
индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

3.2. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты Организация осуществляет как по
направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в
счет квоты»), так и самостоятельно.

3.3. Организация имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других
организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию
рабочих мест для приема на работу инвалидов.

В целях реализации данного права ответственный специалист отдела кадров Организации
(службы охраны труда) направляет соответствующие запросы в центры занятости населения
г. Москвы и иные организации.

3.4 . Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные
в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым
законодательством.

3.5. Работники отдела кадров, неправомерно отказавшие инвалиду в приеме на работу в счет
квоты, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

4. Формы: Приказ о выделении рабочих мест для инвалидов

«Альфа»
ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423

полное наименование организации, идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО)

ПРИКАЗ № 56-к
о выделении рабочих мест для инвалидов

г. Москва 05.02.2014

Во исполнение положений Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с действующим в организации Положением о квотировании рабочих мест для инвалидов от 14.01.2014,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Для трудоустройства инвалидов выделить следующие рабочие места:

№ п/п

Наименование рабочего места
(должности)

Особенности оборудования
рабочего места для
организации труда
инвалида

1

Кассир

Эргономика для лиц с
ограниченными
возможностями в
соответствии с
индивидуальной программой
реабилитации

2

Менеджер

Эргономика для лиц с
ограниченными
возможностями в
соответствии с
индивидуальной программой
реабилитации


2. Начальнику отдела кадров Е.С. Громовой обеспечить прием на указанные рабочие места 2
инвалидов, в том числе направленных службой занятости, в соответствии с установленной
квотой.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Основание:

  • записка-расчет руководителя отдела кадров Е.Э. Громовой от 05.02.2014 № 5.

Директор

А.В. Львов

С приказом ознакомлены:

Главный бухгалтер
05.02.2014

А.С. Глебова

Руководитель отдела кадров
05.02.2014

Е.Э. Громова

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль