Может ли сотрудник (мужчина) взять отпуск по уходу за ребенком и получать пособие, одновременно продолжая работать неполный день?

352

Вопрос

Здравствуйте!

У нас на предприятии - "эпидемия" на оформление отпусков по уходу за ребенком до 1,5 лет папами, которые:

1) - пишут заявление на предоставление отпуска по уходу (ст.256 ТК РФ),(причем с дня рождения ребенка, а не с дня окончания больничного по беременности и родам матери - получается , что ФСС платит на одного и того же ребенка дважды: отцу и матери за какой-то период времени?;

2) - пишут заявление о предоставлении работы на условиях неполного рабочего времени (например меньше на 1 час в месяц) с сохранением пособия по уходу за ребенком.

Таких у нас уже 6 человек! Нам не жалко, пусть молодая семья получает побольше, т.к. мамочки или не работали или з/плата гораздо ниже чем у пап была и, соответственно, и пособие тоже. Но вопрос - не будут ли к нам вопросы со стороны ФСС? и правильно ли мы все делаем?

- это 2 приказа - на отпуск и на допуск по режиму неполного раб/времени, плюс доп/соглашение к трудовому договору - на срок до исполнения ребенку 1,5 лет. Спасибо. Суважением, Ольга Ивановна.

Ответ

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивайте сотруднику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком. При этом, отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен иному лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, – отцу, бабушке, дедушке, другому родственнику, опекуну. Данный вид отпуска является целевым, его назначение – обеспечить уход за ребенком.

В период отпуска по беременности и родам предполагается, что фактический уход за ребенком осуществляет именно мать, а не отец или другой родственник. В силу этого, предоставление иным лицам отпуска по уходу за ребенком до окончания отпуска по беременности и родам матери невозможно. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 августа 2011 г. по делу № А45-21138/2010). Таким образом, можно сказать, что предоставить отцу отпуск по уходу за ребенком до окончания отпуска по беременности и родам матери невозможно

Что касается Вашего второго вопроса. 

Во время отпуска по уходу за ребенком сотрудник может работать на условиях неполного рабочего времени. В этом случае он сохраняет право на получение:

  • пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • компенсации в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

При этом в законодательстве не сказано, какую продолжительность работы (в часах) считать неполным рабочим временем в данной ситуации. В то же время ФСС РФ в своих разъяснениях рекомендует при установлении неполного рабочего дня работницам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, руководствоваться Положением о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 № 111/8-51 (Письмо ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2498).

В частности, в пункте 8 данного документа сказано, что режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим днем, могут предусматривать:

  • сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;
  • сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы.

Кроме того, специалисты ФСС РФ считают, что рабочее время в режиме неполного рабочего дня должно быть сокращено как минимум на 1 час в день по сравнению с общеустановленным в организации. Иначе чиновники Фонда считают, что работник, право на соцстраховское пособие не имеет. То есть при неполном рабочем времени длительность рабочего дня должна быть меньше обычной его продолжительности не менее чем на 1 час. Так, на практике есть случаи, когда территориальный орган ФСС РФ на основании того, что сокращенный только на 12 минут рабочий день не может считаться неполным временем, пытался не принять к зачету пособие по уходу за ребенком. Однако, суд с ним не согласился, основываясь на том, что ТК РФ не установлены пределы сокращения рабочего времени, поэтому нормы Положения № 111/8-51, принятого до вступления в силу ТК РФ, следует признать противоречащими ему (ст. ст. 93, 423 ТК РФ). При этом суд не принял во внимание доводы ФСС РФ о том, что выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения пособия по уходу за ребенком (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 N 17АП-5107/2008-АК (оставлено без изменения Постановлением ФАС Уральского округа от 10.12.2008 N Ф09-9217/08-С2)). 

Таким образом, можно сказать, что законодательных ограничений по продолжительности неполного рабочего времени нет.

Также, отметим, что работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет. Следовательно, Вы не можете отказать сотруднику в его просьбе сократить рабочее время на 1 час в месяц. Однако, в связи с тем, что установление неполного рабочего времени, сократив рабочее время на 1 час в месяц, является крайне подозрительным, то Вы можете обратиться в свое территориальное отделение ФСС России, за разъяснением, будет ли такая работа считаться работой на условиях неполного рабочего времени в целях сохранения за работником права на получение пособия по уходу за ребенком. . Также, Вы можете предупредить сотрудника, что в данном случае может возникнуть спор с территориальным органом ФСС РФ по вопросам учета расходов на выплату пособия (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Вследствие чего, ему могут отказать в выплатах ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В описанной Вами ситуации работники явно злоупотребляют своим правом, но доказать это можно только в судебном порядке.

Так, если Вы откажете работнику в установлении ему режима неполного рабочего времени с сокращением рабочего времени на 1 час в месяц, ссылаясь на разъяснения ФСС (которые приведены нами в приложении, а также запросите разъяснение по вашей ситуации в вашем территориальном фонда), то вероятнее всего, работник обжалует Ваши действия в судебном порядке или в инспекцию по труду. После чего Вам предстоит доказать факт злоупотребления правом работника. При этом гарантировать 100% успешность разрешения спора в пользу работодателя невозможно. 

Подробнее в материалах Системы:

  1. Ответ: Кому положено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Получатели пособия  Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивайте сотруднику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком. В этот период ему положены следующие ежемесячные выплаты:

 Исключение составляют:

  •  матери, уволенные в период беременности. Им пособие платят органы социальной защиты населения со дня рождения ребенка. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ;
  •  матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам. Им пособие платят органы социальной защиты населения со дня рождения ребенка либо со следующего дня после окончания декретного отпуска. Об этом сказано в части 3 статьи 14 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ;
  •  лица, не подлежащие социальному страхованию (например, пенсионеры), которые ухаживают за ребенком из-за смерти матери и (или) отца, лишения их родительских прав и т. п. Подробный перечень таких случаев указан в абзаце 8 части 1 статьи 13 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ. Им пособие платят органы социальной защиты населения со дня рождения ребенка, но не раньше дня наступления указанных случаев (например, не раньше смерти матери, лишения ее родительских прав и т. п.). Об этом сказано в части 4 статьи 14 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

Выплата пособия отцу, бабушке или другому члену семьи  

Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери ребенка. Его может получить любой родственник, фактически ухаживающий за ним (отец, бабушка, дедушка, другой родственник). Об этом сказано в статье 256 Трудового кодекса РФ и статье 13 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ. При этом, если за ребенком ухаживают одновременно несколько лиц (например, мать-студентка и бабушка-пенсионерка), право получить пособие по уходу имеет только один (ч. 4 ст. 11.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗп. 42 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н). Ситуация: Можно ли предоставить отпуск по уходу за ребенком отцу, если у матери ребенка еще не закончился отпуск по беременности и родам  

Нет, нельзя. 

Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен иному лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, – отцу, бабушке, дедушке, другому родственнику, опекуну (ст. 256 ТК РФч. 1 ст. 11.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Данный вид отпуска является целевым, его назначение – обеспечить уход за ребенком. В период отпуска по беременности и родам предполагается, что фактический уход за ребенком осуществляет именно мать, а не отец или другой родственник. В силу этого предоставление иным лицам отпуска по уходу за ребенком до окончания отпуска по беременности и родам матери невозможно. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 августа 2011 г. по делу № А45-21138/2010).

Галина Орлова
внештатный консультант ФСС России

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 мая 2010 г. N 02-02-01/08-2324

Департамент правового обеспечения социального страхования по вопросу назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком сообщает. 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и пп. "а" п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, кроме матерей, отцов, опекунов, имеют и другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. При этом действующее законодательство не содержит норм, запрещающих право осуществлять уход за детьми разным членам семьи и получать пособие, если в семье есть несколько детей, требующих одновременного ухода за ними (например, при рождении близнецов).

В связи с этим в случае рождения близнецов (например, двойни), по нашему мнению, возможно осуществление ухода за детьми и соответственно получения пособия разными членами семьи, подлежащими обязательному социальному страхованию. Вместе с тем следует иметь в виду, что если мать детей согласно п. 52 вышеуказанного Порядка заменяет послеродовой отпуск на отпуск по уходу за ребенком, то и другой член семьи имеет право в это же время оформить отпуск по уходу за вторым ребенком.

Если же мать продолжает находиться в послеродовом отпуске, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком другому члену семьи может быть назначено после окончания у матери отпуска по беременности и родам, поскольку указанными выше Законом и Порядком не предусмотрено одновременное предоставление отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком. В случае осуществления ухода за детьми разными членами семьи необходим определенный порядок оформления документов, в этом случае считаем необходимым точное указание в заявлении, за каким ребенком (фамилия, имя) будет осуществляться уход, степени родства по отношению к ребенку (сын, внук); представление справок с места работы матери (бабушки) с указанием, за каким ребенком осуществляется уход.

Руководитель Департамента правового обеспечения социального страхования А.А.ШЕСТАКОВ 20.05.2010

Судебная практика:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 7 июня 2011 г. N 742-О-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА МИХАЙЛОВА АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 11.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.Г. Михайлова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Михайлов оспаривает конституционность положений статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которые определяют условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Как следует из представленных материалов, А.Г. Михайлову, работающему в прокуратуре, в связи с рождением двойни был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 21 июля 2010 года по 13 октября 2011 года. Однако данное пособие ему начали выплачивать не с первого дня указанного отпуска, а лишь с 14 августа 2010 года, т.е. со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам его жены. Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 октября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2010 года, А.Г. Михайлову было отказано в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Новгородской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 21 июля 2010 года по 13 августа 2010 года, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты пособия, а также компенсации морального вреда.

Суды указали, что часть 3 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" исключает возможность одновременного получения матерью и отцом новорожденных детей двух видов пособий - пособия по беременности и родам, выплачиваемого матери, находящейся после рождения детей в отпуске по беременности и родам, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на которое претендовал заявитель - отец детей, находящийся в тот же период в отпуске по уходу за ними. Кроме того, суды, руководствуясь письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 20 мая 2010 года N 02-02-01/08-2324, пришли к выводу, что получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком иными, помимо матери, членами семьи возможно только после окончания предоставленного матери отпуска по беременности и родам либо в случае замены ею этого отпуска на отпуск по уходу за ребенком. По мнению заявителя, оспариваемые законоположения по смыслу, приданному им судами общей юрисдикции при разрешении его дела, как не допускающие после рождения ребенка одновременную выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком его отцу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, и пособия по беременности и родам его матери, находящейся в отпуске по беременности и родам, создают препятствия в реализации им своих конституционных прав на заботу о ребенке и социальное обеспечение для воспитания детей и противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 38 (часть 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3).

2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2). Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), закрепившей, кроме того, принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования (статьи 18, 26 и 27) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2009 года N 3-П). 2.1. Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.

К числу отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, относятся отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком. Отпуск по беременности и родам в силу естественных причин предоставляется только женщинам в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (часть первая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации). Отпуск же по уходу за ребенком, предоставляемый до достижения им возраста трех лет, может быть использован полностью или по частям как матерью ребенка, так и его отцом, а равно бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (части первая и вторая статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации). Такое регулирование дает членам семьи, в которой появился ребенок, возможность определять по своему усмотрению, кто из них реально воспользуется правом на отпуск по уходу за ребенком, что направлено на обеспечение заботы о детях, их воспитания с учетом интересов семьи.

2.2. При осуществлении правового регулирования отношений по предоставлению и использованию указанных отпусков федеральный законодатель исходил в первую очередь из их целевого назначения. В этом смысле отпуск по беременности и родам предоставляется женщине, прежде всего, с целью обеспечения охраны ее здоровья в период беременности, его восстановления после родов, а значит, создания тем самым благоприятных социальных условий для рождения детей и улучшения демографической ситуации в стране. Отпуск же по уходу за ребенком имеет целью обеспечение заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ним. Вместе с тем, предусматривая отпуска, связанные с рождением и воспитанием детей, федеральный законодатель принимал во внимание и то, что в период после рождения ребенка женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, фактически не только восстанавливает свое здоровье, но и исполняет связанные с материнством обязанности - осуществляет уход за новорожденным, который в первые месяцы своей жизни особо нуждается именно в материнской заботе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года N 179-О-П). С таким пониманием предназначения отпуска по беременности и родам согласуется и его продолжительность, установленная частью первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение возможно в том числе в рамках обязательного социального страхования, целями которого являются компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть третья статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации полномочия, определил случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установил в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию. Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими соответственно в статьях 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

3.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком и до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Данное законоположение, связывающее право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет (пункт 4 части 2 статьи 1.3 названного Федерального закона), который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с необходимостью осуществлять уход за ребенком, и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.

3.2. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Названное законоположение, направленное на защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени, к числу которых заявитель не относится, не затрагивает его конституционные права, а потому в силу предписаний статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" также не может быть предметом проверки по его жалобе.

3.3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). При этом, поскольку одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком исключается, на основании ее заявления производится замена послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (пункт 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н). Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию. Поскольку заявитель к указанной категории также не относится, положение части 3 статьи 11.1 названного Федерального закона не затрагивает его конституционные права, в связи с чем его жалоба и в данной части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята к рассмотрению.

3.4. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из указанных лиц (часть 4 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Следовательно, наступление такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, не предполагает возможность одновременного предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким членам семьи, фактически осуществляющим уход за ним. При установлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель, руководствуясь целевым назначением отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, не предполагал и возможность выплаты отцу ребенка, другому родственнику или опекуну, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячного пособия по уходу за ребенком одновременно с выплатой пособия по беременности и родам матери ребенка, пребывающей в послеродовом отпуске и также фактически ухаживающей за новорожденным ребенком. Данное правовое регулирование осуществлено федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий, согласуется с целями обязательного социального страхования и потому также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе. Вместе с тем это не препятствует федеральному законодателю предоставить в виде исключения право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким лицам - в случае рождения в семье двух или более детей и при условии, что фактически уход за ними указанные лица осуществляют одновременно, а также предусмотреть возможность выплаты в подобном случае отцу детей, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ними, ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с выплатой пособия по беременности и родам матери детей, пребывающей в послеродовом отпуске.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Александра Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН

  1. Нормативно-правовая база:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
  ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  от 10 августа 2011 года Дело N А45-21138/2010
  Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 года 

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: 

председательствующего Цыгановой Е.М. 

судей Поликарпова Е.В. 

Кокшарова А.А. 

при ведении протокола помощником судьи Е.А. Мингалевой, р

ассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Элексис» на решение от 20.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 06.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу № А45-21138/2010 по заявлению закрытого акционерного общества «Элексис» (630001, город Новосибирск, улица Ельцовская, 2/1,6, ИНН 5402471016, ОГРН 1065402063187) к Государственному учреждению – Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 3 (630000, город Новосибирск, улица Сибирская, 54/1, ИНН 5406023745, ОГРН 1025403197907) о признании недействительным решения от 27.10.2010 № 91с/с. 

В заседании приняли участие представители: от ЗАО «Элексис» - Волков А.В. по доверенности от 01.07.2011; от Фонда социального страхования – Мурзин А.Ю. по доверенности от 09.12.2010 № 165.

 Суд установил: 

закрытое акционерное общество «Элексис» (далее - ЗАО «Элексис», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 3 (далее - фонд социального страхования) от 27.10.2010 № 91 с/с. 

Решением от 20.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и, не передовая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

По мнению заявителя жалобы, поскольку запрет на одновременное назначение и выплату пособий двум застрахованным лицам по различным страховым случаям действующим законодательством не предусмотрен, назначение Копытову К.А. (отцу) страхового обеспечения в виде пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в период нахождения Бурлай А.В. (матери) в отпуске по беременности и родам является правомерным. 

Фонд социального страхования в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты как соответствующие действующему законодательству. 

Проверив в соответствии с требованиями статей 284286288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль