Имеет ли школа право на дистанционное обучение своих учеников?

144

Вопрос

Имеет ли школа право на дистанционное обучение своих учеников?

Ответ

 

Отвечая на Ваш вопрос, следует отметить, что дистанционная форма обучения, как самостоятельная, трудовым законодательством не предусмотрена. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционное обучение при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Соответственно, объем гарантий определяется исходя из формы обучения по данной программе: очная, очно-заочная или заочная. Обучение с применением дистанционных технологий обучения предполагает, что основное обучение будет проходить без выезда работника в образовательное учреждение ( на дому , на его рабочем месте , т.е. там, где есть телекоммуникационная сеть (Интернет)).

Это следует из приказа Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий"

В силу ч. 1 ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения могут регулироваться коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель вправе закрепить соответствующие положения о направлении работников на обучение с использованием дистанционных технологий в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте.

Несмотря на то, что действующее законодательство не требует обязательного заключения отдельного договора между работником и работодателем о дистанционном обучении, рекомендуем Вам заключить такой договор или подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, предусмотрев в нем все необходимые условия.

Основанием для направления работников на дистанционное обучение могут быть план обучения и приказ руководителя о направлении на обучение (письмо Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88).

Работодатель, определяя необходимость обучения работников, разрабатывает план обучения сотрудников на текущий год, где указываются основания и цели обучения персонала, а также указываются фамилии направляемых на учебу. При этом порядок и условия дистанционного обучения следует определить в коллективном договоре, соглашении, локальном акте, трудовом договоре.

Перед направлением работника издается приказ о направлении на обучение с использованием дистанционных технологий , в котором нужно обосновать производственную необходимость обучения сотрудника (истекает срок действия сертификата специалиста, оснащение новой аппаратурой и т.п.), указать, что он направлен на такое обучение по инициативе работодателя (или работника), определить порядок освобождения от работы и оплаты такого обучения.

В соответствии с планом обучения заключается договор с образовательным учреждением. Примерная форма договоров на оказание образовательных услуг приведена в Приказе Министерства образования РФ от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Министерства образования РФ от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Как правило, бланк договора разрабатывает образовательное учреждение.

На весь период прохождения такого обучения по направлению работодателя за работником должны сохраняться место работы и средняя заработная плата.

Что касается табеля учета рабочего времени, то его унифицированная форма № Т-12, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" не предусматривает условного обозначения для дистанционного обучения. По нашему мнению, Вы вправе использовать буквенный код ПК (повышение квалификации с отрывом от работы).

 

Подробнее в материалах Системы:

 

1. Ситуация: Нужно ли предоставлять учебный отпуск при дистанционном обучении

Ответ на этот вопрос зависит от того, в каком образовательном учреждении обучается сотрудник.

Дистанционное обучение – это современная форма обучения. Под дистанционными образованием понимается использование образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов (ч. 1 ст. 16 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

При дистанционном обучении в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию (независимо от их организационно-правовых форм), учебный отпуск не предоставляйте, поскольку он предусмотрен лишь при заочном и очно-заочном (вечернем) обучении (ст. 173, 174, 176 ТК РФ). Дистанционная форма обучения трудовым законодательством не закреплена. Однако предоставление учебного отпуска при дистанционной форме обучения возможно, если такое условие содержится в коллективном договоре, действующем в организации, или трудовом договоре с сотрудником. В таком же порядке можно предоставить сотруднику учебный отпуск при отсутствии у учебного заведения госаккредитации (ст. 8, 9, 57 ТК РФ).

Из ответа «В каких случаях организация обязана оплатить сотруднику учебный отпуск»

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Правовая база :

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 мая 2005 г. N 137

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; N 33, ст. 3348; 2002, N 7, ст. 631; N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4855; 2004, N 10, ст. 835; N 27, ст. 2714; N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок использования дистанционных образовательных технологий.

2. Считать утратившим силу Приказ Минобразования России от 18 декабря 2002 г. N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2002 г., регистрационный N 4071).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр

А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утвержден

Приказом

Минобрнауки России

от 6 мая 2005 г. N 137

ПОРЯДОК

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее -образовательные программы).

2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607).

3. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

4. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

5. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

6. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).

7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127).

Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.

8. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

9. Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

10. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.

11. Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).

Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

12. Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. Формы документов :

ПРИКАЗ № 12


о направлении на обучение

г. Москва 24.01.2013

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Направить бухгалтера В.Н. Зайцеву на курсы повышения квалификации по программе


«Новое в учете и налогообложении»на период с 24 по 27 января 2013года включительно


с отрывом от производства.

2. Оплатить стоимость обучения по договору с некоммерческим образовательным центром


«Знание» от 13 января 2013 г. № 18 в размере 6000 (Шесть тысяч) руб.

3. На время обучения предоставить В.Н. Зайцевой гарантии и компенсации, предусмотренные


трудовым законодательством.

Генеральный директор А.В. Львов

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль