Какие показатели и критерии оценки эффективности деятельности рекомендуются для работников культуры?

6577

Вопрос

Какие показатели и критерии оценки эффективности деятельности рекомендуются для работников культуры? Например, для библиографа?

Ответ

Показатели и критерии эффективности деятельности работников культуры разрабатываются исходя из должностных обязанностей, возложенных на работников. То есть сопоставляется то, что работник должен делать, то, что он делает, и конечный результат. Соответственно, непосредственно из этого и разрабатываются соответствующие оценки.

Так, например, библиограф осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н). Соответственно, именно из этого и нужно разматывать показатели и критерии эффективности, ориентируясь на полученный результат (стабильность работы библиотеки, скорость обслуживания читателей, удобство поиска книг и пр.). Это характерно как для коммерческих, так для бюджетных организаций. Примерный перечень показателей эффективности представлен в приложении № 2 к данному ответу.

Дополнительно отметим, что в общем случае показатели эффективности деятельности основных категорий работников могут формироваться с учетом таких критерий как:

- полнота использования фонда рабочего времени в соответствующем периоде;

- отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей;

- отсутствие претензий от потребителей услуг к качеству работы работника;

- инициативность в работе, обмен опытом, а также другие показатели эффективности работы.


Читайте подробнее о эффективном контракте в культуре по этой ссылке.


Разрабатываемые показатели эффективности у бюджетных учреждений должны основываться (коммерческие могут на них ориентироваться) на показателях и индикаторах:

- Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р;

- Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 186;

- Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р;

- указанных в ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг (работ), перечнях критериев оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, положениях о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Разрабатывая показатели эффективности, учтите, что в бюджетных учреждениях они должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать принципу обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

- соответствовать принципу введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;

- соответствовать целевым показателям деятельности учреждения, направленным на достижение показателей, определенных "дорожными картами", включая показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показателям по соотношению средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации;

- содержать показатели выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ); показатели качества оказания государственных услуг; показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;

- отражать изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры (за год, полугодие, квартал, месяц);

- характеризовать расширение (обновление) номенклатуры предоставляемых населению услуг (за те же периоды);

- реализовывать принцип бюджетирования по результатам деятельности;

- реализовать принцип роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.

Подробности в материалах Системы:

  1. Правовая база: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».

Библиограф

Должностные обязанности. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы; методические документы в области библиографии и информатики; книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки; достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ведущий библиограф - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.

Библиограф I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет.

Библиограф II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет.

Библиограф - среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.

  1. Правовая база: Приказ Минкультуры России от 28.06.2013 N 920 (приложение №1)

Приложение 1

к Методическим рекомендациям по разработке

органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного

самоуправления показателей эффективности

деятельности подведомственных учреждений

культуры, их руководителей и работников

по видам учреждений и основным

категориям работников

от 28 июня 2013 г. N 920

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И РАБОТНИКОВ ПО ВИДАМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОСНОВНЫМ

КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ

I. Показатели эффективности деятельности по видам учреждений культуры

Общедоступные (публичные) библиотеки

1) количество зарегистрированных пользователей (единиц);

2) объем фонда библиотеки (тыс. экземпляров);

3) количество обращений в библиотеку в отчетный период (единиц);

4) количество новых поступлений в библиотечный фонд (всего), в том числе:

4.1. количество новых поступлений на электронных носителях (экземпляров);

5) количество изданий в библиотеке в расчете на 1 жителя (единиц);

6) количество отреставрированных документов (экземпляров);

7) количество справок, консультаций для пользователей (всего), в том числе:

7.1. количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

8) количество полнотекстовых оцифрованных документов, включенных в состав электронной библиотеки (единиц);

9) количество записей электронного каталога и других баз данных, создаваемых библиотекой (единиц);

10) количество записей, переданных библиотекой в Сводной электронный каталог библиотек России (экземпляров);

11) количество посещений Интернет-сайта библиотеки (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам библиотеки) (единиц).

Музеи

1) количество предметов, поступивших в музейное собрание в результате выполнения работ по выявлению и собиранию музейных предметов и музейных коллекций (единиц);

2) количество музейных предметов, прошедших регистрацию в инвентарных книгах фондов (единиц);

3) количество музейных предметов, прошедших поколлекционную сверку наличия (единиц);

4) количество музейных предметов, требующих реставрации в текущем году/количество отреставрированных музейных предметов (единиц);

5) количество изображений и описаний музейных предметов и музейных коллекций, внесенных в электронную базу данных музея (единиц);

6) доля опубликованных музейных предметов во всех формах (публичный показ в экспозиции или на выставках музея, научные публикации, предоставление музейных предметов на выставки других музеев, воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме) в общем количестве музейных предметов основного фонда (процентов);

7) количество экспонируемых музейных предметов (экземпляров);

8) количество выставок (выставочных проектов) музея (единиц);

9) количество посетителей экспозиций и выставок в музее (единиц);

10) количество посещений Интернет-сайта музея (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам музея) (единиц).

Театры

1) количество новых и капитально-возобновленных спектаклей всего (единиц), в том числе:

1.1. количество новых и капитально-возобновленных спектаклей для детско-юношеской аудитории;

2) количество публичных показов спектаклей всего (единиц), в том числе:

2.1. количество публичных показов спектаклей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

2.2. количество публичных показов спектаклей на выезде и гастролях (всего), в том числе:

2.2.1. количество публичных показов спектаклей на выезде и гастролях в пределах своей территории;

2.2.2. количество публичных показов спектаклей на гастролях по России;

2.2.3. количество публичных показов спектаклей на гастролях за рубежом;

2.3. количество публичных показов спектаклей для детско-юношеской аудитории (единиц);

3) количество зрителей согласно реализованным билетам (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка)), в том числе:

3.1. количество зрителей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

3.2. количество зрителей на выезде (всего), в том числе:

3.2.1. количество зрителей на выездах и гастролях в пределах своей территории;

3.2.2. количество зрителей на гастролях по России;

3.3. количество зрителей на мероприятиях для детско-юношеской аудитории;

4) средняя заполняемость зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);

5) количество новых постановок спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 г.) (единиц)/количество показов спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 г.) (единиц) (для театров драмы);

6) количество новых постановок спектаклей по произведениям современных композиторов (написанных не ранее 1960 г.), а также постановок современных хореографов (единиц)/количество показов спектаклей по произведениям современных композиторов (написанных не ранее 1960 г.), а также постановок современных хореографов (единиц) (для театров оперы и балета).

Организации культурно-досугового типа

1) количество участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (процентов);

2) количество участников клубных формирований по сравнению с предыдущим годом (процентов);

3) число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ (единиц)

3.1. доля мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей и молодежи в общем объеме мероприятий учреждения (процентов);

4) средняя посещаемость культурно-досуговых мероприятий (процентов);

5) удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культурно-досугового типа (процентов);

6) количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей (процентов);

7) число лауреатов международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей (человек).

Парки культуры и отдыха

1) количество посетителей платных мероприятий парка (единиц);

2) количество постоянных посетителей парка, занимающихся в секциях, кружках и других творческих формированиях (единиц);

3) число проведенных платных мероприятий (единиц);

4) число видов услуг, оказываемых посетителям (единиц).

Цирки, цирковые коллективы

1) количество новых и возобновленных программ и представлений (единиц);

2) количество публичных показов программ и представлений на стационаре (единиц);

3) количество публичных показов цирковых программ и представлений на гастролях за пределами своей территории в России (единиц);

4) количество публичных показов цирковых программ, на гастролях за рубежом (единиц);

5) количество зрителей согласно реализованным билетам на публичных показах программ (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка));

6) средняя заполняемость зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);

7) доля новых (возобновленных) цирковых программ в общем количестве представлений цирка (единиц).

Зоопарки

1) количество посетителей зоопарка (единиц);

2) количество животных, включенных в российскую Красную книгу в коллекции зоопарка (единиц);

3) количество животных, давших потомство в неволе, в коллекции зоопарка (единиц);

4) число видов услуг, оказываемых посетителям зоопарка (единиц);

5) количество экскурсий в зоопарке (единиц).

Концертные организации, самостоятельные коллективы

1) количество новых и возобновляемых концертных программ всего (единиц), в том числе:

1.1. количество новых и возобновляемых концертных программ для детско-юношеской аудитории;

2) количество публичных показов концертных программ всего (единиц), в том числе:

2.1. количество публичных показов концертных программ на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

2.2. количество публичных показов на выезде и гастролях всего, в том числе:

2.2.1. количество публичных показов концертных программ на выезде и гастролях в пределах своей территории;

2.2.2. количество публичных показов концертных программ на гастролях по России;

2.2.3. количество публичных показов концертных программ на гастролях за рубежом;

2.3. количество публичных показов концертных программ для детско-юношеской аудитории;

2.4. количество концертов, в программу которых включены премьерные произведения (мировая или российская премьера);

2.5. количество концертов, в программу которых включены произведения современных отечественных композиторов (написанных не ранее 1960 г.);

2.6. количество концертов с участием молодых солистов и дирижеров (до 30 лет);

3) количество зрителей согласно реализованным билетам всего (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка)), в том числе:

3.1. количество зрителей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

3.2. количество зрителей на выезде всего, в том числе:

3.2.1. количество зрителей на выездах и гастролях в пределах своей территории;

3.2.2. количество зрителей на гастролях по России;

3.2.3. количество зрителей на концертах для детско-юношеской аудитории;

4) средняя заполняемость зрительного зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам).

Производство, прокат и показ фильмов

1) количество выданных для проката кино- и видеофильмов и программ (единиц);

2) доля фильмов российского производства в общем объеме проката (процентов);

3) доля ретроспективных показов в репертуаре кинотеатра за отчетный период по сравнению с предыдущим годом (процентов);

4) количество кино- и видеоустановок (единиц);

5) количество киносеансов (единиц);

6) средняя посещаемость киносеансов (единиц);

7) объем фильмофонда (тыс. экземпляров);

8) количество цифрового оборудования в кинотеатрах с возможностью 3D показа (единиц).

Радиовещание и телевидение

1) доля населения, обеспеченного многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества, по сравнению с предыдущим годом (процентов);

2) количество телеканалов свободного доступа (единиц);

3) доля населения, охваченного региональным телерадиовещанием, по сравнению с предыдущим годом (процентов);

4) доля населения, охваченного теле- и радиооповещением о чрезвычайных ситуациях, по сравнению с предыдущим годом (процентов);

5) доля охвата населения теле- и радиовещанием в труднодоступных местах по сравнению с предыдущим годом (процентов);

6) количество программ, обеспечивающих интерактивную связь с населением через прямые эфиры с представителями органов местного самоуправления и руководителями муниципальных (единиц).

Архивы

1) количество пользователей архивной информацией, включая пользователей сайта учреждения (человек);

2) количество принятых на хранение документов Архивного фонда субъекта (единиц хранения);

3) количество справок, консультаций для пользователей всего (единиц), в том числе: количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

4) количество оцифрованных документов (единиц);

5) объем издательской продукции (единиц).

II. Показатели эффективности деятельности, применимые ко всем видам государственных (муниципальных) учреждений, их руководителям и основным категориям работников

1) выполнение учреждением государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) (да/нет);

2) выполнение целевых показателей (индикаторов) эффективности работы учреждения (да/нет);

3) достижение соотношения средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации (процентов);

4) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления учреждением государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (процентов);

5) доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.п. (% от общего числа проводимых мероприятий) по сравнению с предыдущим годом (процентов);

6) количество изданных каталогов, научно-исследовательских трудов, альбомов, буклетов, путеводителей, краеведческой и иной литературы по профильной деятельности учреждения по сравнению с предыдущим годом (процентов);

7) наличие собственного Интернет-сайта учреждения и обеспечение его поддержки в актуальном состоянии (да/нет);

8) количество культурно-массовых мероприятий (фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, научных конференций и др.), проведенных силами учреждения (единиц);

9) количество посетителей культурно-массовых мероприятий (единиц);

10) количество информационно-образовательных (просветительских) программ учреждения (в том числе лекционное, справочно-информационное и консультативное обслуживание граждан; без экскурсоведения) (единиц);

11) количество посетителей информационно-образовательных (просветительских) программ учреждения (единиц);

12) объем средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности (тыс. рублей);

13) количество работников учреждения, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку (человек);

14) участие учреждения в проектах, конкурсах, реализации федеральных целевых и ведомственных программ (да/нет);

15) освоение и внедрение инновационных методов работы сотрудником (да/нет);

16) проведение самостоятельной творческой работы в зависимости от специфики учреждения (программы, встречи, проекты и др.) (да/нет);

17) работа с удаленными пользователями (дистанционное информационное обслуживание, интернет-конференции, интернет-конкурсы, интернет-проекты и др.) (да/нет);

18) количество посещений Интернет-сайта учреждения (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам) (единиц);

19) результативность участия в конкурсах, получение грантов (да/нет);

20) публикации и освещение деятельности учреждения в средствах массовой информации (да/нет);

21) участие в организации и проведении информационных, культурно-досуговых, социально-значимых и просветительских мероприятиях (фестивалей, концертов, конкурсов, творческих встречах, проектов, научных конференций и др.), в том числе рассчитанных на обслуживание особых категорий пользователей (да/нет).

3. Ответ: Как оценить эффективность структуры и численности сотрудников организации

Светлана Долгова, консультант по управлению персоналом, преподаватель ВШГА МГУ, автор обучающих курсов

Изучите структуру организации. Это поможет выявить возможные диспропорции в соотношении между количеством руководителей и рядовых сотрудников, а также работников различных профессий и специальностей. Например, посмотрите, сколько основных сотрудников приходится на одного бухгалтера, экономиста, юриста; каково соотношение производственных отделов и обслуживающих подразделений; сколько подчиненных у руководителей отделов. Проанализируйте, нет ли диспропорции.

В частности, проверьте, соблюдаются ли в организации нормы управляемости внутри отделов, нет ли лишних заместителей. Если, к примеру, у руководителя в подчинении четыре человека и пятым числится заместитель, то, возможно, стоит задуматься об исключении зама из штата в целях оптимизации численности.

Внимание: нормы количества подчиненных, а также расчеты нормативной и штатной численности в общем случае являются рекомендательными и не требуют строгого исполнения. Они служат в основном для ориентира и помощи при обосновании численности руководству организации.

29.10.2013г.

С уважением, Константинов Кирилл,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»,

Тел.: 8 800 333-01-14 (с 9.00 до 18.00 по московскому времени по будням)

1kadry.ru; budget.1kadry.ru

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль