Как правильно сформировать заработную плату для предприятия Крайнего Севера?

320

Вопрос

Добрый день! Скажите, пожалуйста, при формировании ШР организации, расположена (Крайний Север) с их гарантиями, МРОТ 10165 с 1 июля 2013 г («Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011-2013 годы» от 29 ноября 2010 г. (Приложение № 3от 05.03.2013 г.)) - то необходимо :

1. к МРОТ (10165) к нему + районный коэффициент и северную % надбавку;

2. Или заработная плат состоит из оклад + районный коэф. северная надбавка и она (зп) не должна быть ниже МРОТ, соответственно 10 165. Заранее спс !

Ответ

Если же в районе действует региональный МРОТ, то при установлении регионального минимума в него закладываются климатические особенности региона, и потому необходимость начислять надбавки сверх регионального МРОТа уже отсутствует.

Правомерность данного подхода также нашла отражение в суде, см., например, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2013 г. № 33-2255/2013. В этом случае сравнивать зарплату сотрудника (с учетом климатических выплат) необходимо с МРОТ субъекта РФ, куда уже включены районные коэффициенты и надбавки. При этом заработок без учета коэффициентов должен быть не ниже уровня федерального МРОТ.

В Соглашении о МРОТ Мурманской области в п.1.1. прямо указано, В размер минимальной заработной платы в Мурманской области входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Соответственно , оклад + районный коэффициент + северная надбавка + стимулирующие выплаты больше или равно МРОТ ( 10 165 рублей)

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как установить размер зарплаты.

МРОТ

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это подтверждает и судебная практика, см., например, обзор практики Конституционного суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года, апелляционные определения Иркутского областного суда от 29 апреля 2013 г. № 33-3305/2013, Забайкальского краевого суда от 16 апреля 2013 г. № 33-1265-2013. В свою очередь МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Однако пока такой закон находится в стадии разработки, и согласно проекту доведение минимальной зарплаты до прожиточного минимума возможно не ранее 2018 года.

В связи с этим в настоящее время сложилась следующая ситуация. Величина федерального МРОТ установлена в размере 5205 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ). Это составляет лишь 68 процентов от величины прожиточного минимума на I квартал 2013 года – 7633 руб. (постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 545).

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате вправе устанавливать в своих регионах другую величину, которая может быть больше федерального МРОТ, а также прожиточного минимума (ст. 133.1 ТК РФ). Такие соглашения действуют, например:

Информация о действующих размерах МРОТ в других субъектах РФ приведена в таблице.

Кроме того, требование о том, что зарплата сотрудников уже сейчас не должна быть меньше прожиточного минимума, предусмотрено в ряде отраслевых соглашений. Например, в соглашении по нефтегазовой отрасли, согласно которому месячная тарифная ставка рабочего I разряда не должна быть меньше прожиточного минимума (п. 3.1 Отраслевого соглашения от 7 декабря 2010 г.). О необходимости работодателей соблюдать требования отраслевых соглашений подробнее см. Как применять отраслевые соглашения.

Нужно ли учитывать доплаты и надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата МРОТ

Да, нужно, за исключением надбавок за климатические условия.

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Величина федерального МРОТ установлена в размере 5205 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ).

При этом в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:

  • основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) – вознаграждение за труд;

  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и т. п.);

  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Об этом сказано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ.

Исходя из такого определения зарплаты (оплаты труда) можно сделать вывод, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и эта сумма сравнивается с МРОТ. Подтверждает такую позицию Минфин России в письме от 24 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/768, а также Верховный суд РФ в определениях от 23 июля 2010 г. № 75-В10-2, от 21 мая 2010 г. № 8-В10-2 и от 10 сентября 2008 г. № 83-Г08-11.

При этом особый подход действует в отношении районных коэффициентов и надбавок, которые выплачивают сотрудникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законодательство обязывает работодателей компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (ст. 315, 316 и 317 ТК РФ). При этом оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна осуществляться в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее федерального МРОТ без включения районных коэффициентов и процентных надбавок за «северность», установленных законом. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы.

Правомерность такого подхода подтверждает и обширная судебная практика (см., например, определения Верховного суда РФ от 21 декабря 2012 г. № 72-КГ12-6, от 7 октября 2011 г. № 3-В11-31, от 24 июня 2011 г. № 3-В11-16, от 8 апреля 2011 г. № 3-В11-4, постановление Президиума Красноярского краевого суда от 6 декабря 2011 г. № 44Г-68/2011, апелляционные определения Красноярского краевого суда от 29 июля 2013 г. № 33-7001/2013, Забайкальского краевого суда от 23 апреля 2013 г. № 33-967-2013, Иркутского областного суда от 22 апреля 2013 г. № 33-3207/2013, Оренбургского областного суда от 26 марта 2013 г. № 33-1882/2013, Хабаровского краевого суда от 20 марта 2013 г. № 33-1672/2013).

Таким образом, при сравнении зарплаты «северника» с федеральным МРОТ климатические надбавки не учитывайте.

Если же в районе действует региональный МРОТ, то подход будет несколько другим. Дело в том, что при установлении регионального минимума в него закладываются климатические особенности региона, и потому необходимость начислять надбавки сверх регионального МРОТа уже отсутствует. Правомерность данного подхода также нашла отражение в суде, см., например, апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2013 г. № 33-2255/2013. В этом случае сравнивать зарплату сотрудника (с учетом климатических выплат) необходимо с МРОТ субъекта РФ, куда уже включены районные коэффициенты и надбавки. При этом заработок без учета коэффициентов должен быть не ниже уровня федерального МРОТ.

Нужно ли пересматривать зарплату сотрудников, если региональный размер минимальной зарплаты стал больше федерального МРОТ

Да, нужно, если организация присоединилась к региональному соглашению о минимальной зарплате.

В субъекте РФ размер минимальной зарплаты может устанавливаться региональным соглашением. Разработка проекта и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1, 4 и 6 ст. 133.1 ТК РФ). Пересматривать зарплату сотрудников нужно, только если повышенный размер минимальной зарплаты установлен региональным соглашением. Об этом сказано в статье 133.1 Трудового кодекса РФ.

При установлении регионального размера минимальной зарплаты власти регионов ориентируются на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ). При этом на организации, которые финансируются из федерального бюджета, региональный размер минимальной зарплаты не распространяется (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Информация о действующих размерах МРОТ по субъектам РФ приведена в таблице.

Присоединиться к региональному соглашению о минимальной зарплате могут все организации региона, даже если они не участвовали в его заключении. Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения. Об этом сказано в части 7 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ. Если в течение 30 календарных дней организация не пришлет письменный мотивированный отказ, считается, что она согласна с региональным соглашением. Следовательно, организация будет обязана с момента официального опубликования регионального соглашения установить месячную зарплату сотрудникам не ниже регионального размера минимальной зарплаты. Если же организация решит не присоединяться к соглашению, письменный отказ она направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ. Копию отказа этот орган передает в территориальное отделение Роструда. Такой порядок установлен в частях 8–11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ.

Мотивированный отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальной зарплате составляют в произвольной форме в письменном виде. Отказ будет считаться обоснованным, если работодатель предоставит сведения, подтверждающие отсутствие у него реальной возможности выплачивать зарплату сотрудникам на установленном уровне. Причиной может служить, в частности:

  • начало становления бизнеса, когда организация только нарабатывает хозяйственные связи;

  • тяжелое финансовое положение, связанное со снижением оборотов и прибыли, вызванное неблагоприятной экономической обстановкой в стране или чрезвычайными ситуациями.

В любом случае в мотивированном отказе рекомендуется привести:

  • конкретные расчеты на основе экономических показателей по организации (запланированные доходы и расходы);

  • сведения о том, к каким негативным последствиям может привести повышение зарплаты до уровня запланированного МРОТ: сокращение рабочих мест либо полное приостановление деятельности в связи с тем, что повышение расходов в части оплаты труда исходя из запланированных показателей деятельности приведет к тому, что бизнес перестанет быть экономически выгодным.

Помимо прочего, к мотивированному отказу рекомендуется приложить график поэтапного «подтягивания» оплаты труда до уровня регионального МРОТ исходя из реальных возможностей работодателя.

Если уполномоченный орган не признает отказ обоснованным, то работодатель сможет обжаловать такое решение в суде.

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

За выплату зарплаты ниже МРОТ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За выплату зарплаты в размерах ниже МРОТ на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). За повторное нарушение руководителя могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, подобное нарушение можно квалифицировать как нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору. В этом случае руководителю организации могут вынести предупреждение или оштрафовать его на сумму от 3000 до 5000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вопрос об административном наказании нарушителей рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1, 2 ст. 23.1, 23.12 КоАП РФ).

Сотрудник, зарплата которого была меньше МРОТ, может потребовать:

  • доплату за весь период работы;

  • компенсацию за задержку выплаты.

Такой вывод можно сделать на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ.

Если организация не выполнит этого требования, то сотрудник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. О нарушении закона трудовые инспекторы также могут узнать в ходе проверки.

По статье 122 Налогового кодекса РФ (за неуплату налогов) за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ организацию не оштрафуют. Однако, выявив такое нарушение, налоговые инспекторы могут сообщить о нем в Роструд. Об этом сказано в письме ФНС России от 19 марта 2009 г. № 3-6-04/66.

Кроме того, за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ в течение более чем двух месяцев для руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Правовая база :

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПРОФСОЮЗОВ

СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАШЕНИЕ

от 29 ноября 2010 года

СОГЛАШЕНИЕ

О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2011 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Соглашения Правительства Мурманской области,

Облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей

Мурманской области от 23.11.2011)

Настоящее Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011 - 2013 годы (далее - Соглашение) заключается между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области" (далее - стороны) на основании Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ и в соответствии со статьями 47, 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

Настоящее Соглашение устанавливает порядок определения размера минимальной заработной платы в Мурманской области с целью его поэтапного увеличения до величины не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области.

Размер минимальной заработной платы в Мурманской области устанавливается для работников, работающих на территории Мурманской области, в том числе по совместительству, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

1. Основные понятия

1.1. Минимальная заработная плата в Мурманской области - минимальный размер месячной заработной платы работника, работающего на территории Мурманской области, отработавшего установленную законодательством Российской Федерации месячную норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности.

В размер минимальной заработной платы в Мурманской области входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

(п. 1.1 в ред. Соглашения Правительства Мурманской области, Облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 23.11.2011)

1.2. Прожиточный минимум в Мурманской области - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

2. Порядок определения и установления размера минимальной заработной платы

2.1. Основой для определения размера минимальной заработной платы в Мурманской области является установленная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Мурманской области, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

Стороны ежегодно рассматривают вопрос об установлении размера минимальной заработной платы на территории Мурманской области.

Размер минимальной заработной платы устанавливается в абсолютной величине по результатам переговоров между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профессиональных союзов и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области" (далее - POP СПП МО) до принятия закона Мурманской области об областном бюджете на очередной год.

2.2. Установленный размер минимальной заработной платы фиксируется в приложении к настоящему Соглашению, подписанному сторонами Соглашения, и действует весь период до принятия решения об установлении нового размера минимальной заработной платы.

2.3. Уровень оплаты труда работников устанавливается не ниже минимальной заработной платы, установленной областным Соглашением, и документально фиксируется:

в организациях - в коллективных договорах или локальных нормативных актах;

работодателем - физическим лицом - в заключаемом с работником трудовом договоре.

2.4. Проект областного бюджета и проекты бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год разрабатываются с учетом размера минимальной заработной платы, установленного областным Соглашением.

3. Источники обеспечения размера минимальной заработной платы

3.1. Размер минимальной заработной платы обеспечивается:

- организациями, финансируемыми из областного бюджета, - за счет средств областного бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- другими работодателями - за счет собственных средств.

4. Действие Соглашения. Ответственность сторон

4.1. Соглашение действует в отношении:

- всех работодателей, являющихся членами POP СПП МО;

- работодателей, не являющихся членами POP СПП МО, заключившего Соглашение, но которые уполномочили POP СПП МО от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить настоящее Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения.

Прекращение членства в POP СПП МО не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в POP СПП МО в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением;

- работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Мурманской области и не представивших в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению в уполномоченный орган исполнительной власти Мурманской области мотивированного отказа от присоединения к Соглашению;

- органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

- работодателей - государственных областных учреждений Мурманской области, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов;

- всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в настоящем пункте.

4.2. Соглашение открыто для присоединения в течение всего срока его действия.

4.3. Уполномоченный орган исполнительной власти Мурманской области публикует в областной газете "Мурманский вестник" Соглашение и предложение работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Мурманской области, но не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к нему. Присоединение работодателей к Соглашению осуществляется в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.4. Работодатели и лица, представляющие работодателя, виновные в невыполнении обязательств, предусмотренных Соглашением, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует в течение трех лет.

4.6. Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок не более трех лет.

Настоящее Соглашение подписали 29.11.2010 в г Мурманске в четырех экземплярах, каждый из которых имеет равную силу:

От Правительства Мурманской области:

И.о. первого заместителя Губернатора

Мурманской области

Н.О.ПОРТНАЯ

Министр

здравоохранения и социального развития

Мурманской области,

координатор

стороны областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений,

представляющей Правительство Мурманской области

А.Д.РУБИН

От Мурманского областного совета

профессиональных союзов:

Председатель

Мурманского областного совета профессиональных союзов,

координатор

стороны областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений,

представляющей объединение профессиональных союзов

А.Л.ПЕРВУХИН

От Регионального объединения работодателей

"Союз промышленников и предпринимателей

Мурманской области":

Президент

Регионального объединения работодателей

"Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области",

координатор

стороны областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений,

представляющей объединение работодателей

А.Г.ЛЕБЕДЕВ

Приложение N 3

к Соглашению

(Соглашение

о минимальной заработной плате

в Мурманской области на 2011 - 2013 годы

от 27 ноября 2012 г.)

1. Установить на период с 1 марта по 30 июня 2013 года минимальную заработную плату в Мурманской области в размере 9590 рублей.

2. Установить с 1 июля 2013 года минимальную заработную плату в Мурманской области в размере 10165 рублей.

3. Размер минимальной заработной платы с 1 октября 2013 года установить дополнительным приложением к Соглашению.

Заместитель

Губернатора Мурманской области,

координатор областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений

Т.М.ПОРОНОВА

От Правительства Мурманской области:

Первый заместитель министра

труда и социального развития Мурманской области,

координатор стороны областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений

С.Ю.ВИДЕНЕЕВА

От ООП "Мурманский областной совет профессиональных союзов":

Председатель

ООП "Мурманский областной совет профессиональных союзов",

координатор стороны областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений

А.Л.ПЕРВУХИН

От Регионального объединения работодателей

"Союз промышленников и предпринимателей

Мурманской области":

Президент

Регионального объединения работодателей

"Союз промышленников и предпринимателей

Мурманской области",

координатор стороны областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений

А.Г.ЛЕБЕДЕВ

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль