Как правильно установить компенсацию по результатам аттестации, должны быть разъяснительные документы?

145

Вопрос

Добрый день! Как правильно установить компенсацию по результатам аттестации (постановление Правительства РФ № 870 от 20.11.2008), должны быть разъяснительные документы??? Как быть, если после ремонта аттестованные места уже не существуют или работники поменялись кабинетами - проводить новую аттестацию??? А эта, соответственно, недействительна?? СПАСИБО

Ответ

С 1 января 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку:

• ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

• получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;

• изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

• наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.


О проведении аттестации работников читайте подробнее здесь.


Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Во всех остальных случаях продолжают действовать результаты аттестации рабочих мест. В соответствии с этими результатами, работникам устанавливаются компенсации за работу во вредных условиях труда. Причем нужно предоставить работникам не один или два, а все виды компенсаций, указанных в картах аттестации по соответствующим рабочим местам.

Таким образом, если после ремонта в эксплуатацию вводятся новые рабочие места, в отношении этих мест надо в течение полугода провести оценку условий труда. Если работники поменялись рабочими местами, но сами рабочие места не изменились, и условия труда остались прежними, продолжают действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как провести специальную оценку условий труда

Необходимость оценки

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;

  • дистанционных работников;

  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться правовыми актами о соответствующих службах, в том числе региональными (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты оценки условий труда применяют для:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;

  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Участники специальной оценки

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;

  • врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ.

Об этом сказано в статье 19 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Начало специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;

  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации;

  • специалист по охране труда.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;

  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;

  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;

  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);

  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;

  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;

  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят в случае:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

  • получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения проверки федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Результаты проведения специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  • сведения об организации, которая проводила специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;

  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, которая проводила специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;

  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все членами комиссии и утверждает председатель комиссии. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по его заполнению утверждает федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель должен ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Ответ: Как провести аттестацию рабочих мест

Необходимость проведения аттестации

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение аттестации рабочих мест. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Участники аттестации

Аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой аттестующей организацией на основании договора гражданско-правового характера. При необходимости работодатель вправе привлечь к аттестации рабочих мест сразу несколько аттестующих организаций. Основные требования к таким организациям:

  • независимость по отношению к работодателю;

  • наличие аккредитации на проведение аттестации.

Это следует из положений пункта 6 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

Внимание: если в ходе проверки будет установлено, что аттестация рабочих мест проведена организацией, не имеющей аккредитации, то инспекция по труду выдаст работодателю предписание с требованием повторного проведения работ по аттестации в соответствии с установленным порядком (п.11 Порядка, утвержденного приказом Роструда от 31 августа 2011 г. № 193).

Начало аттестации

Аттестацию назначают по решению руководителя организации. Для этого издают приказ, в котором фиксируют:

  • состав аттестационной комиссии и ее председателя;

  • сроки и графики проведения аттестации рабочих мест;

  • факт привлечения к аттестации специализированной организации.

В состав аттестационной комиссии, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;

  • представители аттестующей организации (один или несколько);

  • специалист по охране труда.

Аттестационная комиссия определяет перечень рабочих мест, условия труда на которых будут оценивать при аттестации.

Такие правила установлены пунктами 9–12 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

Места, которые подлежат аттестации

По общему правилу первичной аттестации подлежат все рабочие места работодателя, в том числе рабочие места надомников, совместителей. Исключение составляют:

Список рабочих мест, которые аттестационная комиссия выделила для проверки, формируют в отдельном перечне.

Подробнее о правилах проведения вторичной аттестации см. Периодичность проведения аттестации.

Периодичность проведения аттестации

Периодичность проведения аттестации каждый работодатель устанавливает самостоятельно исходя из изменений условий и характера труда и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. При этом на рабочих местах с опасными или вредными условиями труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров, повторную аттестацию проводят не реже одного раза в пять лет. На местах с оптимальными (допустимыми) условиями труда, которые были установлены в ходе первичной аттестации, повторную аттестацию проводить не нужно. Исключение составляют случаи, когда проводят внеплановую аттестацию. Такие правила установлены пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

Кроме того, в ходе дальнейшей деятельности организации обязательную аттестацию рабочих мест нужно проводить:

  • при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (их нужно аттестовать в течение года после ввода в эксплуатацию);

  • по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации;

  • при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями и улучшению условий труда;

  • в случае замены производственного оборудования;

  • при изменении технологического процесса;

  • в случае изменения средств коллективной защиты;

  • в случае обращения к работодателю сотрудника, представителя профсоюза или иного представительного органа с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;

  • в соответствии с предписанием, выданным работодателю Рострудом или его территориальными органами.

Такие правила установлены пунктами 47 и 48 Порядка, утвержденного

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль