Как оформить работника на время отсутствия другого работника на определенный срок?

440

Вопрос

ЗДРАВСТВУЙТЕ! ВОПРОС: СОТРУДНИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЗЫВАЮТ НА СЛУЖБУ В РЯДЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ. НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ГОД ОН ВЕРНУЛСЯ В НАШУ ОРГАНИЗАЦИЮ НА ПРЕЖНЕЕ МЕСТО РАБОТЫ. КАК ОФОРМИТЬ НА ВРЕМЯ ЕГО ОТСУТСТВИЯ ДРУГОГО РАБОТНИКА? ОФОРМИТЬ СРОЧНЫЙ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК? ИЛИ ЕСТЬ ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ? СПАСИБО.

Ответ

 

 

В данном случае, Вам в любом случае необходимо уволить работника в связи с его призывом на военную службу. При этом обязать его вступить с Вами в трудовые отношения после окончания срока военной службы, у Вас нет законных возможностей. Действующее законодательство РФ не предусматривает. Что за лицами, призванными на военную службу сохраняется место работы.

Тем не менее, пока сотрудник будет в армии, вполне возможно взять на его место другого работника. При этом срочный трудовой договор с ним можно будет заключить, если есть причина для его заключения, предусмотренная действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор с работником расторгается в случае призыва работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Данное положение имеет обязательный характер, то есть работник подлежит обязательному увольнению, если он призван на военную службу.

При этом необходимо отметить, что возможность принуждения к последующему трудоустройству у работодателя после службы в армии, у работодателя отсутствует. Если работник захочет, он сможет обратиться за трудоустройством, однако принудить его к этому возможностей нет.

Обращаю Ваше внимание, что при наличии вакантной должности, в Вашем случае образовавшейся из-за призыва работника в армию, работодатель может принять на неё другого работника, в том числе и по срочному трудовому договору. Однако, в любом случае необходимо соблюдать общие требования законодательства, в том числе указание в трудовом договоре с работником причины, по которой заключён именно срочный трудовой договор. Об этом указанно в части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом причина заключения срочного трудового договора, должна соответствовать причинам определённым статьёй 59 Трудового кодекса РФ.

То есть, если Вы, на время военной службы одного работника, собираетесь заключить трудовой договор с другим работником, Вам необходимо обосновать причину, по которой будет заключён срочный трудовой договор. При этом такая причина как временное замещение иного работника не может подойти, так как за уволенным работником, на время службы в армии, место работы не сохраняется.

Причины, на основании которых может быть заключён срочный трудовой договор, Вы сможете найти в приложении (Таблицы: Случаи заключения срочного трудового договора).

Действительно военнослужащим, уволенным с военной службы предоставляется возможность трудоустройства на прежнее место работы ( п. 5 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Однако , данная гарантия действует при соблюдении сразу нескольких условий :

  1. Предоставление такой гарантии законом возложено только на государственные организации

  2. Должность , на которую претендует уволенный военнослужащий, должна быть вакантна или у работодателя должна быть равноценная должность

  3. Эта гарантия действует только 3 месяца со дня увольнения со службы.

Если к моменту обращения уже уволенного с военной службы военнослужащего к вам с заявлением о трудоустройстве его должность не будет вакантна , то вопросами трудоустройства данного лица будет заниматься служба занятости. Возможность увольнения работника, принятого на освободившуюся в связи с призывом на военную службу предыдущего работника должность , законом не предусмотрена.

 

Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Как правильно оформить увольнение сотрудника, который призван на военную службу (направлен на альтернативную гражданскую службу).

Основанием для прекращения трудового договора с сотрудником, призванным на военную службу, будет повестка военкомата о явке на призывной пункт для отправки к месту службы (п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663). А сотрудник, направленный на альтернативную гражданскую службу, должен предъявить предписание военкомата для убытия к месту службы (п. 2 ст. 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ).

Трудовое законодательство не устанавливает конкретного срока прекращения договора в связи с призывом или направлением сотрудника на службу. Поэтому дату увольнения можно определить по соглашению сторон с момента предъявления сотрудником вышеуказанных документов. На основании повестки (предписания) издайте приказ о прекращении трудового договора по унифицированной форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или по самостоятельно разработанной форме. После этого под подпись ознакомьте сотрудника с приказом и внесите запись об увольнении в его трудовую книжку (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Внимание: призыв на военные сборы сотрудников, находящихся в запасе, не является основанием для прекращения трудовых отношений (п. 2 ст. 6 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). Если уволить сотрудника на этом основании, суд может восстановить его на работе.

Используется в ответе «Как оформить увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора»

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

  1. Ситуация: В каких случаях с сотрудником можно заключить срочный трудовой договор.

Как правило, срочный трудовой договор заключают в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ст. 58, 59 ТК РФ).

Так, например, организация должна заключить срочный трудовой договор с сотрудниками, которые:

  • выполняют временные, срочные, сезонные работы;

  • направляются на работу за границу и т. д.

Кроме того, срочный трудовой договор можно заключить и по соглашению сторон. Это допускается, если сотрудник, например:

  • будет работать на малом предприятии с численностью до 35 человек (на предприятиях розничной торговли и бытового обслуживания до 20 человек);

  • является пенсионером по возрасту и т. д.

Полный перечень ситуаций, в которых организация должна или может заключить срочный трудовой договор, указан в статье 59 Трудового кодекса РФ и приведен в таблице.

Используется в ответе «Как заключить срочный трудовой договор»

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Таблицы: Случаи заключения срочного трудового договора.

 

Случаи, в которых срочный трудовой договор должен быть заключен

Случаи, в которых срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон

На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (абз. 2 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек) (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

На время выполнения временных (до двух месяцев) работ (абз. 3 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России, разрешена работа исключительно временного характера (абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

Для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона) (абз. 4 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы (абз. 4 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, направляемыми на работу за границу (абз. 5 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

Для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

Для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг (абз. 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 6 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы (абз. 7 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 7 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой (абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

Для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника (абз. 9 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, обучающимися по очной форме обучения (абз. 9 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

В случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях (абз. 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (абз. 10 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы (абз. 11 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, поступающими на работу по совместительству (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

С гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы (абз. 12 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

С лицами, замещающими должности научно-педагогических работников в высшем учебном заведении (ч. 1 ст. 332 ТК РФ)

С проректорами высшего учебного заведения (ч. 14 ст. 332 ТК РФ)

Со спортсменами на период временного перевода к другому работодателю (ч. 2 ст. 348.4 ТК РФ)

С тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд (ч. 2 ст. 348.2 ТК РФ)

В других случаях, предусмотренных федеральными законами (абз. 13 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)

В других случаях, предусмотренных федеральными законами (абз. 12 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)

  1. Правовая база :

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ

(ред. от 25.11.2013)

"О статусе военнослужащих"

 

˂…˃

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

  1. Судебная практика:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июля 2002 года

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА С.Р. ИВАШКЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 23

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.Р. Ивашкевича,

установил:

1. Гражданин С.Р. Ивашкевич в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым за уволенными с военной службы гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Как следует из представленных материалов, гражданин С.Р. Ивашкевич работал помощником машиниста тепловоза в структурном подразделении государственного унитарного предприятия - локомотивном депо Кандалакша Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. В мае 1996 года он был уволен в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации. В мае 1998 года С.Р. Ивашкевич был демобилизован и вернулся в Кандалакшу, однако в приеме на работу в прежней должности ему было отказано из-за отсутствия вакансий в связи с сокращением численности работников.

Кандалакшский районный суд решением от 8 сентября 1998 года отказал С.Р. Ивашкевичу в удовлетворении жалобы на этот отказ; Председатель Мурманского областного суда и судья Верховного Суда Российской Федерации сообщили заявителю, что не усматривают оснований для принесения протеста на состоявшееся судебное решение. Аналогичные ответы даны заявителю прокуратурой Мурманской области и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Неконституционность оспариваемой нормы заявитель усматривает в том, что по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, она лишь провозглашает указанное в ней право, но не гарантирует его реализацию, а потому противоречит статьям 2, 37 (часть 3), 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

3. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому воинская обязанность возлагается на всех граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Исходя из этого в статье 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации, в том числе гарантии реализации трудовых прав военнослужащих, уволенных с военной службы (в том числе установленные оспариваемым положением пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Закрепив в Конституции Российской Федерации и федеральных законах воинскую обязанность и военную службу по призыву, государство берет на себя заботу о трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, в рамках, установленных статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В пункте 6 данной статьи конкретизировано, что в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву.

При невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливая государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан на труд, определяя государственную политику в области содействия занятости населения, относит лиц, уволенных с военной службы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите (статья 5). В статье 7 того же Закона закреплены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению этих обязанностей.

Таким образом, утверждение заявителя о противоречии пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статьям 2, 37 (часть 3), 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации нельзя признать обоснованным, а его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р. Ивашкевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Г.СТРЕКОЗОВ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

 

16.12.2013г.

С уважением, Иванников Игорь,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль