Может ли оклад юриста быть ниже чем оклад его помощника ?

1842

Вопрос

Добрый день! Подскажите пожалуйста может ли быть в штатном расписании оклад на единицу ставки: зам.генерального директора , помощник юриста, помощник руководителя выше оклада генерального директора с исполнением обязанностей главного бухгалтера. Оклад юриста ниже чем оклад его помощника .Оклад руководителя ниже чем оклад помощника руководителя. Какое этому обоснование и как правильно оформить?

 

 

Ответ

В настоящее время регулирование заработной платы со стороны государства осуществляется только в отношении работников бюджетной сферы. В соответствии со всеми нормативными документами (и федеральными и региональными , и даже муниципальными ) заработная плата руководителя бюджетного учреждения не может быть ниже заработной платы основных работников организации. Как правило , в подобных учреждениях оклад директора составляет от 3 до 6 средних окладов основных работников.

В отношении коммерческих организаций прямого регулирования размера заработной платы руководителя или его привязка к заработной плате подчиненных не предусмотрена.

Действующим законодательством предусмотрены определённые гарантии работникам, при установлении им заработной платы. Так, в частности, работникам запрещено устанавливать заработные платы менее минимального размера оплаты труда, о чём говорится в части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ. Кроме того, в соответствии со статьёй 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

При этом ст. 129 Трудового Кодекса определила, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление заработной платы без учета квалификации, сложности и качества труда противоречит положениям ст. 129 Трудового Кодекса РФ.

Если в описанной вами ситуации условия выполнения работы у всех работников одинаковые, а заработная плата подчиненного выше , то это противоречит ст. 129 Трудового Кодекса . И доказать то, что не учтен уровень квалификации легко : возьмем квалификационный справочник и посмотрим квалификационные требования по должности руководитель ( юрист или другой специалист) и требования по должности секретаря или помощника.

В тех случаях , когда заработная плата устанавливается так, как описано в Вашем вопросе, да еще , если это приводит к установлению заработной платы ниже, чем в среднем по отрасли, а работники работают, то можно заподозрить организацию в выплате «серых» заработных плат… А сопоставление фактического потребления и уровня заработной платы может и укрепить мнение правоохранительных органов в том, что у вас имеет место уклонение от уплаты налогов и страховых взносов, выплата «серых» заработных плат. В этом случае есть риск возбуждения уголовного дела по совокупности по 199, 199.1 УК РФ.

Даже при отсутствии подобной ответственности , установление заработной платы специалисту ниже чем его помощнику играет дестимулирующую роль : у работника нет стимула ни повышать свою квалификацию , ни закрепляться на таком предприятии. Отработав какое-то ( как право, непродолжительное) время работник будет искать работу в другой организации.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ : Как установить размер зарплаты

МРОТ

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это подтверждает и судебная практика, см., например, обзор практики Конституционного суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года, апелляционные определения Иркутского областного суда от 29 апреля 2013 г. № 33-3305/2013, Забайкальского краевого суда от 16 апреля 2013 г. № 33-1265-2013. В свою очередь МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Однако пока такой закон находится в стадии разработки, и согласно проекту доведение минимальной зарплаты до прожиточного минимума возможно не ранее 2018 года.

В связи с этим в настоящее время сложилась следующая ситуация. Величина федерального МРОТ установлена в размере 5554 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ). Это составляет лишь 69 процентов от величины прожиточного минимума на III квартал 2013 года – 8014 руб. (постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1173).

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате вправе устанавливать в своих регионах другую величину, которая может быть больше федерального МРОТ, а также прожиточного минимума (ст. 133.1 ТК РФ). Такие соглашения действуют, например:

Информация о действующих размерах МРОТ в других субъектах РФ приведена в таблице.

Кроме того, требование о том, что зарплата сотрудников уже сейчас не должна быть меньше прожиточного минимума, может быть предусмотрено в локальном акте организации, например, в Положении об оплате труда, коллективном договоре или в отраслевом соглашении. О необходимости работодателей соблюдать требования отраслевых соглашений подробнее см. Как применять отраслевые соглашения.

Прожиточный минимум

Величину прожиточного минимума в целом по стране ежеквартально устанавливает Правительство РФ. Отдельно по каждому региону прожиточный минимум определяют исполнительные органы власти. Узнать величину прожиточного минимума можно из официальной прессы или на сайтах администраций соответствующего субъекта РФ. Такой порядок следует из статьи 133 Трудового кодекса РФ и статей 4 и 7 Закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ.

Информация о величине прожиточного минимума по кварталам по субъектам РФ приведена также в разделе «Справочник» в специальных таблицах.

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

За выплату зарплаты ниже МРОТ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За выплату зарплаты в размерах ниже МРОТ на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). За повторное нарушение руководителя могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, подобное нарушение можно квалифицировать как нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору. В этом случае руководителю организации могут вынести предупреждение или оштрафовать его на сумму от 3000 до 5000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вопрос об административном наказании нарушителей рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1, 2 ст. 23.1, 23.12 КоАП РФ).

Сотрудник, зарплата которого была меньше МРОТ, может потребовать:

  • доплату за весь период работы;

  • компенсацию за задержку выплаты.

Такой вывод можно сделать на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ.

Если организация не выполнит этого требования, то сотрудник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. О нарушении закона трудовые инспекторы также могут узнать в ходе проверки.

По статье 122 Налогового кодекса РФ (за неуплату налогов) за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ организацию не оштрафуют. Однако, выявив такое нарушение, налоговые инспекторы могут сообщить о нем в Роструд. Об этом сказано в письме ФНС России от 19 марта 2009 г. № 3-6-04/66.

Кроме того, за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ в течение более чем двух месяцев для руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность.

Индексация зарплаты

Зарплату сотрудников необходимо индексировать в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). Повышение уровня реального содержания зарплаты является одной из основных государственных гарантий. Поэтому индексация уровня зарплаты сотрудников является обязанностью, а не правом организации. Это следует из статьи 130 Трудового кодекса РФ.

Законодательно порядок индексации для организаций, не получающих бюджетного финансирования на выплату зарплаты, не установлен. Следовательно, работодатель должен закрепить его в своих локальных документах (например, коллективном договоре, Положении об оплате труда). При этом, если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, в них необходимо внести соответствующие изменения (дополнения). Такой вывод следует из положений статей 130, 134 Трудового кодекса РФ и подтвержден письмом Минздравсоцразвития России и Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1.

Внимание: за несоблюдение требований трудового законодательства, в том числе об обязательной индексации зарплат сотрудников, должностные лица организации (например, ее руководитель) могут быть привлечены к административной ответственности.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Ответ : Является ли дискриминацией при оплате труда одинаковый размер зарплаты всех рабочих в организации, даже у тех, кто работает во вредных условиях. Таким сотрудникам выплачивается положенная надбавка, но при этом установлен меньший размер оклада.

Да, является, если все сотрудники рабочих профессий выполняют работу равного объема и равной квалификации.

Сотрудники, выполняющие работу равного объема и равной квалификации, во избежание дискриминации в сфере труда должны получать и равную оплату (ст. 3, абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). При этом сотрудники, работающие во вредных (опасных) условиях труда, помимо выплат за выполнение трудовой функции получают компенсацию за работу в соответствующих условиях в виде оплаты труда в повышенном размере (ч. 2 ст. 147 ТК РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). Данная компенсация направлена на устранение неблагоприятных последствий, вызванных работой в опасных (вредных) условиях труда.

Занижение оклада с той целью, чтобы итоговая сумма заработка у сотрудников, получающих компенсацию за работу в опасных или вредных условиях труда, оставалась такой же, как у всех сотрудников рабочих профессий, противоречит правовой природе данной компенсации. Его следует расценивать как уклонение он предоставления гарантий, установленных трудовым законодательством, и дискриминацию в сфере труда.

Такой вывод следует из совокупности статей 1, 3, 21, 147 Трудового кодекса РФ.

Используется в ответе «Как установить размер зарплаты»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Судебная практика :

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ БАРАХТЕНКО МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ

ТРУДА" И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки М.Н. Барахтенко вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка М.Н. Барахтенко просит проверить конституционность Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" в той части, в какой им признана утратившей силу часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, содержавшая определение понятия "минимальная заработная плата". По мнению заявительницы, указанное законоположение нарушает ее право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и противоречит статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Оспариваемая М.Н. Барахтенко норма применена в ее деле Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.Н. Барахтенко материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

На основе конституционных положений Трудовой кодекс Российской Федерации (часть третья статьи 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этих положений указанного Кодекса следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 октября 2009 г. N 1160 указал, что изменения, внесенные в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (пункт 1 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, оспариваемое заявительницей законоположение в системной связи с положениями статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации не направлено на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в местностях с нормальными и особыми климатическими условиями и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Проверка же соблюдения работодателем при установлении системы оплаты труда и заработной платы конкретного работника требований трудового законодательства, а равно решение вопроса о законодательном запрещении устанавливать тарифную ставку, оклад (должностной оклад) в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Барахтенко Марии Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

О.С.ХОХРЯКОВА

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль