Какие льготы распространяются на работников Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов?

2527

Вопрос

Здравствуйте, прошу разъяснить, в какой части можно распространить нормы закона 151-ФЗ (предоставление удлинённого отпуска, льготное пенсионное обеспечение и т.д.) на работников Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, если они зачислены и работают по профессии пожарный, начальник пожарно-спасательного расчёта, начальник пожарно-спасательной команды ведомственной пожарной охраны? Эти работники, как и все пожарные (муниципальные, ведомственные) для сертификации проходят аттестацию и получают статус спасателя (книжку). При этом трудовой договор с ними заключён по профессии "пожарный". В штатном расписании службы единиц с наименованием "спасатель" не предусмотрено. Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность подразделения Ведомственной пожарной охраны службы ПАСОП, является Положение о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов Федеральной авиационной службы России, введённое Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361. На наш взгляд, спасатель и пожарный профессии разные, они по-разному закодированы в классификаторе, для них разные квалификационные требования, они отнесены к разным категориям: служащий и рабочий. Буду Вам очень благодарна за ответ.

Ответ

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Согласно п. 3 ст. 1 закона № 151-ФЗ, спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. В тексте вопроса Вы указываете, что Ваши сотрудники получают статус спасателя.

Согласно ст. 5 закона № 151-ФЗ, к аварийно-спасательным работам относятся, в частности, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.

Следовательно, ведомственная пожарная охрана Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России также относится к аварийно-спасательным службам, а работающие в ней пожарные относятся к спасателям (имеют соответствующий статус), и на них распространяется действие закона № 151-ФЗ.

Подробности в материалах Системы:

1. Нормативная база: Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Настоящий Федеральный закон:*

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

4. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

6. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

7. Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Приказ Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 "О введении в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1999 N 1734)

1. Общие положения

1.1. Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России (ВПО СПАСОП ФАС России) разработано в целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации и на основании Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3649), Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503), Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.97 N 154 "О Службе поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 7, ст. 861).

1.2. Положение является основным нормативным документом Федеральной авиационной службы России, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны Службы ПАСОП ФАС России, и определяет их задачи, функции и права.

Порядок и условия работы личного состава органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России определяются действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Положение обязательно для выполнения во всех подведомственных авиационных предприятиях, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации.

1.4. Вопросы пожарной охраны, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными документами ФАС России, подлежат разрешению в соответствии с общегосударственными нормами и правилами.

2. Организационная структура ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, руководство и контроль ее деятельности

2.1. Ведомственная пожарная охрана СПАСОП ФАС России входит в Службу поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России и состоит из:

Отдела ПАСОП ФАС России, на который возложены также функции общего руководства деятельностью ведомственной пожарной охраны и отделами ПАСОП территориальных органов ФАС России;

отделов поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов территориальных органов ФАС России в части их функций противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации;

подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП авиационных предприятий.

2.2. Служба ПАСОП ФАС России осуществляет специальные, исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению аварийно - спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов авиационных предприятий.

2.3. Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы организации деятельности ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, разрабатываются Службой поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России в соответствии с общегосударственными нормами и правилами и требованиями нормативных актов государственной противопожарной службы МВД России.

2.4. Отделы ПАСОП территориальных органов ФАС России осуществляют контроль за деятельностью подразделений ведомственной пожарной охраны по обеспечению требований пожарной безопасности в авиационных предприятиях.

3. Основные задачи и функции ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

3.1. Основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:

3.1.1. организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов;

3.1.2. организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании;

3.1.3. организация профессиональной подготовки пожарно - спасательных расчетов;

3.1.4. тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно - спасательных и противопожарных работ.

3.2. Основными функциями ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:

3.2.1. разработка и согласование проектов инструкций и иных необходимых организационно - распорядительных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;

3.2.2. проведение обследований и целевых проверок противопожарного состояния охраняемых объектов;

3.2.3. проведение практических занятий с личным составом пожарно - спасательных расчетов;

3.2.4. разработка оперативных планов действий пожарно - спасательных расчетов по тушению пожаров на воздушных судах, участие в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах;

3.2.5. проверка внутреннего и наружного водоснабжения на территории авиационных предприятий;

3.2.6. участие в обучении работников авиационных предприятий, в том числе временно работающих, а также добровольных пожарных, мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

3.2.7. взаимодействие пожарно - спасательных расчетов ВПО СПАСОП ФАС России с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России, а также других ведомств по совместным действиям при ликвидации пожаров и проведении аварийно - спасательных работ, должно быть определено на основе соглашений, планов и договоров.

Ответственным руководителем аварийно - спасательных работ при авиационных и чрезвычайных происшествиях на воздушных судах на территории и в районе ответственности аэропорта является сменный заместитель руководителя авиационного предприятия или другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя авиационного предприятия;

3.2.8. разработка типовых программ подготовки личного состава ВПО СПАСОП ФАС России и согласование их с ГПС МВД России;

3.2.9. участие в испытаниях и освоении новых аварийно - спасательных и противопожарных средств и техники;

3.2.10. подготовка необходимой документации в части противопожарного обеспечения полетов для сертификации авиационных предприятий;

3.2.11. представление в установленном порядке статистической отчетности о пожарах на объектах авиационных предприятий в Главное управление государственной противопожарной службы МВД России.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль