Какие периоды трудовой деятельности должны засчитываться в трудовой стаж по специальности, дающий право занимать главную должность муниципальной службы?

3364

Вопрос

При назначении на главную должность муниципальной службы квалификационное требование-стаж работы по специальности не менее четырех лет. Считаем стаж по специальности, указанной в документе об образовании или можно учесть стаж работы в конкретной отрасли, в данном случае гражданин работал в системе ЖКХ, но по специальности, указанной в дипломе не работал?

Ответ

Стаж работы по специальности подтверждает наличие у работника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность работнику в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

Но в законодательстве официальное определение трудового стажа по специальности отсутствует.

На практике существуют различные мнения.

Позиция первая:

Для подсчета стажа работы по специальности необходимо засчитывать периоды работы по определенной профессии, вне зависимости от документа об образовании.

Данная точка зрения опирается, в качестве примера, на Инструкцию о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35) - 5) и на Федеральный закон от27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Так в пунктах 1,2 Инструкции говорится о том, что в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

В пункте 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ говорится о том, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Исходя из содержания статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» наряду с другими основаниями Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

В связи с этим, дополнительно, можно привести Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.08.2011 г. № 17-3/1568. В соответствии с указанным письмом, из части 6 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются с учетом задач и функций государственного органа, а следовательно, соответствуют направлению деятельности, гражданский служащий должен владеть необходимыми профессиональными знаниями и навыками для замещения той или иной должности гражданской службы. При этом Минздравсоцразвития РФ указал, что профессиональные знания и навыки приобретаются как в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования, а также трудовой или служебной деятельности, требующей специальных знаний и навыков.

Таким образом, под стажем работы по специальности в контексте данных разъяснений, следует понимать период профессиональной деятельности в должностях, для замещения которых требуется образование по соответствующей профессии , специальности , независимо от момента завершения такого обучения и формы такого обучения. При этом опыт работы по специальности может быть получен работником при работе как в одной отрасли (ЖКХ), так и в других отраслях.

Вторая позиция :

Стаж работы по специальности - это продолжительность профессиональной деятельности согласно квалификационному документу (диплом, сертификат, свидетельство и пр.).В соответствии со статьей 9 Федерального закона 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Как видно из указанной статьи, лицо не может быть назначено на должность без соответствующей квалификации, подтвержденной документами о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании. Отсюда можно сделать вывод, что исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.

 

По нашему мнению вторая позиция является достаточно спорной , поскольку (1) на должности достаточно часто назначаются лица, обучающиеся на последних курсах вуза или среднего профессионального образовательного учреждения; (2) В соответствии с ЕКС лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В Вашем случае мы рекомендуем разработать собственный документ (инструкцию, регламент), который бы определял квалификационные и иные требования, предъявляемые к кандидату на замещение должности муниципального служащего. В данном документе следует четко прописать, какие периоды трудовой деятельности будут засчитаны в трудовой стаж по специальности, дающий право занимать ту или иную должность.

Подробности в материалах Системы:

  1. Журналы и книги: Журнал «Трудовые споры», № 3, март 2011 года

О необоснованном отказе в приеме на работу

Согласно п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 работодатель вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). При этом в ст. 64 ТК РФ прямо установлен запрет на необоснованный отказ заключить трудовой договор. На практике пределы свободы работодателя определяются судами по их усмотрению, и критерии, из которых они исходят, не всегда очевидны.

Необоснованность отказа принять на работу не влечет обязанности это сделать

Если есть вакансия, значит, работник должен быть принят

Работодатель не смог доказать обоснованность отказа в приеме на работу, поэтому исковые требования признать решение организации незаконным удовлетворены (с ОАО взыскана компенсация морального вреда). В то же время суд не нашел правовых оснований, чтобы обязать ответчика заключить трудовой договор, поскольку гарантии, установленные ст. 64 ТК РФ, не ограничивают право работодателя (ст. 22 ТК РФ), самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Прием на работу конкретного лица является правом, а не обязанностью работодателя. Заключение трудовых договоров помимо его воли законом не предусмотрено.

ООО «З» подало в центр занятости населения заявку о потребности в токаре 4–6 разряда. То есть на момент обращения истца по вопросу трудоустройства вакантные места были. При этом претендент имеет образование станочника широкого профиля, а в 2007 г. получил профессию токаря 4 разряда, но трудового стажа по этим специальностям не имеет. ТК РФ критерием обоснованности отказа в приеме на работу считает несоответствие деловых качеств работника требованиям работодателя по должности. ООО «З» не смогло обосновать причины своего решения. Поскольку у ответчика нет правовых оснований отказывать в приеме на работу, суд постановил обязать его заключить с истцом трудовой договор.

Решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 26.04.2010 № 2-104

Решение Снежинского городского суда Челябинской области (январь 2010 г.)


Таким образом, надо быть готовым обосновать каждый свой отказ в приеме на работу, а именно: объяснить, по каким деловым качествам кандидат не подошел. Среди причин могут быть отсутствие достаточного опыта работы по специальности (а в штате, например, нет того, кто мог бы обучать новичка) или низкие результаты тестирования по базовым знаниям (по профессии).

  1. Нормативно-правовая база: Федеральный закон от27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Статья 10. Право на труд

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

4. Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

6. Супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

  1. Нормативно-правовая база: Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35) - 5)

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 г. N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 N 263).

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

  1. Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

  1. Нормативно-правовая база: Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.08.2011г. № 17-3/1568

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 августа 2011 г. N 17-3/1568

В Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрено письмо Федерального казначейства от 13 июля 2011 г. N 42-7.4-04/9.1-927.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. При этом в части 3 данной статьи Федерального закона не содержится нормы, предусматривающей наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В то же время, к отдельным должностям гражданской службы федеральными законами может предусматриваться наличие профильного образования. Так, например, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" старшим судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование.

Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп частью 4 статьи 12 Федерального закона предусмотрено наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Наряду с требованиями к уровню профессионального образования в число квалификационных требований согласно части 5 статьи 12 Федерального закона входят требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности и части 6 этой же статьи Федерального закона требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Из части 6 статьи 12 Федерального закона следует, что для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются с учетом задач и функций государственного органа, а следовательно, соответствуют направлению деятельности, гражданский служащий должен владеть необходимыми профессиональными знаниями и навыками для замещения той или иной должности гражданской службы.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения продолжаются в случае, если гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности предоставляется возможность замещения иной должности гражданской службы. В данном случае под квалификацией понимается степень соответствия имеющихся у него профессиональных знаний и навыков профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Профессиональные знания и навыки приобретаются как в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования, а также трудовой или служебной деятельности, требующей специальных знаний и навыков.

В том случае, если высшее или среднее профессиональное образование не соответствуют направлению деятельности структурного подразделения государственного органа, в котором имеется должность гражданской службы и ее предлагается предложить гражданскому служащему в связи с сокращением должности, которую он замещал ранее, то, по нашему мнению, следует учитывать полученное им дополнительное профессиональное образование и практический опыт, соответствующие направлению деятельности данного структурного подразделения.

В целях определения соответствия гражданского служащего предлагаемой для замещения иной должности гражданской службы в соответствии со статьей 48 Федерального закона в государственном органе может быть проведена внеочередная аттестация.

Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового регулирования

государственной гражданской службы

С.М.НЕЧАЕВА

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль