Является ли работа по должностям "врач-анестезиолог-реаниматолог" и "медицинская сестра -анестезист" - вредной?

3547

Вопрос

Является ли работа по должностям "врач-анестезиолог-реаниматолог" и "медицинская сестра -анестезист" - вредной? Какие выплаты, дополнительно к заработной плате обязано производить ООО сотрудникам, замещающим эти должности? Есть ли коэффициент, применяющийся при начислении им выплат в пенсионный фонд и какой? Каким документом необходимо руководствоваться при определении полного рабочего дня (смены)?

Ответ

Является ли работа по должностям "врач-анестезиолог-реаниматолог" и "медицинская сестра -анестезист" – вредной?

Да, является.

В настоящее время для определения того, относится ли тот или иной вид работы к вредным, необходимо обращаться к Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее – Постановление).

Поэтому в части, не противоречащей сегодняшнему законодательству, по-прежнему действуют также Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, которым утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее – Список), а также инструкция по применению этого списка, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 (далее – Инструкция).

Кроме того, некоторые должности, работа на которых является вредной, указываются и в отраслевых соглашениях, и в коллективных договорах конкретных предприятий.

Так же должности, работа на которых связана с вредными и опасными условиями труда устанавливается по результатам аттестации.

Вопрос: Какие выплаты, дополнительно к заработной плате обязано производить ООО сотрудникам, замещающим эти должности?

В соответствии с ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время минимальные размеры повышения оплаты труда указанным работникам установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

В нем отмечено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест полагаются:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

- повышенная оплата труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Согласно Информационному письму Минтруда России от 13.02.2013 виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Таким образом, работодатель вправе самостоятельно определить размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. За основу нужно взять результаты аттестации рабочих мест и карту аттестации конкретного рабочего места.

Максимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, законодательно не регламентирован.

Оформить данную выплату можно несколькими способами :

  1. Увеличить на соответствующий процент оклад работника , указав в трудовом договоре и примечаниях к штатному расписанию, что в данном окладе учтено повышение оклада в связи с вредными условиями труда ;
  2. Установить отдельную доплату за вредность . В штатном расписании оклад указывается в этом случае без учета повышения и в отдельной графе указываете доплату (например 4%) за вредность.

В обоих случаях с работником нужно подписать дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий оплаты его труда. На основании доп. соглашения нужно издать приказ либо об установлении работнику нового оклада с учетом повышения за вредность , либо об установлении работнику доплаты за вредность.

Вопрос: Есть ли коэффициент, применяющийся при начислении им выплат в пенсионный фонд и какой?

Дополнительные страховые взносы на ФОТ были установлены Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Этим законом в в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" внесены изменения, в том числе введена новая статья 58.3, которая регламентирует порядок уплаты таких дополнительных взносов и их размер.

Дополнительные страховые взносы начисляются на ФОТ без какого-либо ограничения , т.е. на 100% начисленных в пользу указанных работников выплат, т.е. без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Работодатель сможет претендовать на освобождение от уплаты такого взноса только после специальной оценки условий труда, которая должна проводиться на основании специального закона. Пока сложно предположить, как это будет соотноситься с аттестацией рабочих мест. Такой закон в настоящее время пока не принят, разъяснений Пенсионного фонда по этому вопросу также пока нет.

с 1 января 2013 года установлены следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Период

Дополнительный тариф страхового взноса

2013 год

4,0 процента

2014 год

6,0 процента

2015 год и последующие годы

9,0 процента.

Для работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно :в пользу лиц, работающих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах .

2. с 1 января 2013 года установлены следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Период

Дополнительный тариф страхового взноса

2013 год

2,0 процента

2014 год

4,0 процента

2015 год и последующие годы

6,0 процента.

Для работодателей , в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно :

- в отношении работников, работающих на работах с тяжелыми условиями труда ;

Вопрос: Каким документом необходимо руководствоваться при определении полного рабочего дня (смены)?

В соответствии со ст. 350 ТК РФ для медицинских работников по общему правилу устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Должность анестезиолога-реаниматолога входит в "Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (п. 166). Указанным списком для анестезиолога-реаниматолога сокращенный рачий день не предусмотрен (установлен только дополнительный отпуск - 18 рабочих дней), однако согласно постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (ред. от 28.06.2012) "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест полагается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Работник имеет право требовать от работодателя проведения аттестации его рабочего места и, в случае отказа, обратиться в трудовую инспекцию.

Подробнее в материалах Системы:

1. Ответ: Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда?

Вредные условия труда

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно, используя списокпроизводств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

Кроме того можно использовать приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, которым утверждены:

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования);
  • перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсацийсотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Виды компенсаций

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в смену (при 36-часовой работе в неделю);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней;
  • оплата труда в повышенном размере.

Это следует из части 1 статьи 92, части 2 статьи

94, статьи 146, части 2 статьи 117, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ и пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

Установление компенсаций

Конкретный порядок установления продолжительности сокращенного рабочего времени, дополнительного отпуска и величину доплат в зависимости от класса и условий труда должен установить Минтруд России (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). В настоящее время такой документ отсутствует.

До принятия соответствующего нормативного документа работодатель обязан установить указанные компенсации самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и закрепить их в локальных нормативных актах. Для ориентира при установлении компенсаций можно использовать список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (если установленные им размеры компенсаций больше компенсаций, определенных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870), инструкцию о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78. Также можно использовать отраслевые документы, приведенные в письме Минтруда России от 30 июня 1992 г. № 1358-ВК (с учетом минимальных компенсаций, установленных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). Все указанные документы следует применять в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Такие пояснения дает Минтруд России в разъяснении от 13 февраля 2013 г., информации от 1 октября 2012 г. и подтверждает Верховный суд РФ в решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570.

При этом если по результатам аттестации рабочие места признаны опасными или вредными, то компенсации установите вне зависимости от того, входят данные виды работ в списки вредных профессий или нет (определение Конституционного суда РФ от 7 февраля 2013 г. № 135-О).

Оплата труда

Сотрудники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, имеют право получать зарплату в повышенном размере. При этом организация вправе самостоятельно установить таким сотрудникам повышенные ставки (тарифы, оклады). Об этом говорится в статье 146, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ.

При установлении повышенных ставок (тарифов, окладов) организация обязана руководствоваться следующими правилами.

1. Зарплата сотрудников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, должна превышать зарплату по установленным ставкам (тарифам, окладам) для сотрудников, трудящихся в нормальных условиях (ч. 1 ст. 147 ТК РФ). При этом ее верхний предел законодательством не ограничен, а на нижний, напротив, наложено ограничение.

Повышение оплаты труда таких сотрудников должно производиться по результатам аттестации рабочих мест и в размере не менее 4 процентов ставки (тарифа, оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Кроме того, в зависимости от класса условий труда Минтруд России должен установить:

  • минимальный размер повышения оплаты труда;
  • сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
  • условия предоставления указанных компенсаций.

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

До тех пор пока соответствующий документ Минтруд России не разработал, нужно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):

При этом в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации сотрудникам не устанавливаются.

Об этом сказано в разъяснении Минтруда России от 13 февраля 2013 г., информации Минтруда России от 1 октября 2012 г., письмах Минздравсоцразвития России от 24 марта 2010 г. № 22-4-881, от 9 апреля 2009 г. № 22-2-15/4.

2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 147 ТК РФ).

Дополнительно к повышенной зарплате указанным сотрудникам могут устанавливаться компенсации (абз. 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Размеры и условия предоставления таких компенсаций должны устанавливаться в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 219 ТК РФ).

Повышенную зарплату и дополнительные компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда работодатель вправе установить самостоятельно во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах (ч. 3 ст. 219 ТК РФ). При этом вредность и (или) опасность условий труда должна быть подтверждена результатами аттестации рабочих мест (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. п.).

Пример расчета зарплаты сотрудника, работающего во вредных (опасных) условиях

Оклад электросварщика, работающего в организации, составляет 10 000 руб.

Работа электросварщика в помещениях признается вредной для здоровья. Вредный характер условий труда сотрудника подтвержден аттестацией рабочих мест. Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ равна 6 баллам, что соответствует 12-процентному размеру доплат к окладу (п. 1.6 постановления от 3 октября 1986 г. Госкомтруда СССР № 387 и Секретариата ВЦСПС № 22-78).

Однако коллективным договором организации предусмотрено, что оклады сотрудников, занятых на вредных и опасных работах, увеличиваются на 30 процентов. Поэтому электросварщику, который работает в помещениях, ежемесячно должны начислять:
10 000 руб. + 10 000 руб. × 30% = 13 000 руб.

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Правовая база:

Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования"

Статья 6


Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3738; 2010, N 31, ст.4196; N 40, ст.4969; N 42, ст.5294; N 49, ст.6409; N 50, ст.6597; 2011, N 1, ст.44; N 27, ст.3880; N 45, ст.6335; N 49, ст.7017, 7043, 7057; 2012, N 26, ст.3447) следующие изменения:

1) статью 13 признать утратившей силу;

2) в статье 14:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1_1 и 1_2 настоящей статьи.";

б) дополнить частью 1_1 следующего содержания:

"1_1. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.";

в) дополнить частью 1_2 следующего содержания:

"1_2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.";

г) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.";

д) в части 3 слова "размер страховых взносов" заменить словами "фиксированный размер страховых взносов", слова "исходя из стоимости страхового года" исключить;

е) в части 4_1 слова "размер страховых взносов" заменить словами "фиксированный размер страховых взносов", слова "исходя из стоимости страхового года" исключить;

ж) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.";

з) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. В случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании части 6 настоящей статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.";

3) пункт 13 части 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:

"13) определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.";

4) в статье 58_2:

а) в наименовании слова "в 2012-2013 годах" заменить словами "в 2012-2015 годах";

б) в части 1 слова "В 2012-2013 годах" заменить словами "В 2012-2015 годах";

в) в части 2 слова "В 2012-2013 годах" заменить словами "В 2012-2015 годах";

5) дополнить статьей 58_3 следующего содержания:

"Статья 58_3. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года

1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Период

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль