НДФЛ не должен учитываться при доплате за вредные условия труда?

1164

Вопрос

Как будет удерживаться НДФЛ? НДФЛ не должен учитываться при доплате за вредные условия труда? Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются компенсационные выплаты, связанные с выполнением работником своих должностных обязанностей. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Порядок определения размера таких выплат установлен в ст. 147 ТК РФ. Официальная позиция заключается в том, что надбавка к заработной плате, выплаченная на основании ст. ст. 146 и 147 ТК РФ работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, является повышенной оплатой труда, а не компенсацией и облагается НДФЛ. Аналогичные разъяснения давал и Президиум ВАС РФ. Такого же мнения придерживаются суды. Письмо Минфина России от 04.06.2007 N 03-04-06-01/174 Финансовое ведомство разъясняет, что доплаты, производимые в соответствии со ст. ст. 146 и 147 ТК РФ работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией, и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-04-06-02/46 В Письме указано, что доплаты к заработной плате сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ. Они повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 ТК РФ. Соответственно, к таким доплатам п. 3 ст. 217 НК РФ не применяется. Они облагаются НДФЛ. Письмо ФНС России от 03.03.2006 N 04-1-03/117 В Письме разъяснено, что суммы доплаты, производимой в соответствии со ст. ст. 146 и 147 ТК РФ работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией. Соответственно, п. 3 ст. 217 НК РФ на такие доплаты не распространяется, и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2006 N 86/06 по делу N А76-1078/05-46-383 Суд указал, что доплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, как составная часть заработной платы (ст. ст. 146, 147 ТК РФ), облагается НДФЛ. Примечание : эксперты КСС Система Кадры консультируют пользователей по вопросам кадрового делопроизводства и трудового права. Консультирование по вопросам налогового законодательства в компетенцию экспертов не входит. По данному вопросу рекомендуем обратиться за разъяснениями в территориальный орган ФНС по Вашему месту нахождения.

Ответ

Какие штрафы могут быть применены к организации, если нарушен срок уведомления пенсионного фонда о наличии вредных условий труда и организация не обеспечивает льготное пенсионное обеспечение?»

За несвоевременное представление отчетности в ПФР предусмотрены штрафные санцкии. В отношении формы РСВ-1 ПФР эта санкция прописана в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). А в отношении форм, содержащих данные персонифицированного (индивидуального) учета, - в ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). (См. в конце ответа).

Если отчетность в ПФР первоначально представлена в срок, но с ошибками, а исправленные данные переучета поданы уже после истечения установленного срока - и даже если исправлять отчеты пришлось неоднократно, прежде чем орган ПФР наконец принял данные, - наказать организацию за непредставление сведений в срок нельзя. Как указали судьи в Постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу N А23-193/2012 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 16.01.2013 N ВАС-18135/12), в случае подачи ошибочных сведений, но в установленный срок обязанность страхователя по своевременному представлению отчетности считается исполненной.


Вы узнаете больше об удержании НДФЛ с доходов работников, если перейдете в материал.


В той же ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрены аналогичные санкции еще и за представление неполных или недостоверных сведений. Но на практике для устранения ошибок в уже поданных отчетах имеется как минимум двухнедельный "люфт". Ведь согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), органы ПФР, обнаружив ошибки - несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, должны направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений, а срок, в течение которого страхователь должен представить уточненные данные, составляет две недели с момента получения такого уведомления. Плюс сама проверка и выявление ошибок занимают некоторое время. По Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, утвержденному Приказом Минтруда России от 21.09.2012 N 196н (далее - Административный регламент), который начал действовать с 29 января 2013 г., срок приема и рассмотрения документов должен составлять два рабочих дня со дня их поступления в соответствующий орган ПФР. Но на деле - особенно если отчетность представлена только на бумажных носителях - проверка может длиться дольше, и, соответственно, у бухгалтера будет даже больше "лишних" двух недель на доработку отчетности.

Законодательство не предусматривает ответственности за нарушение указанного двухнедельного срока. На это обращалось внимание, в частности, в Постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 N Ф09-7273/12 по делу N А60-43696/11. Судьи также подчеркнули, что в силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет полное право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР и что представление корректирующих сведений предусмотрено уже упоминавшимися п. п. 34 и 41 Инструкции N 987н. Причем в случае неустранения имеющихся расхождений в двухнедельный срок территориальный орган ПФР имеет право принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. А потому при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты и ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган ПФР может сам скорректировать сведения и не вправе выставлять финансовые санкции.

Подробнее в материалах Системы:

1. Правовая база:

Вопрос: О порядке налогообложения НДФЛ доплат работникам за особо вредные и опасные условия труда, за работу в вечернее и ночное время, повышенной оплаты за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июня 2007 г. N 03-04-06-01/174

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц доплат работникам за особо вредные и опасные условия труда, за работу в вечернее и ночное время, повышенной оплаты за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Статьей 168 Трудового кодекса предусматривается возмещение работнику расходов, связанных со служебной командировкой, таких как расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

В соответствии со ст. 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, работодатель возмещает аналогичные расходы, связанные со служебными поездками.

Таким образом в соответствии с данными статьями Трудового кодекса компенсации предусматривают возмещение расходов, осуществляемых работниками в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.

Статьями 146 и 147 разд. VI Трудового кодекса установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьями 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса установлено, что оплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в частности, при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, работы в выходные и нерабочие праздничные дни), производится в повышенном размере.

При этом во всех вышеупомянутых статьях Трудового кодекса не указывается на компенсационный характер выплачиваемых сумм повышенной оплаты труда. То есть доплаты за особые условия труда всех категорий работников не соответствуют вышеуказанному определению компенсации, так как не направлены на возмещение каких-либо расходов.

Согласно ст. 165 Трудового кодекса помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом и поименованных в разд. VII Трудового кодекса, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

В частности, ст. 219 Трудового кодекса устанавливается право каждого работника на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом компенсации, выплачиваемые в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса, и выплаты повышенной оплаты труда, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса, а также предусмотренные ст. ст. 152, 153, 154 Трудового кодекса, имеют различный характер.

С учетом вышеизложенного компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса.

При этом суммы доплаты, производимые работодателем в соответствии со ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также суммы повышенной оплаты труда, производимой работодателем в соответствии со ст. ст. 152, 153, 154 Трудового кодекса работникам при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией. Соответственно, п. 3 ст. 217 на такие доплаты не распространяется и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.06.2007

2. Правовая база: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Глава 6. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

3. Правовая база: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Глава III. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА, СТРАХОВАТЕЛЯ И ОРГАНОВ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль