Как поставить на миграционный учет граждан Казахстана ?

2649

Вопрос

Здравствуйте, Татьяна! У меня такой вопрос. Помогите разобраться! Наша организация зарегистрирована в Новосибирске, а офис по фактическому месту находиться в Омске, к нам на работу устраиваются граждане Казахстана, как мы должны их ставить на миграционный учет??? и должны ли уведомлять цент занятости (если да, то по Омску или в Новосибирске?). Заранее спасибо! Буду ждать ответа!

 

 

Ответ

В отношении граждан Казахстана, как и в отношении граждан Белоруссии, действует более облегчённый режим миграционного учёта по сравнению с иными категориями иностранных граждан. Так, в частности, при приёме граждан Казахстана, ни им самим, ни их работодателю нет необходимости получать специальное разрешение. Кроме того, уведомлять государственные органы, за исключением налоговой службы так же не надо. В том числе, не надо уведомлять УФМС и центр занятости (Ситуация: Как принять на работу граждан республик Беларусь и Казахстан).

Что касается миграционного учета, то обязанность его ведения, возложена на принимающую сторону и, в исключительных случаях, на самого работника. Принимающей стороной не обязательно может быть работодатель. Однако, если работодатель является принимающей стороной, то необходимо следовать правилам миграционного учёта в общем порядке. Так, в соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранные работники должны быть зарегистрированы по месту пребывания. Граждане Казахстана должны зарегистрироваться в течение 30 суток с даты въезда в Россию (Ситуация: Как поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы).

Место пребывания – это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, в которых он проживает временно. Данное определение дано статьёй 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Как видно из данного определения, место пребывания это место, где иностранный гражданин фактически находится. Таким образом, вне зависимости от того где зарегистрирован работодатель, ставить на миграционный учет работника необходимо где он фактически проживает, то есть в Омске.

Обращаю Ваше внимание, что если иностранный гражданин является постоянно или временно проживающим на территории РФ, то он не может работать в регионе, отличном от того, в котором ему разрешено проживать (Ситуация: К каким работам нельзя привлекать иностранцев).

Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Как принять на работу граждан республик Беларусь и Казахстан.

При приеме на работу граждан республик Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое регулирует порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения иностранца на территории России (ст. 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).

При этом граждане республик Беларусь и Казахстан (и члены их семей) могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Досрочное расторжение трудового договора с гражданами республик Беларусь и Казахстан регулируется нормами российского трудового законодательства. Об этом говорится в статье 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, постоянно проживающие и временно проживающие в России, (независимо от года рождения) подлежат социальному и пенсионному страхованию (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, временно пребывающие в России, подлежат только обязательному пенсионному страхованию.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

При этом страховыми взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не облагаются:

  • вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;

  • вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой вывод следует из части 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, письма Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2010 г. № 295-19.

Граждане республик Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (ст. 11, 16 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).

По обращению иностранца работодатель обязан предоставить ему:

  • информацию об условиях и порядке пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;

  • справку о работе с указанием специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в статьях 9, 11 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Используется в ответе «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Ситуация: Как поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы.

С момента въезда иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности. Иностранец при въезде через границу должен получить и заполнить миграционную карту. Принимающая сторона (как правило, работодатель), а в исключительных случаях сам иностранец с целью постановки на миграционный учет должны направить уведомление о прибытии в Россию в общем случае не позднее семи рабочих дней с даты въезда иностранца. Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

В отношении граждан отдельных государств предусмотрены специальные сроки уведомления для постановки на миграционный учет. Так, гражданам республик Беларусь и Казахстан (и членам их семей) разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В свою очередь граждане Республики Таджикистан могут не вставать на миграционный учет по местопребыванию в течение 15 дней с даты въезда в Россию (ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории РФ, ратифицированного Законом от 28 декабря 2013 г. № 393-ФЗ).

Уведомление о постановке на миграционный учет можно направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Общий порядок постановки на миграционный учет и направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Детальный порядок прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.;

  • на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

Используется в ответе «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Ситуация: К каким работам нельзя привлекать иностранцев.

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, занимать должность главного бухгалтера или другого сотрудника, который отвечает за ведение бухучета в организации, могут только временно или постоянно проживающие в России иностранцы. Временно пребывающих в России иностранцев на такие должности принимать нельзя. Также иностранцам независимо от их статуса запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу, и только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  • профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;

  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;

  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Свои особенности имеет работа иностранцев, которых направляют в расположенные в России представительства, филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов Всемирной торговой организации.

Так, общая численность иностранцев, которые работают в представительстве или филиале, не может превышать пяти человек, а в банковской сфере – двух человек в пределах общей численности сотрудников представительства или филиала.

Об этом сказано в статье 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число сотрудников-иностранцев. На 2013 год такие ограничения определены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. На 2014 год – постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1191. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд сотрудников-иностранцев.

Следует учесть, что ограничение распространяется на привлечение организацией иностранцев к работе в отсутствие предусмотренной квоты, а не на осуществление иностранными гражданами трудовых обязанностей. Это значит, что при установлении факта превышения установленной доли иностранца недостаточно отстранить от работы. Его необходимо уволить по независящим от сторон обстоятельствам: превышение допустимого количества сотрудников-иностранцев (п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). В противном случае организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.17 КоАП РФ). Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 июня 2013 г. по делу № А40-144845/12-149-1371, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 г. № 09АП-9699/2013-АК по делу № А40-144845/2012).

Полный перечень ограничений по видам деятельности, действующих на текущий момент, см. в таблице.

Используется в ответе «Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца»

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

17.03.2014г.

С уважением, Иванников Игорь,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»,

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ








Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
×

Чтобы скачать укажите ваш емеил

Чтобы скачать укажите ваш емеил
Подписаться