Как применяется трудовое законодательство к депутатской должности?

728

Вопрос

Как применяется трудовое законодательство к депутатской должности? 

Ответ

Учитывая Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2012 N 47-АПГ12-6, из которого следует, что депутат законодательного органа государственной власти, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к отношениям, о которых возник спор, не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора, в силу п. 1 ст 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, при оформлении отношений, связанных с осуществлением депутатом своих полномочий (в т.ч. назначение и освобождение от должности) следует руководствоваться региональным законодательством, регулирующим данные вопросы.

Вопрос применения трудового законодательства к подобным отношениям был предметом рассмотрения Верховного суда в июле 2012 года ( приведено в конце ответа), когда Верховный Суд принял противоположное решение.

В настоящее время частично порядок осуществления депутатом своих полномочий урегулированы Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако , данный закон дает нам только частичные сведения о возможном оформлении отношений с депутатом, осуществляющим деятельность на постоянной основе:

Так , вместо «принят» следует в распорядительном акте Думы указать Избран депутатом ______________________ такого-то созыва и сделать ссылку на протокол Избирательной комиссии . Прекращение полномочий также предполагает употребление специальной формулировки : депутатские полномочия прекращены со ссылкой также на соответствующий распорядительный акт Думы.

По Вашему вопросу мы связали с Государственной Думой , представитель которой нам сообщил, что депутаты Государственной Думы трудовые договоры не заключают, им в трудовую книжку вносится запись об избрании депутатом соответствующего созыва на основании постановления Государственной Думы , которое издается , в свою очередь, на основании Протокола ЦИК. Запись о прекращении полномочий также вносится на основании постановления Государственной Думы , а основания прекращения полномочий определяются Федеральным законом о статусе Депутата ( ст. 4 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

К сожалению , в настоящее время в регулировании прочих вопросов, связанных с периодом осуществления депутатских полномочий (если не применять к ним трудовое законодательство) существует пробел.

В Вашей Области большая часть вопросов, связанных с осуществлением Депутатом своих полномочий урегулированаЗаконом Смоленской области от 01.07.1997 N 19-з (ред. от 28.02.2013) "О статусе депутата Смоленской областной Думы", В этом законе упоминаний о трудовых отношениях и применении норм трудового права нет . Соответственно , риск оспаривания Вашего закона в судебном порядке практически отсутствует. При таких условиях Вы можете оформлять прекращение депутатских полномочий, как досрочное, так и по окончании срока полномочий в соответствии с названным законом.

При этом положения Трудового Кодекса (ст. 77, 81) о досрочном расторжении трудового договора , в том числе по инициативе работодателя в этом случае применять не следует.

Ранее направленные Вам разъяснения, в том числе о сокращении государственной должности, были даны без учета Определения Верховного суда от 12.12.2012 N 47-АПГ12-6. С учетом данного определения проводить мероприятия по сокращению численности депутатов текущего созыва мы не рекомендуем. Сократите численность для депутатов следующих созывов.

Благодарим за понимание, приносим извинения за задержку подготовки ответа.

Подробнее в материалах Системы:

1 Правовая база :

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ

(ред. от 02.07.2013)

"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности

1. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

2. Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

3. Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)

1.1. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

1.2. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)

1.3. Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)

1.4. Несоблюдение требований, указанных в пункте 3 статьи 2.1 настоящего Федерального закона и пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

3.1. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

3.2. Комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.3. Комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.4. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:

а) правоохранительными и другими государственными органами;

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

в) Общественной палатой Российской Федерации и общественной палатой субъекта Российской Федерации;

г) общероссийскими и региональными средствами массовой информации;

д) другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами, если это предусмотрено законами субъекта Российской Федерации.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.5. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.6. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.7. Информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и размещению на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 3.7 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

3.8. Порядок размещения на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляемых депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом определяются законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

3.9. Установление в отношении депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, или депутата, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

(п. 3.9 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

3.10. По решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации уполномоченное подразделение Администрации Президента Российской Федерации может осуществлять в установленном порядке проверки, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи. Проверки, предусмотренные настоящим пунктом, могут осуществляться независимо от проверок, проводимых комиссией.

(п. 3.10 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

4. Утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

5.1. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

5.2. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - решение соответствующей палаты указанного органа) о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)

6. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

2. Судебная практика:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 декабря 2012 г. N 47-АПГ12-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Еременко Т.И.,

судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.

при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролова В.И. о признании недействующими отдельных положений Закона Оренбургской области от 29 апреля 2011 г. N 101/12-У-ОЗ "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе" и Закона Оренбургской области от 9 июля 2012 г. N 908/270-У-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" по апелляционной жалобе заявителя на решение Оренбургского областного суда от 22 августа 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Фролова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Камалиевой С.И., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Фролов В.И., являясь депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва, осуществляющим деятельность депутата на профессиональной постоянной основе, обратился в суд с заявлением о признании недействующими ч. 1 ст. 5, ст. 6 Закона Оренбургской области от 29 апреля 2011 г. N 101/12-У-ОЗ "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе" в части слов "депутат, выразивший желание работать на постоянной профессиональной основе, подает на имя председателя Законодательного Собрания области заявление", "прием на работу депутата осуществляется на основании трудового договора".

Фролов В.И. также оспаривает на предмет соответствия актам большей юридической силы подп. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 9 июля 2012 г. N 908/270-У-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области", в соответствии с которыми депутат Законодательного Собрания, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, исполнять иные обязанности работника, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Деятельность депутата, замещающего должность в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, прекращается досрочно в том числе по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

Оренбургским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Фролов В.И., указывая на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник и работодатель являются сторонами трудовых отношений (ст. 20). Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд отождествил депутатов законодательного органа, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, с работниками, чьи права, обязанности и ответственность обусловлены трудовым договором и урегулированы нормами трудового права, и пришел к выводу о соответствии оспариваемых норм положениям действующего законодательства.

С данным выводом нельзя согласиться.

Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

Особенности правового статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, закреплены в Конституцией Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (ч. 1 ст. 77).

Подпунктом «б» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Статьями 10 и 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ определено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 12 этого же Федерального закона установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

В соответствии со ст. 30 - 33 Устава (Основного закона) Оренбургской области депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей Оренбургской области, осуществляющий в Законодательном Собрании законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иными законами Оренбургской области. Срок полномочий депутатов одного созыва составляет 5 лет. Статус депутатов, порядок отзыва депутата регулируются законами Оренбургской области.

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 19 июля 1994 г. "О Законодательном Собрании Оренбургской области" депутаты осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области. На основании заявлений депутатов, выразивших желание работать на профессиональной постоянной основе, и с соблюдением требований, установленных в п.п. 2 и 3 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, принимается постановление Законодательного Собрания.

Статус депутата Законодательного Собрания Оренбургской области регламентирован Законом Оренбургской области от 8 июня 1998 г. N 47/6-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области". Этим Законом установлены права и обязанности депутата, в частности, обязанность проводить ежегодные отчеты перед избирателями, названы формы депутатской деятельности (участие в заседаниях законодательного органа, участие в работе комиссий, рабочих групп, внесение законопроектов и проектов иных документов, участие в выполнении поручений, участие в депутатских слушаниях, внесение депутатского запроса, работа с избирателями, участие в работе фракций).

В силу ст. 6 данного акта депутат обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и законы Оренбургской области, а также следовать иным нормам депутатской этики. Материалы о нарушении депутатом Законодательного Собрания норм депутатской этики подлежат рассмотрению на заседании мандатной комиссии Законодательного Собрания. Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области имеют равный статус, независимо от условий осуществления ими депутатской деятельности.

Таким образом, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к отношениям, о которых возник спор, не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора.

Оспариваемыми нормами установлены для депутатов не предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ обязанности, а должностным лицам Законодательного Собрания Оренбургской области предоставлены основанные на законодательстве о труде права, включая возможность привлечения депутатов к дисциплинарной ответственности и расторжения с ними трудового договора инициативе работодателя.

Оспариваемым регулированием также нарушается принцип равенства правового статуса депутатов. Полномочия тех, кто осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, могут быть прекращены досрочно в соответствии с нормами трудового права в результате волеизъявления должностного лица.

Из объяснений Фролова В.И. и представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Камалиевой С.И. следует, что начиная с 2013 года с депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области, осуществляющими депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, подлежит заключению трудовой договор. В настоящее время разработан проект указанного договора, в котором депутат выступает в качестве работника, а в качестве работодателя - председатель Законодательного Собрания Оренбургской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таком положении суд не имел оснований для вывода о соответствии оспариваемых норм актам большей юридической силы.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права привели к принятию судом неправильного решения, что в соответствии с п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Оренбургского областного суда от 22 августа 2012 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления Фролова В.И.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Закон Оренбургской области от 29 апреля 2011 г. N 101/12-У-ОЗ "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе" в следующей части:

1) ч. 1 ст. 5 в части слов "Депутат, выразивший желание работать на постоянной профессиональной основе";

2) ст. 6 в части слов "Прием на работу депутата осуществляется на основании трудового договора".

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Закон Оренбургской области от 9 июля 2012 г. N 908/270-У-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" в следующей части:

1) п. 1 ч. 2 ст. 1 в части слов "Депутат Законодательного Собрания, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, исполнять иные обязанности работника, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации";

2) п. 2 ч. 2 ст. 1 в части слов "Деятельность депутата, замещающего должность в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде".

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль