Как правильно присвоить квалификацию сотруднику?

323

Вопрос

Добрый день! Вопрос: Водителю присвоена квалификация "1 класс". Работает на легковой служебной автомашине. По его заявлению Работника переводят на грузовую автомашину "МАЗ", и экономист по труду ему автоматически ставит квалификацию "2 класс", мотивируя тем, что на данной категории машины может быть только 2 класс. А это, естественно, влияет на надбавку за классность. Мое мнение, что если Работнику-водителю присвоена квалификация "1 класс", то независимо на какой машине он работает, надбавка за классность должна быть за "1 класс". Т.е., классность не должна быть привязана к категории машины. Прошу рассудить. Спасибо.

Ответ

Присвоение работнику квалификации осуществляется по решению образованной работодателем квалификационной комиссии. Следовательно, и понижение в классе возможно только на основании решения этой комиссии и зависит не от категории машины, а от квалификации водителя.

Условие об оплате труда, в том числе о надбавке за классность, обязательно должно быть указано в трудовом договоре. Согласно ст. 72 ТК РФ, условия трудового договора изменяются по письменному соглашению сторон.

Таким образом, автоматическое понижение в классе (и соответствующее снижение надбавки) в связи с переводом на другую машину неправомерно.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: В каком порядке осуществляется присвоение классности водителям транспортных средств

Возможность установления квалификационных категорий водителям предусмотрена пунктами 3, 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.

Водители транспортных средств в организациях могут иметь квалификационные классы с первого по третий. При этом класс, установленный водителю, определяет возможность исполнения им определенных видов работ по перевозкам. Квалификация присваивается по решению образованной работодателем комиссии.* Для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе:

- систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм;

- соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса – два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Такие правила установлены пунктами 3, 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.

При этом обязательным условием для присвоения квалификационного класса являются наличие у работодателя Положения о начислении надбавки за классность водителям и Положения о присвоении классности водителям. Аналогичные нормы содержит и ряд региональных соглашений (см., например, п. 3.2.8 Московского областного отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011–2014 годы между Профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области, Некоммерческим партнерством Московский областной транспортный союз «АСМОР» и Министерством транспорта Московской области от 27 октября 2011 г.).

Типовой формы указанных документов не существует, работодатель вправе разработать и утвердить их самостоятельно. Для разработки указанных документов в качестве основы работодателю можно рекомендовать использовать аналогичные акты федеральных органов исполнительной власти, в частности Положение, утвержденное приказом ФСБ России от 2 августа 2007 г. № 393, а также Положение, утвержденное приказом ГФС России от 28 сентября 2007 г. № 296.

Из ответа «Как оформить доплаты и надбавки к зарплате, установленные по инициативе организации»

2. Ответ: Обязана ли организация выплачивать своим водителям надбавки за класс вождения

Водители транспортных средств в организациях могут иметь квалификационные классы с первого по третий. Такие правила установлены пунктами 3, 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.

При этом установление более высокого класса, поскольку оно связано с исполнением трудовой функции, по общему правилу влечет и увеличение зарплаты сотрудника, что может быть реализовано как увеличением фиксированной части заработка (оклада), так и за счет установления надбавки за классность (абз. 6 ч. 2 ст. 22, ст. 57 ТК РФ).

Возможность установления надбавок водителям в зависимости от класса для отдельных организаций предусмотрена отраслевыми соглашениями либо актами отдельных органов исполнительной власти. Например, она предусмотрена пунктом 3.8 Федерального отраслевого соглашения, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15 февраля 2008 г. Данное соглашение распространяется на работодателей – членов Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз и работодателей, не участвовавших в заключении соглашения и не представивших мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (п. 1.2 Федерального отраслевого соглашения, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15 февраля 2008 г., ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

В этой связи организации необходимо определить, распространяется ли на нее действие соответствующих актов, и с учетом этого разрешить вопрос об установлении водителям надбавки за классность либо изменения фиксированной части зарплаты (оклада).

Из ответа «Как оформить доплаты и надбавки к зарплате, установленные по инициативе организации»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль