Кто должен сделать запись в трудовой книжке заместителя директора об его увольнении, потому что новый трудовой договор у него будет с администрацией района?

1098

Вопрос

 Наша организация является государственным казенным учреждением. Директор назначается на должность распоряжением администрации района. Директор уволился, и в заявлении на увольнение указал, что до момента назначения на должность директора просит назначить исполнять обязанности заместителя директора. Через 2 дня выходит распоряжение администрации о назначении директором заместителя директора. Кто должен сделать запись в трудовой книжке заместителя директора об его увольнении, потому что новый трудовой договор у него будет с администрацией района. 

Ответ

Просьба о возложении обязанностей директора на заместителя, изложенная директором в заявлении об увольнении, не имеет юридической силы. Директор учреждения назначается на должность руководителем вышестоящей организации (администрации района). Соответственно, после увольнения директора возложить исполнение его обязанностей на другого работника может также только администрация района.


Вы узнаете больше о том как заполнять трудовую книжку, если перейдете в материал.


Поскольку директора нет, приказ об увольнении заместителя должен издать руководитель администрации района. Запись в трудовую книжку на основании этого приказа вносит сотрудник кадровой службы казенного учреждения, в обязанности которого это входит в соответствии с внутренними документами организации, либо руководитель администрации района.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оформить прием на работу руководителя учреждения

Подписание трудового договора

Руководитель является одним из сотрудников учреждения, поэтому при приеме на работу с ним нужно заключить трудовой договор, который подписывает руководитель вышестоящей организации *(ч. 27 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, п. 14Разъяснения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2008 г. № 666н).

Прием по конкурсу

Руководитель учреждения может быть принят на работу по конкурсу.

Перечень должностей, избираемых по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на них должен быть закреплен в законодательстве или уставе (положении) учреждения. Об этом сказано в статье 18 Трудового кодекса РФ. В частности, такой порядок предусмотрен для сотрудников вузов (п. 2 Положения, утвержденного приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. № 4114).

Проверка по реестру дисквалифицированных лиц

Если на должность руководителя претендует человек не из числа сотрудников учреждения, проследите, чтобы он не состоял в реестре дисквалифицированных лиц (ст. 32.11 КоАП РФ).

Для этого обратитесь в ФНС России с соответствующим запросом (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805). За предоставление сведений нужно будет заплатить один МРОТ (п. 4 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805). Если сведения запрашивает сам соискатель, то ему информация предоставляется бесплатно (п. 10 Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице:

фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, местожительство гражданина;

название организации и должности, которую гражданин занимал во время совершения правонарушения;

дату совершения правонарушения, его суть и квалификацию;

срок дисквалификации;

дату начала и истечения срока дисквалификации;

наименование суда, который вынес постановление о дисквалификации;

сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;

дату исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Об этом говорится в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805.

Запрос о дисквалификации можно направить в любую территориальную налоговую инспекцию вне зависимости от адреса местонахождения (местожительства) работодателя или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос может быть направлен как на бумажном носителе (непосредственно в налоговый орган либо по почте), так и с использованием сети Интернет, через официальный сайт ФСС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Такие правила установлены пунктами 5, 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141. Формы запроса для физических лиц и организаций установлены соответственно приложением № 1 и приложением № 2 к письму ФНС России от 28 декабря 2011 г. № ПА-4-6/22455.

При наличии сведений о дисквалификации лица, о котором запрошены сведения, налоговый орган выдает выписку из реестра по форме приложения № 2 к приказу ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141. Отсутствие сведений о дисквалифицированном лице налоговый орган подтвердит справкой, а при невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо известит об этом заявителя информационным письмом.

C момента направления запроса информацию обязаны предоставить в течение пяти дней (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805, п. 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141).

Сотрудникам, которые подверглись дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для данного гражданина уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен (ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

Предоставление сведений о доходах

При поступлении на работу граждане, претендующие на должность руководителя госучреждения, обязаны предоставить работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, аналогичные сведения нужно подать в отношении своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Впоследствии руководители госучреждений указанные сведения работодателю предоставляют ежегодно.

Правила предоставления сведений утверждаются:

Правительством РФ – в отношении руководителей (граждан, претендующих на должность руководителя) федеральных учреждений;

региональными (местными) нормативно-правовыми актами – в отношении руководителей (граждан, претендующих на должность руководителя) учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений).

Так, для руководителей федеральных учреждений (граждан, претендующих на должность руководителя федерального учреждения) такие Правила, а также формы сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 208. Данными правилами рекомендовано руководствоваться и органам госвласти субъектов РФ (местного самоуправления) при разработке аналогичных правил.

Об этом сказано в части 4 статьи 275 Трудового кодекса РФ, пункте 3.1 части 1 статьи 8 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 208.

Внимание: положения законодательства об обязанности руководителей госучреждений предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вступили в силу с 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 4 Закона от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ). Вместе с тем, предоставить такие сведения руководители должны уже начиная с доходов за 2012 год (ч. 2 ст. 4 Закона от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ).

Проверка достоверности и полноты указанных сведений проводится в порядке, установленном соответствующими нормативно-правовыми актами (ч. 7.1 ст. 8 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ). В отношении руководителей (граждан, претендующих на должность руководителя) федеральных учреждений Правила утвержденыпостановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207. Данными правилами также рекомендовано руководствоваться органам государственной власти субъектов РФ (органам местного самоуправления) при разработке положений о проверке достоверности и полноты сведений в отношении руководителей учреждений субъектов (муниципальных учреждений).

Проверка сведений проводится по решению учредителя (лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем) уполномоченными на это структурными подразделениями государственных органов (ч. 7.1 ст. 8 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, п. 2, 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207). Основанием для ее проведения служит письменная информация, которая может быть получена:

от правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления (их должностных лиц);

кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупции и иных правонарушений;

от постоянно действующих руководящих органов политических партий и иных зарегистрированных в установленном порядке общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

от Общественной палаты России;

от общероссийских средств массовой информации.

Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207.

Информация анонимного характера не является основанием для проведения проверки (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207).

О начале проверки необходимо уведомить руководителя, в отношении которого она будет проводиться (п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207). По окончании проверки учредитель (лицо, которому переданы такие полномочия) должен ознакомить руководителя с результатами проверки (п. 9Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207).

По результатам проверки учредитель (лицо, которому переданы такие полномочия) может принять одно из решений:

назначить гражданина на должность руководителя (отказать в назначении);

принять в отношении руководителя меры дисциплинарной ответственности.

При обнаружении в ходе проверки признаков преступления (административного правонарушения) материалы об этом нужно представить в соответствующие госорганы.

Об этом сказано в пунктах 11, 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207.

Правовой статус руководителя

Права и обязанности руководителя учреждения, его компетенция определяются не только нормативно-правовыми актами, но и в учредительных документах учреждения (уставе), внутренних документах, регулирующих деятельность руководителя (ст. 274 ТК РФ). Их нужно закрепить и в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

С 2013 года в рамках реализации Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р трудовые договоры с руководителями учреждений должны заключаться на основе типовой формы. В данной форме будет предусмотрена конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат.

В качестве одного из критериев такой оценки предусмотрено соотношение средней зарплаты сотрудников учреждения и средней зарплаты по соответствующему субъекту РФ (с учетом достижения средних для отдельных категорий сотрудников показателей по каждому субъекту РФ, определенных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761).

Об этом сказано в разделе IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. В настоящее время типовая форма трудового договора с руководителем не утверждена.

Особенности трудового договора

С 2013 года трудовой договор с руководителем учреждения нужно заключать на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329 (ч. 3 ст. 275 ТК РФ).

Трудовой договор с руководителем учреждения имеет ряд особенностей, а именно:

заключается на срок, установленный учредительными документами учреждения (уставом), соглашением сторон и нормами федерального законодательства (ст. 275, 59, 58 ТК РФ);

может предусматривать условие об испытании на срок до шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). При этом если руководитель приглашен на должность по конкурсу или из другой организации, испытание ему не устанавливается (ч. 4 ст. 70 ТК РФ);

может содержать дополнительные основания для его расторжения (ст. 278 ТК РФ).

Приказ о приеме

Приказ о приеме на работу руководителя учреждения издайте по унифицированной форме № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Трудовая книжка

Факт приема на работу руководителя учреждения отразите в его трудовой книжке в общем порядке (ст.16, 68 ТК РФ).

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ответ: Как оформить увольнение руководителя учреждения

Виды оснований для увольнения

Все основания для увольнения руководителя учреждения условно можно разделить на три вида:

- общие основания (ст. 77, 81 и 83 ТК РФ);

- специальные основания (п. 4, 9 и 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

- дополнительные основания (ст. 278 ТК РФ).

Общие основания увольнения

Общие основания для увольнения руководителя учреждения приведены в статьях 77, 83и в пунктах 1–3, 5–8, 11, 14 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию, по соглашению сторон и т. д.).

Специальные основания увольнения

К специальным основаниям для увольнения руководителя учреждения относятся следующие случаи.

1. Смена собственника имущества учреждения (п. 4 ч. 1 ст. 81, ст. 75 ТК РФ). Новый собственник может не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество учреждения расторгнуть трудовой договор с руководителем. Увольняя руководителя, новый собственник обязан выплатить ему денежную компенсацию. Такая выплата не может быть меньше трех средних месячных заработков (ст. 181 ТК РФ).

2. Принятие руководителем учреждения необоснованного решения, которое повлекло за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или другой ущерб имуществу учреждения (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Чтобы уволить руководителя по этому основанию, нужно доказать, что неблагоприятные последствия возникли именно в результате принятия такого решения. При этом у руководителя были другие варианты выхода из затруднительной ситуации, которые он не использовал.

3. Однократное грубое нарушение руководителем учреждения своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Под однократным грубым нарушением понимается, в частности, неисполнение обязанностей, возложенных на руководителя трудовым договором, которое могло повлечь причинение вреда здоровью сотрудников или причинение имущественного ущерба учреждению (п. 49 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Внимание: увольнение руководителя учреждения за принятие необоснованного решения и за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей является мерой дисциплинарного взыскания. Процедуру наложения дисциплинарного взыскания нужно провести по правилам статьи 193 Трудового кодекса РФ.

Дополнительные основания увольнения

Трудовой договор с руководителем учреждения можно расторгнуть по дополнительным основаниям:

1. В связи с принятием вышестоящей организацией (собственником имущества учреждения или его представителем) решения о досрочном прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 ТК РФ). При расторжении договора по указанным основаниям руководителю выплатите компенсацию (ст. 181, 278, 279 ТК РФ).

2. По основаниям, предусмотренным трудовым договором с руководителем учреждения (п. 13 ч. 1 ст. 81, ст. 278ТК РФ). Например, за наличие у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (подп. 5 п. 27 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Перечень дополнительных оснований для увольнения руководителя учреждения является открытым (ст. 278 ТК РФ).

Документальное оформление увольнения

Для прекращения трудовых отношений с руководителем учреждения (независимо от основания) необходимо решение учредителя (см., например, ч. 27 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, п. 4 ст. 51 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, п. 3 ст. 26.11 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, подп. «г» п. 3 Положения осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, подп. «г» п. 3 Положения осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537). Как правило, такое решение оформляется в форме распоряжения (протокола).

На основании распоряжения (протокола) издайте приказ об увольнении руководителя учреждения по унифицированной форме № Т-8 (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

В трудовой книжке руководителя учреждения сделайте запись об увольнении со ссылкой на решение учредителя (реквизиты протокола, приказа или распоряжения работодателя), которое явилось основанием для увольнения (п. 5.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Запись может внести сотрудник, ответственный за ведение трудовых книжек в учреждении, или лицо, специально уполномоченное органом, который принимал решение об увольнении руководителя. В последнем случае это лицо должно быть указано в принятом решении (например, протоколе). Под записью об увольнении ответственный указывает свою должность, ставит подпись с расшифровкой и заверяет запись печатью учреждения. Далее знакомит с записью об увольнении руководителя, и тот тоже ставит свою подпись в трудовой книжке.

Такие разъяснения содержатся в письме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль