Как правильно установить разделение рабочего дня на части?

1317

Вопрос

Как правильно установить разделение рабочего дня на части?

Ответ

В описанной Вами ситуации, вероятно, речь идет о разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ).

Согласно названной статье на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает, на сколько частей может делиться рабочий день, не определяет продолжительность перерывов между частями рабочего дня, поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части.

Деление рабочего дня на части устанавливается локальным нормативным актом, в котором, в частности, должно быть предусмотрено следующее:

- категории работников, для которых вводится рабочий день, разделенный на части;

- количество частей и их продолжительность;

- продолжительность перерывов;

- срок введения такого режима;

Согласно ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Перерывы между частями рабочего дня не относятся к рабочему времени, следовательно, не подлежат оплате.

Поскольку разделение рабочего дня на части может представлять неудобства для работника, практикуется установление доплат, размер которых также может определяться локальным нормативным актом организации.

Так, например , в 2005 году применялись рекомендации, закрепленные в Письме Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году", в соответствии с которыми размер такой доплаты должен был быть установлен локальными актами работодателя на уровне 30% от оклада работника. Однако данные рекомендации носили временный характер и сейчас в связи с переходом на новые условия оплаты труда уже применяться не могут. Но !!! Это не лишает Вашу организацию права предусмотреть в коллективном договоре такую доплату.

Подробнее в материалах Системы:

1. Нормативно-правовая база: Трудовой кодекс РФ

<…>

Глава 16. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

<…>

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

<…>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 марта 2006 г. N 69

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания "Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ" и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Министр

А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утверждено

Приказом Минобрнауки России

от 27 марта 2006 г. N 69

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

III. Разделение рабочего дня на части

3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

3.3. В исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

˂…˃

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N АФ-947

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 96

ПИСЬМО

от 26 октября 2004 года

О РАЗМЕРАХ И УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2005 ГОДУ

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отнесены вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников, соответственно, государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений, которые разрабатывают соответствующие тарифные системы оплаты труда работников и порядок их применения.

Федеральные законы N 95-ФЗ и N 122-ФЗ вступают в силу с 1 января 2005 г., а Федеральные законы N 131-ФЗ и N 120-ФЗ в части полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений - с 1 января 2006 г.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Статьей 135 Трудового кодекса РФ (с учетом дополнений, внесенных статьей 138 Федерального закона N 122-ФЗ) предусмотрено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Учитывая, что этот механизм в полной мере будет вводиться не ранее чем с 1 января 2006 года, Министерство образования и науки РФ и Профсоюз работников народного образования и науки РФ в целях сохранения единых подходов к оплате труда работников образовательных учреждений рекомендуют на 2005 год не изменять действующую в настоящее время систему оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, руководствуясь следующими основаниями:

- в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ устанавливаются принципы реализации его положений, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования и предоставление возможности адаптации в течение разумного переходного периода к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

- работникам федеральных государственных учреждений оплата труда в 2005 году будет осуществляться на основе Единой тарифной сетки (Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" с изменениями, предусмотренными статьей 113 Федерального закона N 122-ФЗ);

- установлены различные сроки вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

- субъекты РФ, получающие дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, при определении размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ фактически должны будут придерживаться предельных размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений, для которых сохраняет свое действие Единая тарифная сетка;

- не утверждены в установленном порядке (согласно статье 143 Трудового кодекса РФ) квалификационные справочники руководителей и специалистов в сфере образования и в других отраслях бюджетной сферы, а также Перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и другие нормативные правовые акты, необходимые для регулирования тарифных систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровне;

- не допускается снижение установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г. размера и условий оплаты труда работников.

Министерство и профсоюз предлагают органам управления образованием субъектов РФ и территориальным организациям профсоюза:

- вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о принятии нормативных правовых актов, устанавливающих на 2005 год тарифную систему оплаты труда работников образовательных учреждений, включающую, как это установлено статьей 143 Трудового кодекса РФ, тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты применительно к действующей в настоящее время Единой тарифной сетке;

- вносить предложения об индексации в 2005 году размеров ставок заработной платы и должностных окладов не ниже предусматриваемой для работников федеральных государственных образовательных учреждений;

- в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. при исчислении заработной платы работников образовательных учреждений, использовать прилагаемые к настоящему письму Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.

Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений до 1 января 2006 г., т.е. до вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, по нашему мнению, должна осуществляться в соответствии с действующими по состоянию на 31 декабря 2004 г. нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.

Министр

образования и науки РФ

А.А.ФУРСЕНКО

Председатель

Профсоюза работников народного

образования и науки РФ

Г.И.МЕРКУЛОВА

Приложение

к письму

Минобрнауки России

и Профсоюза работников

народного образования и науки РФ

от 26.10.2004 N АФ-947/96

РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

VI. Повышение ставок заработной платы

и должностных окладов

6.7. Женщинам, работающим в сельской местности, на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом рабочего времени более двух часов подряд), выплачивается повышенная на 30% оплата труда.

VII. Компенсационные и стимулирующие выплаты

7.1.5. При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

В исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором, применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6.7 настоящих Рекомендаций, для женщин, работающих в сельской местности. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерывы в работе, связанные с выполнением воспитателями педагогической работы сверх норм, установленных за ставку заработной платы, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более двух часов подряд режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль