Какова схема оформления сотрудника из Молдовы?

469

Вопрос

 Хотим принять на работу 2-х соискателей ( Документы- вид на жительство). У одного паспорт Армении и регистрация Москва, у второго Молдова, регистрация регион. Подскажите , пожалуйста, какова схема оформления? надо ли уведомлять налог. органы, центр занятости, УФМС?,нам их рассматривать как иностранцев, или граждан РФ ( начисление налогов и т.д.)? Заранее спасибо за ответ."

Ответ

Наличие вида на жительства говорит о том, что Ваши кандидаты являются постоянно проживающими в РФ иностранцами (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).


Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141. Этот документ выдается территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями, при этом в паспорте делается соответствующая отметка (п. 4, 69 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41). В остальном постоянно проживающие работники предъявляют те же документы, что и российские граждане при приеме на работу по совместительству. Вы можете ознакомиться с порядком приема на работу внешних совместителей, перейдя по данной ссылке.

Уведомлять ФМС и центр занятости о приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранца не нужно. А относительно необходимости уведомления налоговых органов действующее законодательство не содержит однозначного ответа. В этой связи по этому вопросу сформировались две противоположные точки зрения.


Важную информацию о Приеме на работу гражданина Молдовы вы найдете в материале здесь.


Сторонники первой считают, что уведомлять налоговую инспекцию о заключении трудового договора с постоянно проживающим в России иностранцем не нужно в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Так как порядок привлечения и использования сотрудников-иностранцев не распространяется на постоянно и временно проживающих в России иностранных граждан.

Сторонники противоположной позиции считают, что уведомлять налоговую инспекцию необходимо. Так как положения статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, обязывающие работодателей уведомлять налоговые органы об определенных фактах трудовых отношений с иностранцами, каких-либо исключений в отношении постоянно проживающих в России иностранных граждан не устанавливают. Таким образом, работодатель обязан уведомить налоговую инспекцию о приеме на работу постоянно проживающего в России иностранца в общем порядке: в течение 10 дней с момента заключения с ним трудового договора (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Аналогичный вывод можно сделать из письма Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/11184.

С учетом отсутствия однозначной позиции во избежание спорной ситуации и привлечения организации к ответственности рекомендуем применять безопасный подход и уведомлять налоговую инспекцию о приеме постоянно проживающего в России иностранца.

Ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент). С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Подтвердить статус налогового резидента можно любыми документами, которые устанавливают факт нахождения человека в России. Перечень документов, подтверждающих факт нахождения иностранца на территории России, Налоговым кодексом не определен. По мнению контролирующих ведомств, такими документами могут быть:

  • справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;

  • копии паспорта (или иного документа) с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

  • квитанции о проживании в гостинице;

  • другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством России, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения гражданина на территории России.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-110, ФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-3-13/4652, от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Если иностранец по каким-то причинам не представит документы, подтверждающие срок его пребывания в России, то налоговый агент (работодатель) вправе удержать с его доходов налог по ставкам, установленным для нерезидентов.

О тарифах взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 году см. раздел "Подробности" ниже.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно

Прием на работу иностранных лиц, постоянно проживающих на территории России

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, также принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141. Этот документ выдается территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями, при этом в паспорте делается соответствующая отметка (п. 4, 69 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41).

Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен на очередные пять лет. Об этом сказано в пунктах 64 и 110регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41.

В остальном в отношении иностранцев, постоянно проживающих в России, действуют общие правила приема на работу. Подробнее о них см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию о приеме на работу иностранца, постоянно проживающего в России

Однозначного ответа на данный вопрос законодательство не содержит, в связи с чем по данному вопросу сформировались две противоположные точки зрения.

Сторонники первой считают, что уведомлять налоговую инспекцию о заключении трудового договора с постоянно проживающим в России иностранцем не нужно в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Так как порядок привлечения и использования сотрудников-иностранцев не распространяется на постоянно и временно проживающих в России иностранных граждан.

Сторонники противоположной позиции считают, что уведомлять налоговую инспекцию необходимо. Так как положения статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, обязывающие работодателей уведомлять налоговые органы об определенных фактах трудовых отношений с иностранцами, каких-либо исключений в отношении постоянно проживающих в России иностранных граждан не устанавливают. Таким образом, работодатель обязан уведомить налоговую инспекцию о приеме на работу постоянно проживающего в России иностранца в общем порядке: в течение 10 дней с момента заключения с ним трудового договора (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Аналогичный вывод можно сделать из письма Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/11184.

С учетом отсутствия однозначной позиции во избежание спорной ситуации и привлечения организации к ответственности рекомендуем применять безопасный подход и уведомлять налоговую инспекцию о приеме постоянно проживающего в России иностранца.

<…>

Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Справочник: Тарифы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 году

Тарифы для страхователей, которые производят выплаты наемным работникам и лицам, привлеченным по гражданско-правовым договорам, и не имеют права на применение пониженных тарифов

Условия применения тарифа

Тарифы страховых взносов*

ПФР

ФСС

ФФОМС

Основание

С выплат:
– российским гражданам;
– иностранцам (лицам без гражданства), которые постоянно или временно проживают в России и не являются высококвалифицированными специалистами

в пределах 624 000 руб.**за год

22,0 %

2,9 %

5,1 %

свыше 624 000 руб.**за год

10,0 %

0,0 %

0,0 %

ч. 2 ст. 12и ст. 58.2Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 ист. 33.1Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые временно пребывают в России и не являются высококвалифицированными специалистами

в пределах 624 000 руб.**за год

22,0 %

0,0 %

свыше 624 000 руб.**за год

10,0 %

0,0 %

С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые постоянно или временно проживают в России и являются высококвалифицированными специалистами

в пределах 624 000 руб.**за год

22,0 %

2,9 %

свыше 624 000 руб.**за год

10,0 %

0,0 %

Не являются застрахо-
ванными лицами

С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые временно пребывают в России и являются высококвалифицированными специалистами, начислять страховые взносы не нужно – он не признаются застрахованными лицами по любому из видов обязательного страхования

ч. 2 ст. 12и ст. 58.2Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 1 ст. 7,ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 ист. 33.1Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 1 ст. 7,ст. 22.1Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 1 и 2ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ

Пониженные тарифы для определенных категорий страхователей, которые производят выплаты наемным работникам и лицам, привлеченным по гражданско-правовым договорам***

Условия применения тарифа****

Тарифы страховых взносов*

ПФР

ФСС

ФФОМС

Основание

Сельхозпроизводители, включая плательщиков ЕСХН

Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Общественные организации инвалидов

Организации, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в общем фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов,

Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов

Применять пониженные тарифы страховых взносов могут организации и учреждения, которые не занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 762.

21,0 %

2,4 %

3,7 %

п. 1-3 ч. 1 ич. 2статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 1-3 ч. 4 ич. 5 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования

Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим:
– в технико-внедренческих особых экономических зонах;
– в промышленно-производственных особых экономических зонах

Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер

Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются:
– разработкой и реализацией программ для ЭВМ и баз данных;
– оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
– установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ, баз данных.

Кроме организаций, которые работают в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах.

8,0 %

2,0 %

4,0 %

п. 3, 4, 5 ч. 1 и ч. 2 и 3ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 3, 4, 5 ч. 4 и ч. 5 и 7ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Российские организации и предприниматели, которые производят, выпускают в свет (в эфир) и (или) издают средства массовой информации, в т.ч. электронные (кроме рекламных и эротических)

Пониженные тарифы применяются, если основным видом деятельности организации (предпринимателя) является:
а) организация отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций

23,2 %

2,9 %

3,9 %

п. 7 ч. 1,ч. 3.1 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,

п. 7 ч. 4, ч. 9ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Организации и предприниматели с выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

0,0 %

0,0 %

0,0 %

п. 9 ч. 1 ич. 3.3 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 9 ч. 4 ич. 11ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку и занятые определенными видами деятельности

Плательщики ЕНВД: аптечные организации и предприниматели, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности.

Некоммерческие организации, которые применяют упрощенку и ведут деятельность:
– в области социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
– массового спорта (кроме профессионального)

Кроме государственных (муниципальных) учреждений

Благотворительные организации, которые применяют упрощенку

Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения

Кроме:
– сдающих в аренду (наем) жилые и нежилые помещения;
– работающих в сфере розничной торговли и общепита

20,0 %

0,0 %

0,0 %

п. 8, 10, 11,12, 14 ч. 1 ич. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 8, 10, 11,12, 14 ч. 4 ич. 12ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Организации – участники проекта «Сколково»

14,0%

0,0 %

0,0 %

ч. 1 ст. 58.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 6 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Тарифы в отношении выплат инвалидам I, II и III групп

Условия применения тарифа

Тарифы страховых взносов*

ПФР

ФСС

ФФОМС

Основание

Все организации и предприниматели, использующие труд инвалидов*****

21, 0 %

2,4 %

3,7 %

п. 1-3 ч. 1 и ч. 2 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 1-3 ч. 4 и ч. 5 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Дополнительные тарифы

Условия применения тарифа

Тарифы страховых взносов

ПФР

ФСС

ФФОМС

Основание

Если специальная оценка условий труда не проводилась и классы условий труда не определены

Организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию по списку 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10

6,0 %

Организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию по списку 2)

4,0 %

не предусмотрены

ч. 1 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

Если специальная оценка условий труда проводилась. Приведенные тарифы применяются в зависимости от установленного класса условий труда взамен тарифов, установленных для работников по списку 1 или списку 2

Условия
труда

класс – опасный
подкласс – 4

8,0%

класс – вредный
подкласс – 3.4

7,0%

класс – вредный
подкласс – 3.3

6,0%

класс – вредный
подкласс – 3.2

4,0%

класс – вредный
подкласс – 3.1

2,0%

класс – допустимый
подкласс – 2

0,0%

класс – оптимальный
подкласс – 1

0,0%

не предусмотрены

ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2.1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

Тарифы для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, на собственное страхование

Условия применения тарифа

Тарифы страховых взносов

ПФР

ФСС

ФФОМС

Основание

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

26,0%

5,1%

Добровольное социальное страхование

2,9%

ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 2.1–2.2 ст. 22, подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ч. 3 ст. 4.5 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ

* Страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные за периоды с 1 января 2014 года, разделять не нужно. Всю сумму взносов в Пенсионный фонд РФ перечисляйте единым платежом. Распределить полученные средства ПФР (страховщик) должен самостоятельно на основании данных персонифицированного учета.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 13, статей 20.1, 22.2, 33.3 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

** В 2014 году страхователи применяют разные тарифы при начислении страховых взносов на выплаты в пределах 624 000 руб. (н

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль