Как правильно определить статус гражданина Казахстана?

136

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, как определить статус иностранного гражданина (паспорт гр. Казахстана) резидент или нерезидент, при условии, что он работал на нашем предприятии в 2013 году с сентября по декабрь 2013 г. (98 дней) и сейчас с ним заключается срочный трудовой договор с 17.01.2014 г. по 31.03.2014 г. И под какое определение он попадает: 1. иностранный гражданин временно проживающий на территории РФ или 2. иностранный гражданин постоянно проживающий на территории РФ, как это определить, если у него паспорт иностранного гражданина, в котором стоит штамп о регистрации по месту жительства в п.Щекино Тульской области с 30.08.2013 г. до 17.06.2016 г.

Ответ

Граждане Казахстана оформляются на работу в России в упрощенном порядке. Им не нужно разрешение на работу, а работодателю не требуется разрешение на привлечение к работе иностранцев.

Постоянно проживающих иностранцев принимаем на работу также, как и соотечественников. Об их приеме нужно уведомить только ФНС.

Постоянно проживание подтверждается видом на жительство :

Временная постановка на миграционный учет или временная регистрация по какому-то адресу не тождественны разрешению на временное проживание.

Если Ваш работник имеет разрешение на временное проживание , то выглядит оно так ( смотрите ниже) :

ИЛИ

Как правильно определить статус гражданина Казахстана?

Если такого вида на жительство или разрешения на временное проживание нет , то иностранец считается временно пребывающим.

Граждане Казахстана, имеющие статус временно пребывающих в России, подлежат обязательному пенсионному страхованию при заключении трудового договора более чем на 6 месяцев в календарном году.

Временно или постоянно проживающие в России граждане Казахстана подлежат социальному и пенсионному страхованию, а также обязательному медицинскому страхованию .

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Причем его статус может меняться из месяца в месяц. Это связано с тем, что указанный период в 12 месяцев не ограничен рамками календарного года. Его нужно определять на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента Российской Федерации.

В момент изменения статуса работника (когда нерезидент становится резидентом) пересчитывать налог, удержанный с начала года по ставке 30%, не нужно. Дело в том, что окончательный налоговый статус сотрудника в зависимости от времени его нахождения в РФ определяется по итогам налогового периода.

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год.

Именно в конце года производится пересчет налога.

Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (это положение предусмотрено в п\п 1.1. п. 1 ст. 231 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание , что эксперты КСС Система Кадры консультируют пользователей по вопросам трудового законодательства и кадрового делопроизводства. По вопросам налогообложения Вы можете обратиться на горячую линию БСС Система Главбух, к которой у Вас есть доступ.

Подробности в материалах Системы:

  1. Правовая база :

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 января 2013 г. N 03-04-06/4-11

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса сотрудника организации и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса возврат суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода подлежащих уплате сумм налога в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Таким образом, в соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации перерасчет и возврат суммы налога производятся по итогам налогового периода налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации и проведении камеральной налоговой проверки в установленном порядке.

За информацией по вопросу порядка возврата сумм налога на доходы физических лиц по результатам перерасчета следует обращаться в налоговые органы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.01.2013

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 июля 2011 г. N 03-04-06/6-170

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудника организации - иностранного гражданина и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса предусмотрено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус сотрудника организации определяется налоговым агентом на каждую дату получения дохода исходя из фактического времени нахождения сотрудника на территории Российской Федерации.

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

В случае нахождения сотрудника организации в Российской Федерации более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению по ставке 13 процентов.

Если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник организации являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 процентов, налоговым агентом не производится.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

14.07.2011

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу определения налогового статуса физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица на дату выплаты дохода следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем налоговом периоде.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не приобрело статуса налогового резидента (находилось в Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных налоговым агентом в данном налоговом периоде по ставке 30 процентов, не производится.

Пунктом 2 ст. 3 Кодекса установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев.

Указанный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от их гражданства, в том числе и в отношении граждан Российской Федерации, возвращающихся в Российскую Федерацию после продолжительного нахождения за пределами страны. Таким образом, принцип недискриминации, установленный п. 2 ст. 3 Кодекса, не нарушается.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.10.2011

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 23 сентября 2008 г. N 3-5-03/529@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам применения отдельных положений гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 34.2 Кодекса право дачи письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено Министерству финансов Российской Федерации.

Руководствуясь положениями пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса, и с учетом разъяснений Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31 и от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20 ФНС России информирует о следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.

Поскольку согласно п. 3 ст. 224 Кодекса в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется иная ставка, чем для лиц, являющихся налоговыми резидентами, для исчисления сумм налога при каждой выплате доходов организация - налоговый агент должна принимать во внимание налоговый статус физического лица.

Соответственно, на налоговом агенте лежит ответственность за правильность исчисления налога, в том числе с учетом налогового статуса налогоплательщика.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается только на периоды его выезда за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

При этом Кодекс не устанавливает для налоговых агентов каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения налогоплательщика в Российской Федерации и не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от их гражданства.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента Российской Федерации.

Налогоплательщик может предоставить налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу налогового агента.

Ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане Российской Федерации могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), ст. 207 Кодекса не установлены.

Действительный

государственный советник РФ

3 класса

Т.В.ШЕВЦОВА

23.09.2008

2. Ответ: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу.

Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.

На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:

1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;

2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;

3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;

4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.

В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436, от 1 апреля 2013 г. № 17-6/3021498-528 и от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Двойное гражданство

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на выплаты сотруднику с двойным гражданством. Сотрудник постоянно проживает за границей и работает в российской организации по трудовому (гражданско-правовому) договору. Договор заключен с ним как с гражданином России

Да, нужно.

Граждане России признаются застрахованными лицами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьей 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и частью 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Наличие у граждан России двойного гражданства не ограничивает их правоспособность в России. Ни приобретение двойного гражданства, ни проживание в другой стране не лишает гражданина России его российского гражданства. Это следует из положений части 4 статьи 4 и статьи 6 Закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. Таким образом, российские граждане, работающие по трудовым (гражданско-правовым) договорам в российских организациях, признаются застрахованными лицами независимо от того, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность (на территории России или за ее пределами).

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль