Может ли сотрудник замещающий должность руководителя принять на работу своего супруга/супругу?

2037

Вопрос

Может ли лицо, замещающее должность руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления и являющееся работодателем, принять на работу на основании трудового договора своего супруга (супругу), если непосредственного подчинения одного другому не предусмотрено?

Ответ

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона № 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При этом действующее законодательство прямо не определяет, что следует понимать под отношениями непосредственной подчиненности или подконтрольности одного служащего другому. В то же время некоторые документы в сфере регулирования служебной деятельности косвенно упоминают о непосредственной подчиненности. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямыми руководителями (начальниками) работника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к работнику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником). В п. 35 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, определено, что начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. Схожие нормы содержатся и в некоторых других документах.

Таким образом, непосредственная подчиненность государственных служащих увязывается с обязанностью исполнения распоряжений (приказов) ближайшего к ним в структуре государственного органа руководителя. Представляется, что в целом этот подход может быть по аналогии распространен и на муниципальную службу. Непосредственная подчиненность может быть установлена путем анализа правовых документов, устанавливающих статус органа местного самоуправления (муниципального органа) или отдельных его структурных подразделений, а также должностных инструкций. В них обычно указывается, что муниципальный служащий подчиняется конкретному должностному лицу, исполняет приказы (распоряжения) этого должностного лица и т.п.

В случае установления факта состояния на муниципальной службе лиц, связанных отношениями близкого родства или свойства, притом что один из них непосредственно подчинен другому, служебные отношения должны быть прекращены.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подтвердила, что инициирование прекращения трудового договора (контракта) с муниципальным служащим в таком случае может быть осуществлено прокурором, в том числе и в судебном порядке (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2010 N 72-Впр10-1).

В то же время непосредственную подчиненность на муниципальной службе следует отграничить от подчиненности, не носящей непосредственного характера. Таковая имеет место в случаях, когда один служащий подчиняется другому не непосредственно, а через другое должностное лицо (должностных лиц). В таком случае можно говорить о подчиненности по вертикали, но не о непосредственной подчиненности.

Подчиненность по вертикали, которая не носит непосредственного характера, в соответствии с действующим законодательством не является нарушением и может иметь место в органе местного самоуправления.

Таким образом, под непосредственной подчиненностью на муниципальной службе следует понимать ситуации, когда один муниципальный служащий является ближайшим начальником другого, если же подчиненность имеет место через другого служащего, она не является непосредственной.

Аналогично следует решать вопрос и о непосредственной подконтрольности на муниципальной службе, которая может пониматься как закрепление в должностных обязанностях одного служащего контрольных полномочий в отношении другого. Подконтрольность также должна быть прямо отражена в документах соответствующих служащих путем указания на то, что один из них имеет конкретные контрольные полномочия в отношении другого. Контрольными полномочиями может выступать, например, возможность (и обязанность) проводить проверки деятельности муниципального служащего, ревизии, требовать у него отчета о проделанной работе и т.п.

Таким образом, можно сказать, что в данном случае факта несоблюдения ограничения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О муниципальной службе в Российской Федерации", по нашему мнению не имеется, и супруги могут осуществлять трудовую деятельность в органе местного самоуправления.

При подготовке ответа нас смущало Ваше указание на то, что муниципальный служащий не только возглавляет подразделение органа местного самоуправления, но и выступает в качестве работодателя. Официально это возможно в том случае , если он представляет нанимателя (собственника имущества) при заключении трудового договора с руководителями подведомственных организаций. Либо уже имеет место нарушение запрета , установленного п. 1 ( п/п 1 или п/п 3) Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ.

В связи с чем , обратите внимание , что принятию данного решения (о приеме на работу супруги) должно предшествовать урегулирование возможного конфликта интересов ( ст. 14.1. названного закона).

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Таким образом, если муниципальный служащий, например, возглавляет департамент образования , а его супруга принимается на должность директора образовательного учреждения, то конфликт интересов очевиден. Действия муниципального служащего будут неправомерными.

Если структурное подразделение , о котором идет речь , является кадровым подразделением и выполняет техническую работу по подбору персонала в орган местного самоуправления , то также целесообразно проверить нет ли в действиях данного лица признаков злоупотребления своим должностным положением и рассмотреть вопрос о приеме его супруги на комиссии по конфликту интересов.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Подробности в материалах Системы:

  1. Нормативно-правовая база:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.03.2007 № 25-ФЗ

О муниципальной службе в Российской Федерации (с изменениями на 21 ноября 2011 года)

Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ. - См. предыдущую редакцию).

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль