Как правильно считать стаж по специальности для СРО?

3811

Вопрос

Как правильно считать стаж по специальности для СРО. По трудовой книжке или с момента получения диплома.? Саморегулируемые организации в стройке. в изысканиях и т.д. Ситуация в следующем, до момента получения диплома сотрудник работал по трудовой книжке по специальности, которую получил по диплому. С какого момента исчисляется стаж работы по специальности.

Ответ

Как правило, стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.). При этом стаж определяется, как период деятельности в той или иной должности. При этом законодательство не указывает, что в специальный стаж принимается период работы в соответствующей должности только после получения соответствующего образования. Если работник был принят на должность, соответствующую требуемой специальности, до получения , соответственно высшего или среднего профессионального образования, то данный период следует учитывать в стаже работы по специальности . Такой вывод подтверждает и судебная практика ( см. далее в ответе).

Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация (В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА) обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица.

Частью 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ установлено, что минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе является требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

Таким образом, порядок расчета стажа работы по специальности должен быть предусмотрен в - стандартах и правилах саморегулируемой организации. Если в данных стандартах не сказано об ином, то в специальный стаж, по нашему мнению, нужно включить все периоды работы в должностях, соответствующих требуемой специальности, независимо от даты получения документа о высшем образовании.

При определении правил расчета такого стажа можно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы расчета стажа работы по специальности. Так, например, согласно пп. 1, 4, 5 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утв. Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996 в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Еще один пример. Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1. По данному положению закона имеется судебная практика. Так, согласно Решению Верховного Суда РФ от 22.08.2012 N АКПИ12-1080 Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

Подробности в материалах Системы:

 

1. Ситуация: Когда применяют стаж работы по специальности

Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).

Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5 статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Из ответа «Как рассчитать стаж работы сотрудника»

Валентина Андреева,

к.и.н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

2. Правовая база:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2012 г. N АКПИ12-1080

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.

при секретаре Ивашовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дунаева А.Г. об отмене решения (заключения) Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 26 июня 2012 г. об отказе в даче рекомендации к назначению на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации,

установил:

решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) от 26 июня 2012 г. Дунаеву А.Г. отказано в рекомендации на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Дунаев А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного решения (заключения) незаконным и просил его отменить. Заявитель считает, что вывод ВККС РФ об отсутствии у него необходимого юридического стажа для назначения на указанную должность, исчисленного с момента получения им в июне 2003 года диплома о высшем юридическом образовании, не основан на положениях пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Полагает, что период прохождения им военной службы по контракту в Следственном управлении Федеральной службы безопасности России с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. в должности старшего следователя-криминалиста подлежит включению в стаж работы по юридической профессии, поскольку указанная должность требует наличия высшего юридического образования.

Дунаев А.Г., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

ВККС РФ в письменных возражениях на заявление указала, что исчисление стажа работы по юридической специальности, необходимого для назначения на должность судьи, именно со дня получения высшего юридического образования и присуждения квалификации "специалист" соответствует требованиям закона. Принимая решение, ВККС РФ также оценила все сведения, содержащиеся в представленных документах, учла опыт работы заявителя и результаты квалификационного экзамена, сданного Дунаевым А.Г. с итоговой оценкой "удовлетворительно".

Выслушав объяснения представителя заявителя Сычевой Ю.Г., возражения представителя ВККС РФ Камбеговой З.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", определяя порядок наделения судей полномочиями, включая рассмотрение квалификационной коллегией судей заявлений о рекомендации на вакантную должность судьи, предусматривает, в частности, что в случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым данным Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи; решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный данным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи; решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения (пункт 8 статьи 5); назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (пункт 6 статьи 6).

Порядок принятия решений квалификационными коллегиями судей установлен статьей 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", согласно пункту 1 которой решение квалификационной коллегии судей считается принятым, если за него проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании, при условии, что на заседании присутствовали более половины членов коллегии.

Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель, определяя статус квалификационных коллегий судей, наделяет их государственно-властными полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, которые реализуются путем принятия решений, основанных на всесторонней оценке всеми членами коллегии представленных кандидатом документов и сведений, характеризующих его профессиональные и нравственные качества.

Принимая оспариваемое заявителем решение, ВККС РФ располагала такими сведениями и документами, в частности о наличии у заявителя степени бакалавра техники и технологий в связи с окончанием <...> в июне 1997 года, о присуждении 13 июня 2003 г. квалификации "юрист" по специальности "юриспруденция" и получении диплома с отличием в связи с окончанием Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования <...>.

Стаж работы по юридической специальности определялся ВККС РФ на основании записей в трудовой книжке. Согласно этим записям в период с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. Дунаев А.Г. проходил военную службу в органах Федеральной службы безопасности, 2 октября 2001 г. принят на должность юрисконсульта в ООО <...>", с которой уволен 28 февраля 2002 г. В дальнейшем осуществлял работу в различных организациях, занимая должности главного специалиста отдела анализа и информации, юрисконсульта, генерального директора юридического бюро. С 3 марта 2008 г. Дунаев А.Г. являлся членом коллегии адвокатов НО "<...> коллегия адвокатов", с 1 декабря 2008 г. член Адвокатской палаты <...> области, адвокат коллегии адвокатов "<...> областная коллегия адвокатов".

При исчислении стажа работы Дунаева А.Г. по юридической специальности, который учитывается при решении вопроса о рекомендации к назначению на должность судьи, ВККС РФ включила время работы на тех должностях, на которых заявитель работал после получения диплома о высшем юридическом образовании и для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, что явилось основанием для вывода об отсутствии у заявителя необходимого стажа для назначения на указанную должность.

Исполняя требования пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", ВККС РФ исследовала выписку из протокола заседания Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи от 25 июня 2012 г. N 4. Согласно данной выписке по трем вопросам, одной задаче и макету дела выставлены оценки "удовлетворительно", по второй задаче заявитель от ответа отказался, в связи с чем получил отметку "неудовлетворительно".

Оценив сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах, в том числе уровень профессиональной подготовки кандидата, стаж и опыт работы, результаты квалификационного экзамена, ВККС РФ пришла к заключению не рекомендовать заявителя на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку по итогам конкурса ни один из 23 членов коллегии, присутствовавших на заседании, не проголосовал за кандидатуру Дунаева А.Г.

Таким образом, оспариваемое заключение ВККС РФ основано на всесторонней оценке всеми членами коллегии совокупности всех обстоятельств, характеризующих личность заявителя, результаты этой оценки отражены в заключении и соответствуют представленным данным. Решение ВККС РФ принято в правомочном составе, на заседании присутствовали более половины членов коллегии (23 из 29), и с соблюдением установленной законом процедуры.

Довод заявителя о том, что Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит требований о начале исчисления стажа по юридической специальности с момента получения диплома о высшем образовании, нельзя признать обоснованным.

Подпункт 2 пункта 2 статьи 4 названного Закона устанавливает, что судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Согласно пункту 5 этой статьи в стаж работы по юридической специальности включается время работы на требующих высшего юридического образования указанных в этом Законе должностях, а также, в частности, время работы в качестве адвоката.

Из содержания приведенных норм следует, что их императивные положения могут считаться соблюденными лишь в том случае, если для занятия должности, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 4 Закона, требуется наличие высшего юридического образования и согласно данному требованию лицо, замещающее эту должность, имеет высшее юридическое образование как свидетельство наличия у этого лица юридической специальности (комплекса специальных знаний и умений, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работы), а также стаж по этой специальности не менее 10 лет.

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

Учитывая, что высшее юридическое образование получено заявителем в июне 2003 года, ВККС РФ правомерно пришла к выводу о том, что Дунаев А.Г. не имеет необходимого десятилетнего стажа работы по юридической специальности и в силу этого не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи. Следовательно, довод заявителя о включении в стаж по юридической специальности периода прохождения им военной службы по контракту с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. до получения им высшего юридического образования в 2003 году нельзя признать обоснованным.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" не регулируют отношения по исчислению стажа по юридической специальности, не устанавливают требования к кандидатам на должность судьи и в силу этого не подлежат применению по данному делу.

Ссылка заявителя на Инструкцию о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденную совместно Министерством юстиции Российской Федерации N 10(35)-5, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 27 декабря 1996 г., также не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция после принятия Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" действует в той мере, в какой она не противоречит названным и другим федеральным конституционным и федеральным законам.

Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения, имеющего цель установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в качестве судьи.

В соответствии с этой нормой и требованиями пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" ВККС РФ при принятии оспариваемого заключения учла результаты квалификационного экзамена, имеющего ту же цель. Выводы ВККС РФ относительно уровня профессиональной подготовки кандидата и опыта его работы, являющиеся самостоятельными основаниями для отказа в рекомендации на должность, заявителем не оспаривались.

С учетом изложенного оспариваемое заключение по существу и по порядку его принятия полностью соответствует требованиям действующего федерального законодательства, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Дунаева А.Г. об отмене решения (заключения) Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 26 июня 2012 г. об отказе в даче рекомендации к назначению на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.А.ПЕТРОВА

03.02.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Горшнева Светлана,

эксперт самой кадровой справочной системы «Система Кадры»

 

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль