Оплата проезда для отдыха для работников Крайнего Севера

235

Вопрос

Здравствуйте. В соответствии со статьей №325 Трудового кодекса : "Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации." В соответствии предоставленными Вами материалами от 7 марта, есть проект закона: О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации Внимание! Документ не вступил в силу на 7 марта 2013 г. Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 1 марта 2013 года № ___ О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации ВОПРОС: если наша компания имеет форму собственности ОАО и у нас раньше оплачивалась компенсация проезда из обособленных подразделений сотрудникам, а теперь в связи с финансовой ситуацией мы хотим эту выплату отменить. Можем ли мы это сделать?»подготовлен на основе материалов Системы: Ответ на вопрос: Право сотрудников коммерческих организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно предусмотрено ст. 325 ТК РФ. Порядок компенсации расходов работодатель обязан установить в локальном нормативном акте с учетом мнения профсоюза либо в трудовых договорах. Таким образом, частные организации также обязаны компенсировать своим сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), расходы на проезд к месту отдыха и обратно, прописав порядок компенсации в своих локальных актах или трудовых договорах. Компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно, а также надбавки и районные коэффициенты коммерческая организация выплачивает из собственных средств. Возмещение этих расходов из бюджета не предусмотрено. Указанный в Вашем вопросе законопроект разработан Рострудом, данный законопроект не исключает обязанности коммерческих организаций оплачивать своим работникам компенсацию к месту использования отпуска и обратно. Более того, данный законопроект предполагает снять какие-либо разночтения по данному вопросу и прямо указать на право работников коммерческих организаций на такую компенсацию. В настоящее время такой закон не принят. Регулирование правоотношений между работодателем и работниками, работающими в районах Крайнего Севера следует осуществлять согласно положений ст. 325 Трудового Кодекса РФ с учетом сложившейся судебной практики , а также разъяснений Минтруда от 29.05. 2013 года. Подробности в материалах Системы:

  1. Правовая база :

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ от 29 мая 2013 года По вопросу применения части 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, касающегося установления порядка определения юридическими лицами, не финансируемыми из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предельного размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации. Частью 8 той же статьи установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Таким образом, названной статьей определен порядок установления компенсации вышеуказанных расходов в зависимости от видов работодателей (относящихся к бюджетной либо внебюджетной сфере). Что касается применения названной нормы к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, то такой работодатель должен установить в коллективном договоре, локальном нормативном акте либо в трудовом договоре с конкретным работником размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Вопрос проверки конституционности положений части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г.Труновой нашел отражение впостановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П (далее – Постановление № 2-П). Постановлением № 2-П положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации. Постановление № 2-П допускает, что размер, условия и порядок данной компенсации для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Это может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий по реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Однако различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, а именно – гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Компенсация может быть установлена на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее цели, а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения. Следует отметить, что, исходя из содержания статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, относящихся к бюджетной сфере, не являются минимальными для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, что предполагает установление последними любых норм возмещения указанных расходов, в том числе в размерах, меньших, чем для работников организаций, относящихся к бюджетной сфере. Вместе с тем, при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не будет достигнута цель введения данной нормы в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

  1. Проекты законов:

Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 1 марта 2013 года № ___ О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации Внести в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч.1), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878) следующие изменения: 1) часть первую изложить в следующей редакции: «Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы у данного работодателя.»; 2) часть вторую изложить в следующей редакции: «Федеральные органы государственной власти и федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.». 3) в части четвертой слова «организации, финансируемой из федерального бюджета,» заменить словами «федерального органа государственной власти и федерального государственного учреждения»; 4) в части пятой слова «в организациях, финансируемых из федерального бюджета,» заменить словами «в федеральных органах государственной власти и федеральных государственных учреждениях»; 5) в части седьмой слова «организации, финансируемой из федерального бюджета,» заменить словами федерального органа государственной власти и федерального государственного учреждения»; 6) часть восьмую изложить в следующей редакции: «Конкретные размер и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах государственной власти и государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях – органами местного самоуправления, у других работодателей – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами». Президент
Российской Федерации
В. Путин

Ответ

Как компенсировать проезд к месту отдыха и обратно в коммерческих организациях

Сотрудникам коммерческих организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), порядок компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно установите в локальном нормативном акте с учетом мнения профсоюза либо в трудовых договорах *(ч. 8 ст. 325 ТК РФ). За основу можно взять порядок компенсации расходов на проезд, предусмотренный для организаций, финансируемых из федерального бюджета.


Мы рекомендуем почитать о образцах локальных нормативных актов материал по этой ссылке.


При этом нормы возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, установленные для бюджетных организаций, не являются минимальными для коммерческих организаций. Это значит, что коммерческие организации вправе установить любые нормы возмещения указанных расходов, в том числе в размерах меньших, чем для сотрудников организаций, относящихся к бюджетной сфере.

Вместе с тем, такая свобода, предоставленная коммерческим организациям, не может служить основанием для полного отказа от компенсации или для ее неоправданного занижения независимо от экономического положения работодателя. Также работодатель не вправе подменять суть компенсации. Речь идет о том, что если компенсации подлежит проезд именно к месту использования отпуска и обратно (по территории России), то работодатель не праве устанавливать свои правила и компенсировать проезд только частично, например, в части расходов, обеспечивающих выезд из района Крайнего Севера (приравненной к нему местности). Отсутствие в локальных нормативных актах или трудовом договоре указаний на размер, условия и порядок компенсации соответствующих расходов также не может лишить сотрудника права на указанную компенсацию.

Такие выводы следуют из положений части 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ, абзаца 7 статьи 33 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, информации Минтруда России от 29 мая 2013 г., обзора судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 26 декабря 2012 г., постановления Конституционного суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 2-П.

Из ответа «Как компенсировать сотруднику, работающему в районах Крайнего Севера, стоимость проезда к месту отдыха и обратно»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль