Уведомление ФМС, УГСЗН и налоговую при приеме на работу сотрудника с видом на жительство

7797

Вопрос

Нужно ли при приеме сотрудника, имеющего вид на жительство, уведомлять ФМС, УГСЗН и налоговую? Должен ли договор с таким сотрудником быть срочным (на срок действия вида на жительство) или бессрочным?

Ответ

Наличие у работника вида на жительство определяет его правовой статус – постоянно проживающий в РФ.

Буквальное толкование 115-ФЗ позволяет сделать вывод, что уведомлять ФМС и Службу занятости о приеме на работу такого иностранца с указанного времени не нужно. Так, п. 9 ст. 13.1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указано два условия, при наличии которых работодатель обязан направить уведомление в ФМС и Службу занятости : 1) наличие разрешения на работу; 2) безвизовый въезд.

Вся статья 13.1. 115-ФЗ касается особенностей трудоустройства безвизовых иностранцев, которым для этого необходимо разрешение. Так в норме п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ также упоминается наличие разрешения на работу как одно из условий , при наличии которого нужно уведомить ФМС о приеме на работу иностранца, тогда как в рассматриваемой ситуации Вашему постоянно проживающему в РФ иностранцу данный документ (разрешение на работу) не требуется и не выдается.


Читайте статьи по теме:


При этом , если вы все же направите уведомление в ФМС о приеме такого иностранца, то наказать Вашу организацию за данное избыточное действие никто не может.

О заключении трудовых договоров (неважно, по основной работе или по совместительству) с временно проживающими иностранцами необходимо уведомлять ФНС России в течение 10 дней. Исключений для совместителей данная норма не содержит.

О приеме любого иностранца на работу (постоянно проживающего, временно проживающего или временно пребывающего) необходимо поставить в известность налоговый орган в течение 10 дней с даты заключения трудового договора, на что обращено внимание в письме Минфина РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/11184. (приведено в п. 1 к ответу)

Письмом ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы" представлена форма уведомления ФНС РФ. Эта форма общая и заполняется как при приеме, так и при прекращении трудового договора с иностранным работником. (приведена в п. 2 приложения к ответу)

В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

В части срочности трудового договора нужно обратить внимание, что на иностранцев распространяются положения Трудового Кодекса РФ, согласно ст. 58 и 59 которого заключение срочного договора возможно только в случаях прямо предусмотренных законом. Если у Вас есть такие основания. То с иностранцем можно заключить срочный трудовой договор. Если таких оснований нет , то сам факт , что работник –иностранец- не является достаточным основанием для заключения с ним срочного трудового договора.

Если в период действия трудового договора работник утратит вид на жительство , о вы сможете его уволить по специальному основанию п. 9 части 1 ст. 83 Трудового Кодекса (истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договор)

Подробности в материалах Системы:

1. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/11184

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уведомлении налогового органа о приеме на работу иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации и имеющего вид на жительство, и сообщается следующее.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 711, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба.

Федеральная миграционная служба осуществляет контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников, а также осуществляет правовое информирование в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

По вопросам применения Федерального закона N 115-ФЗ организация вправе обратиться в Федеральную миграционную службу.

Вместе с тем сообщается, что согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранного работника в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Понятия "иностранный гражданин", "иностранный работник" определены п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ.

В целях Федерального закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.04.2013

2. Форма уведомления ФНС:

Уведомление для налоговых органов

(наименование налогового органа)

УВЕДОМЛЕНИЕ N

о привлечении и об использовании иностранных работников

1. Сведения о работодателе (организации или индивидуальном предпринимателе), заказчике работ (услуг). Полное наименование работодателя, заказчика работ, услуг (организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) (нужное подчеркнуть):

Для организаций

ОГРН

ИНН

КПП

Для индивидуальных предпринимателей

ОГРНИП

ИНН

2. Сведения об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность

2.1. Фамилия

2.2. Имя

2.3. Отчество (если имеется)

2.4. Пол:

муж.

жен. (нужное отметить знаком "V")

2.5. Дата рождения

2.6. Место рождения

2.7. Гражданство

Код ОКСМ (страны)

(название государства либо без гражданства)

2.9. Документ, удостоверяющий личность:

2.9.1. Для иностранного гражданина:

2.9.1.1. Паспорт иностранного гражданина: а) серия

, б) номер

2.9.2. Для лица без гражданства:

2.9.2.1. Вид на жительство лица без гражданства: а) серия

, б) номер

2.10. Адрес места пребывания:

2.10.1. Почтовый индекс

2.10.2. Субъект Российской Федерации

Код субъекта РФ

2.10.3. Район

2.10.4. Город

2.10.5. Населенный пункт

(село, поселок и т.п.)

2.10.6. Улица (проспект, переулок и т.д.)

2.10.7. Номер дома

номер корпуса (строения)

номер квартиры

2.11. Дата приема на работу иностранного гражданина

2.12. Период осуществления трудовой деятельности по трудовому и (или) гражданско-

правовому договору на выполнение работ (оказание услуг)

Руководитель (заместитель руководителя) организации

(подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

Дата




Электронный текст документа
сверен по:
Учет, налоги, право с приложением
"Официальные документы",
N 35, 25.09.2007

3.Правовая база :

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ

(ред. от 30.09.2013)

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Федеральный закон

от 25.07.2002 N 115-ФЗ

(ред. от 28.12.2013)

"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Статья 13.1. Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

9. Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Ответ : Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно

Условия проживания иностранцев в России

Порядок приема на работу иностранца, проживающего в России, зависит от того, на каких условиях он проживает:

Прием на работу иностранных лиц, постоянно проживающих на территории России

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, также принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141. Этот документ выдается территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями, при этом в паспорте делается соответствующая отметка (п. 4, 69 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41).

Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен на очередные пять лет. Об этом сказано в пунктах 64 и 110 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41.

В остальном в отношении иностранцев, постоянно проживающих в России, действуют общие правила приема на работу. Подробнее о них см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию о приеме на работу иностранца, постоянно проживающего в России

Однозначного ответа на данный вопрос законодательство не содержит, в связи с чем по данному вопросу сформировались две противоположные точки зрения.

Сторонники первой считают, что уведомлять налоговую инспекцию о заключении трудового договора с постоянно проживающим в России иностранцем не нужно в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Так как порядок привлечения и использования сотрудников-иностранцев не распространяется на постоянно и временно проживающих в России иностранных граждан.

Сторонники противоположной позиции считают, что уведомлять налоговую инспекцию необходимо. Так как положения статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, обязывающие работодателей уведомлять налоговые органы об определенных фактах трудовых отношений с иностранцами, каких-либо исключений в отношении постоянно проживающих в России иностранных граждан не устанавливают. Таким образом, работодатель обязан уведомить налоговую инспекцию о приеме на работу постоянно проживающего в России иностранца в общем порядке: в течение 10 дней с момента заключения с ним трудового договора (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Аналогичный вывод можно сделать из письма Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/11184.

С учетом отсутствия однозначной позиции во избежание спорной ситуации и привлечения организации к ответственности рекомендуем применять безопасный подход и уведомлять налоговую инспекцию о приеме постоянно проживающего в России иностранца.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

5. Справочная информация :

Случаи заключения срочного трудового договора

Случаи, в которых срочный трудовой договор должен быть заключен

Случаи, в которых срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон

На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (абз. 2 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек) (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

На время выполнения временных (до двух месяцев) работ (абз. 3 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России, разрешена работа исключительно временного характера (абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

Для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона) (абз. 4 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы (абз. 4 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, направляемыми на работу за границу (абз. 5 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

Для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

Для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг (абз. 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 6 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы (абз. 7 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 7 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой (абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

Для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника (абз. 9 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, обучающимися по очной форме обучения (абз. 9 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

В случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях (абз. 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (абз. 10 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы (абз. 11 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу по совместительству (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы (абз. 12 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, замещающими должности научно-педагогических работников в высшем учебном заведении (ч. 1 ст. 332 ТК РФ)

С проректорами высшего учебного заведения (

Инструкции по кадровой работе

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль