Имеет ли право сотрудница работать с детьми на должности воспитателя, не имея педагогического образования?

4981

Вопрос

Наше учреждение относится к Министерству социального развития. У нас есть педагогическая служба, где работают воспитатели. Одна из воспитателей поступила к нам на работу в 2001г. не имея педагогического образования. У неё образование начальное профессиональное - ПТУ (по специальности - продавец). За время работы она не закончила ни среднего, ни высшего учебного заведения по специальности. Была только на краткосрочных педагогических курсах. В 2007г. году ей присвоили II квалификационную категорию. Получать среднее или высшее профессиональное образование она отказывается.

Имеет ли право она работать с детьми на должности воспитателя? Что грозит работодателю в случае проверки за то, что с детьми работает человек без пед. образования? И, если можно, подскажите порядок действия - что делать в этом случае? Ведь у нас закрытое учреждение - центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. 

Ответ

По общим правилам, для осуществления педагогической деятельности работники, помимо основных требований, которым должны отвечать обычные работники, должны отвечать также специальным требованиям.

Соответствующие требования условно можно разделить на две категории: позитивные требования и негативные. В первом случае, подразумевается, что у работника должно быть соответствующее образование и стаж работы. Во втором случае имеется в виду, что у работника не должно быть факторов, ограничивающих возможность осуществлять педагогическую деятельность:

  • судимость (по определённым статьям Уголовного кодекса РФ);

  • недееспособность;

  • лишение права заниматься педагогической деятельностью по приговору суда;

  • наличие определённых заболеваний (в частности наркомания, туберкулёз, отдельные виды душевных заболеваний).

Правило об обязательности наличия у работника, претендующего на занятие педагогической деятельностью, определённых квалификационных качеств установлено частью первой статьи 331 Трудового кодекса РФ и частью первой статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с указанными нормами право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Обращаю Ваше внимание, что по действующему с 1 сентября 2013г. новому закону «Об образовании в Российской Федерации», образование, которое ранее считалось начальным профессиональным, в настоящее время считается средним профессиональным образованием (Справочник: Уровни образования (образовательные цензы)).

Что касается квалификационных требований, то по должности «Воспитатель» они описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. Согласно этим требованиям, должность воспитателя может занимать лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Учитывая указанные требования, работница имеющая среднее профессиональное образование по специальности «продавец», обладает правом работать воспитателем, при условии, что она получила дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». Следовательно, если те краткие педагогические курсы, на которых была работница обладали статусом дополнительного профессионального образования, то она имеет полное право занимать должность воспитатель.

Обращаю Ваше внимание, что определить статус педагогических курсов можно по документу об образовании, который был выдан работнице по их окончанию. Так как в соответствие с пунктом 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Необходимо отметить, что если указанные курсы не обладали соответствующим уровнем, либо направление подготовки таких курсов не является «Образование и педагогика», то в этом случае, работодателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Направить работницу на повышение квалификации (получение основного или дополнительного образования соответствующего уровня по направлению «Образование и педагогика»);

  2. По результатам аттестации уволить работницу, в случае её отказа от повышения квалификации, по соответствующему основанию – не соответствие занимаемой должности ( пункт 3 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ), если объективно ее деловые качества не позволяют выполнять ту работу, которую она ранее выполняла..

При принятии решения по данной работнице следует обратить внимание, что согласно п. 9 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования, утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. При этом , Минобрнауки РФ своим письмом от 15.08.2011 N 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» разъяснил, что для определения возможности приема лица , не имеющего специального образования , необходимо решение аттестационной комиссии , создаваемой непосредственно в самом учреждении. Ваша сотрудница де-юре признана соответствующей должности, ей по результатам аттестации присовена 2-я квалификационная категория по занимаемой должности. При наличии такого решения аттестационной комиссии , претензии проверяющих органов можно будет оспорить.

И наоборот, несоответствие педагогического работника занимаемой должности также должно быть подтверждено результатами аттестации. При этом выводы о деловых качествах работника подлежат при аттестации работника оценке наряду с другими обстоятельствами : наличие или отсутствие образования и пр.

Если работник справляется со своими обязанностями, по результатам аттестации признан соответствующим занимаемой должности , то учреждению ничего не грозит.

Обратите внимание, что 2 квалификационная категория педагогическим работником с 2010 года уже не присваивается. Соответственно, в конце срока действия 2-й категории (желательно за 6 месяцев до окончания срока действия такой категории) работнице нужно подать заявление на ее аттестацию на 1-ю категорию. Либо по окончании срока действия второй категории аттестовать работника на предмет соответствия занимаемой должности.

Примечание:

Работнице при направлении на повышение квалификации нужно разъяснить, что в случае проведения мероприятий по сокращению численности или штата работающих предпочтение будет отдано работникам, имеющим более высокую квалификацию, и , если она заинтересована в продолжении работы, то такое повышение квалификации ей необходимо пройти.

На период повышения квалификации работнице нужно предоставить гарантии, предусмотренные ст. 187 Трудового Кодекса РФ.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как оформить прием на работу педагогического работника.

Особенности трудовых отношений

Правовое регулирование труда педагогических работников обеспечивается общими нормами Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, трудовые отношения с педагогическими работниками имеют и свои особенности, которые регулируются главой 52 Трудового кодекса РФ, Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также другими нормативно-правовыми документами.

При регулировании труда педагогических работников необходимо учитывать следующие особенности:

Право на осуществление педагогической деятельности

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующий образовательный ценз (ст. 331 ТК РФ).

Требования к образовательному цензу

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

Типовые положения регулируют деятельность соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения являются примерными.

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников предусматривают:

  • наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования;

  • требования к специализации по образованию, направлениям подготовки;

  • продолжительность стажа работы.

Уровень образования и квалификация педагогических работников образовательных организаций определяется на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации: дипломами, аттестатами и другими документами об образовании.

Классификация высшего образования по ступеням (бакалавр, специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимается.

Запрет на занятие педагогической деятельностью

Трудовой кодекс РФ содержит ограничения, которые препятствуют ряду лиц осуществлять педагогическую деятельность.

Так, к педагогической деятельности не допускаются граждане:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью по решению суда;

  • признанные недееспособными;

  • имеющие заболевания, предусмотренные специальным перечнем. Такой перечень утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Поскольку в настоящий момент специальный перечень не утвержден, следует руководствоваться перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.

Об этом говорится в статье 331 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, указанная норма запрещает занятие педагогической деятельностью лицам:

  • имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

  • имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Однако Конституционный суд РФ в постановлении от 18 июля 2013 г. № 19-П признал такие ограничения неконституционными. По мнению суда, для решения вопроса о дальнейшем привлечении к педагогической деятельности необходимо в каждом конкретном случае учитывать:

  • вид и степень тяжести совершенного преступления;

  • срок, прошедший с момента его совершения;

  • форму вины;

  • обстоятельства, характеризующие личность;

  • а также иные факторы.

С учетом принятого судом решения положения статьи 331 Трудового кодекса РФ подлежат применению с оговоркой, до внесения в нее соответствующих изменений на федеральном уровне.

Следует отметить, что аналогичные ограничения распространяются не только на педагогов, но и на других лиц, которые работают в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Также законодательство предусматривает ограничение доступа к работе в образовательных организациях лицам:

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра.

Оформление приема на работу

Трудовые отношения с педагогическим работником оформите по общим правилам, установленным трудовым законодательством России, с соблюдением требований статьи 68 Трудового кодекса РФ. При этом при оформлении трудового договора претенденту на должность педагогического работника в обязательном порядке необходимо будет представить ряд дополнительных документов:

  • справку о прохождении медицинского осмотра – по предварительному направлению от работодателя (ст. 213 ТК РФ);

  • документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

  • справку о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 65 ТК РФ).

Совет редактора: справки о наличии (отсутствии) судимостей представляют ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» и информационные центры в регионах (п. 3, 15 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121). При этом пункт 2 указанного регламента предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу.

При приеме на работу руководителя образовательной организации необходимо учесть:

  • запрет на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства, а также имеющими судимость или подвергшимися уголовному преследованию за преступления против жизни, здоровья, чести и достоинства личности, и т. п. (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 351.1 ТК РФ);

  • запрет на замещение должности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, а также ее филиалов на условиях совместительства (ч. 5 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • требования к профилю полученного образования, а именно: наличие высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н).

Внимание: если при приеме на работу педагогический работник скрыл информацию о действующем в отношении его запрете на занятие педагогической деятельностью (приговор суда, решение о дисквалификации и т. п.), то заключенный с этим сотрудником трудовой договор прекращает свое действие в соответствии со статьей 84 Трудового кодекса РФ (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). При этом работнику, виновному в сокрытии указанных фактов, не предлагается другая работа и не выплачивается выходное пособие.

Оформление трудового договора

Трудовые отношения между работниками и работодателем (образовательной организацией) регулируются трудовым договором (служебным контрактом), условия которого не должны противоречить Трудовому кодексу РФ (ст. 9 ТК РФ).

Трудовые отношения с педагогическими работниками оформляют в соответствии с общими правилами заключения трудового договора и специальными, определяющими особенности трудовых отношений с педагогическими работниками (гл. 10, 11 ТК РФ).

Так, при заключении трудового договора с педагогическим работником необходимо учесть следующие нюансы. Наименование должности педагогического работника в трудовой договор необходимо вносить в соответствии с Номенклатурой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. Связано это с тем, что по общему правилу педагогические работники образовательных организаций пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста. Порядок и условия назначения льготной пенсии педагогическим работникам определены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Кроме того, в трудовом договоре педагогического работника необходимо указать:

Примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, которые могут быть использованы для оформления трудовых отношений с работниками образовательных учреждений, приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н.

Александр Завгородний, доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

  1. Нормативная база: Выдержка из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Приложение

к Приказу Министерства

здравоохранения и социального

развития Российской Федерации

от 26 августа 2010 г. N 761н

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

РАЗДЕЛ

"КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Воспитатель (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

  1. Справочник: Уровни образования (образовательные цензы).

Уровень образования
до 1 сентября 2013 г.

Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.

Что он означает

Код
по ОКИН

Начальное (общее) образование

Начальное общее образование

Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)

02

Основное общее образование

Основное общее образование

Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат

03

Среднее (полное) общее образование

Среднее общее образование

Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат

07

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессионально-техническое училище – ПТУ) и получил диплом

10

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом

11

Неполное высшее образование

Неполное высшее образование

Сотрудник окончил три и более курсов образовательной организации высшего образования (института, университета или академии) и больше не учился либо продолжает обучение

15

Высшее образование

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом

18

Послевузовское образование

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки

Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом

19

  1. Правовая база :

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 августа 2011 г. N 03-515/59

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль