Правильно ли указана должность "учитель", если в штатном расписании указан в графе должность указана "педагогический фонд"?

1507

Вопрос

Правильно ли указана должность "учитель", если в штатном расписании указан в графе должность указан "педагогический фонд". Как правильно указывать должности "педагог" или "преподаватель" если в штатном расписании указан в графе должность указан "педагогический фонд".

Ответ

Наименование должности педагогического работника должно соответствовать Номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. Связано это с тем, что по общему правилу педагогические работники образовательных организаций пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста.

Указанная Номенклатура предусматривает должности и учителя, и преподавателя, и педагога.

В целях определения, какую должность должно предусматривать штатное расписание конкретной образовательной организации, следует обратиться к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. В данном документе подробно расписаны должностные обязанности по каждой из указанных должностей.

 

Подробности в материалах Системы:

 

1. Ответ: Как оформить прием на работу педагогического работника

Особенности трудовых отношений

Правовое регулирование труда педагогических работников обеспечивается общими нормами Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, трудовые отношения с педагогическими работниками имеют и свои особенности, которые регулируются главой 52 Трудового кодекса РФ, Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также другими нормативно-правовыми документами.

При регулировании труда педагогических работников необходимо учитывать следующие особенности:

Право на осуществление педагогической деятельности

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующий образовательный ценз (ст. 331 ТК РФ).

Требования к образовательному цензу

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

Типовые положения регулируют деятельность соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения являются примерными.

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников предусматривают:

  • наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования;

  • требования к специализации по образованию, направлениям подготовки;

  • продолжительность стажа работы.

Уровень образования и квалификация педагогических работников образовательных организаций определяется на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации: дипломами, аттестатами и другими документами об образовании.

Классификация высшего образования по ступеням (бакалавр, специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимается.

Запрет на занятие педагогической деятельностью

Трудовой кодекс РФ содержит ограничения, которые препятствуют ряду лиц осуществлять педагогическую деятельность.

Так, к педагогической деятельности не допускаются граждане:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью по решению суда;

  • признанные недееспособными;

  • имеющие заболевания, предусмотренные специальным перечнем. Такой перечень утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Поскольку в настоящий момент специальный перечень не утвержден, следует руководствоваться перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.

Об этом говорится в статье 331 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, указанная норма запрещает занятие педагогической деятельностью лицам:

  • имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

  • имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Однако Конституционный суд РФ в постановлении от 18 июля 2013 г. № 19-П признал такие ограничения неконституционными. По мнению суда, для решения вопроса о дальнейшем привлечении к педагогической деятельности необходимо в каждом конкретном случае учитывать:

  • вид и степень тяжести совершенного преступления;

  • срок, прошедший с момента его совершения;

  • форму вины;

  • обстоятельства, характеризующие личность;

  • а также иные факторы.

С учетом принятого судом решения положения статьи 331 Трудового кодекса РФ подлежат применению с оговоркой, до внесения в нее соответствующих изменений на федеральном уровне.

Следует отметить, что аналогичные ограничения распространяются не только на педагогов, но и на других лиц, которые работают в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Также законодательство предусматривает ограничение доступа к работе в образовательных организациях лицам:

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра.

Медицинские осмотры педагогических работников

Перед приемом на работу педагогический работник обязан пройти предварительное медицинское обследование. В дальнейшем такие работники обязаны проходить периодические медицинские осмотры, осуществляемые за счет средств работодателя (ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Оформление приема на работу

Трудовые отношения с педагогическим работником оформите по общим правилам, установленным трудовым законодательством России, с соблюдением требований статьи 68 Трудового кодекса РФ. При этом при оформлении трудового договора претенденту на должность педагогического работника в обязательном порядке необходимо будет представить ряд дополнительных документов:

  • справку о прохождении медицинского осмотра – по предварительному направлению от работодателя (ст. 213 ТК РФ);

  • документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

  • справку о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 65 ТК РФ).

Совет редактора: справки о наличии (отсутствии) судимостей представляют ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» и информационные центры в регионах (п. 3, 15 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121). При этом пункт 2 указанного регламента предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу.

При приеме на работу руководителя образовательной организации необходимо учесть:

  • запрет на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства, а также имеющими судимость или подвергшимися уголовному преследованию за преступления против жизни, здоровья, чести и достоинства личности, и т. п. (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 351.1 ТК РФ);

  • запрет на замещение должности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, а также ее филиалов на условиях совместительства (ч. 5 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • требования к профилю полученного образования, а именно: наличие высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н).

Внимание: если при приеме на работу педагогический работник скрыл информацию о действующем в отношении его запрете на занятие педагогической деятельностью (приговор суда, решение о дисквалификации и т. п.), то заключенный с этим сотрудником трудовой договор прекращает свое действие в соответствии со статьей 84 Трудового кодекса РФ (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). При этом работнику, виновному в сокрытии указанных фактов, не предлагается другая работа и не выплачивается выходное пособие.

Оформление трудового договора

Трудовые отношения между работниками и работодателем (образовательной организацией) регулируются трудовым договором (служебным контрактом), условия которого не должны противоречить Трудовому кодексу РФ (ст. 9 ТК РФ).

Трудовые отношения с педагогическими работниками оформляют в соответствии с общими правилами заключения трудового договора и специальными, определяющими особенности трудовых отношений с педагогическими работниками (гл. 10, 11 ТК РФ).

Так, при заключении трудового договора с педагогическим работником необходимо учесть следующие нюансы. Наименование должности педагогического работника в трудовой договор необходимо вносить в соответствии с Номенклатурой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. Связано это с тем, что по общему правилу педагогические работники образовательных организаций пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста. Порядок и условия назначения льготной пенсии педагогическим работникам определены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Кроме того, в трудовом договоре педагогического работника необходимо указать:

Примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, которые могут быть использованы для оформления трудовых отношений с работниками образовательных учреждений, приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н.

Трудовой договор с руководителем

Трудовые отношения с руководителем образовательной организации регулируются не только главами 11 и 52, но и главой 43 Трудового кодекса РФ, которая определяет особенности регулирования труда руководителей.

При заключении трудового договора с руководителем образовательной организации также необходимо учесть ряд дополнительных требований:

  • возможность заключения срочного трудового договора, если это предусмотрено уставом организации или соглашением сторон (ст. 275 ТК РФ);

  • запрет на работу по совместительству без согласия учредителей в отношении руководителей негосударственных образовательных организаций (ст. 276 ТК РФ);

  • запрет на совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования (ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • ответственность за нарушение порядка совершения сделок с имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, – в отношении руководителя бюджетной образовательной организации (п. 13 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ);

  • дополнительные основания для расторжения трудового договора по инициативе учредителя (ст. 278 ТК РФ). В частности, таким основанием является наличие у государственной или муниципальной образовательной организации просроченной кредиторской задолженности, величина которой определяется органом государственной власти, выполняющим функции учредителя в отношении данной организации. Например, в отношении учреждений образования, финансируемых из федерального бюджета, величина просроченной кредиторской задолженности, дающей основание для расторжения трудового договора с руководителем, определена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2012 г. № 457. Например, в городе Москве в отношении руководителей образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, размер просроченной кредиторской задолженности, дающий основание для расторжения трудового договора с руководителем образовательного учреждения, определен приказом Департамента образования города Москвы от 20 сентября 2011 г. № 647.

Нормативными актами субъектов РФ могут быть утверждены примерные формы трудовых договоров с руководителями государственных учреждений, которые будут распространяться в том числе и на образовательные организации. Так, например, при заключении трудового договора с руководителем образовательного государственного учреждения в Москве следует руководствоваться примерной формой трудового договора, утвержденной постановлением правительства Москвы от 1 февраля 2011 г. № 20-ПП.

Александр Завгородний,

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

2. Правовая база: ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.08.2010 № 761н

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями на 31 мая 2011 года)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 августа 2010 года N 761н

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

(с изменениями на 31 мая 2011 года)

История изменений

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2005, N 2, ст.162; 2006, N 19, ст.2080; 2008, N 11 (1 ч.), ст.1036; N 15, ст.1555; N 23, ст.2713; N 42, ст.4825; N 46 ст.5337; N 48, ст.5618; 2009, N 2, ст.244; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 12, ст.1427, 1434; N 33, ст.4083, 4088; N 43, ст.5064; N 45, ст.5350; 2010, N 4, ст.394; N 11, ст.1225; N 25, ст.3167; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251)
приказываю:
Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" согласно приложению.

Министр
Т.Голикова

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 октября 2010 года,
регистрационный N 18638

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 26 августа 2010 года N 761н

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

(с изменениями на 31 мая 2011 года)

I. Общие положения

1. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности руководителей", III - "Должности педагогических работников", IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала".

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".
В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование "старший" применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

III. Должности педагогических работников

Учитель

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образо

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль