Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца?

240

Вопрос

В организации есть необходимость приема на работу низкоквалифицированных рабочих - стоит вопрос о приеме иностранной рабочей силы, у которых уже есть разрешение на работу и регистрация по месту временного пребывания, но у организации нет разрешения на привлечение таковых работников - можем ли мы принять не рискуя быть привлеченными к административной ответсвенности.

Ответ


У вас не останется вопросов о приеме на работу 2016 после прочтения статьи по ссылке.


Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Статус иностранца

Иностранные граждане могут находиться в России на условиях (в статусе):

В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства.


Мы рекомендуем почитать о приказе о приеме на работу материал по этой ссылке.


Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.


Эксперт делится важной информацией о том, как оформить прием на работу в материале по ссылке.


Разрешительная документация


Статья о проверке при приеме на работу поможет вам не допускать ошибок в работе.


Непосредственно оформлению на работу иностранных лиц сопутствует ряд предварительных процедур (получение разрешительной документации), обязательность которых зависит от статуса иностранного лица в России, а также от условий международных договоров России (в отношении граждан договаривающихся государств). К таким процедурам относится:

  • получение разрешения на привлечение и использование в работе иностранных граждан;

  • получение разрешения на работу;

  • оформление приглашения на въезд.

Подробнее о необходимости таких процедур в зависимости от статуса нанимаемого сотрудника см.:

В особом порядке принимаются на работу иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами.

Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. Граждане этих стран при трудоустройстве на территории России имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены в Соглашении о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Подробнее об этом см. Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке.

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).

Ряд российских организаций имеет право приглашать в Россию иностранных граждан в качестве научных сотрудников или преподавателей для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных сотрудников (подп. 8 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 93.

Ограничения на использование труда иностранцев

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  • профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;

  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;

  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число иностранных сотрудников. На 2012 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1086. Например, организации, торгующие в розницу алкогольными напитками или фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд иностранных сотрудников. Полный перечень ограничений по видам деятельности см. в таблице.

Оформление приема иностранных граждан на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.

Внимание: за заключение трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами, незаконно находящимися на территории России, предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организации – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;

  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушение установлено в отношении двух и более иностранных работников, ответственность наступает в отношении каждого.

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

При привлечении к трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства организация может быть привлечена к административной ответственности. Такие нарушения могут быть выявлены при проведении выездной или документарной проверки организации. Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97.

С целью предупреждения нарушений миграционного законодательства для работодателей, использующих труд иностранцев, ФМС России выпустила специальную памятку. В ней рассмотрен порядок оформления на работу иностранных граждан и особое внимание уделено вопросам приема на работу высококвалифицированных специалистов.

Также в памятке указаны телефоны горячих линий ФМС России, по которым можно выяснить интересующую информацию.

Получить памятку можно в территориальных отделениях миграционной службы и налоговой инспекции. Кроме того, ознакомиться с ней можно на официальных сайтах ФМС и ФНС России.

<...>

Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Справочник: Особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России

Статус иностранного гражданина

Документы, подтверждающие право пребывания в РФ

Разрешение на привлечение иностранных сотрудников (для работодателей)

Разрешение на работу (для сотрудников)

Уведомление ФМС России, службы занятости населения, ФНС России

Особенности осуществления трудовой деятельности

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России

Вид на жительство (ст. 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Специальных правил для этой категории не установлено

Иностранные граждане, временно проживающие в России

Разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не требуется (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется уведомление территориального органа ФМС России о приеме на работу – в течение трех рабочих дней (п. 4.7 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За исключением случаев, установленных Правительством РФ (ч. 2 п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 2 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н)

Иностранные граждане, временно пребывающие в Россию на основании визы

Виза (выдается на основании приглашения на въезд в Россию) (п. 2 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется уведомление территориального органа ФМС России и службы занятости населения о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года – в течение трех рабочих дней (п. 4.7 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За исключением случаев, установленных Правительством РФ (ч. 1 п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 1 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н)

Иностранные граждане, временно пребывающие в Россию в порядке, не требующем получения визы (за исключением граждан республик Беларусь и Казахстан)

Не требуется

Не требуется (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется (п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется уведомление территориального органа ФМС России и службы занятости населения о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года – в течение трех рабочих дней (п. 4.7 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За исключением случаев, установленных Правительством РФ (ч. 1 п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 1 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н)

Граждане Республики Беларусь

Паспорт гражданина Республики Беларусь и иные виды документов, предусмотренные Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.

Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Требуется уведомление ФНС России – в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Уведомлять ФМС России и службу занятости не нужно (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., п. 1 Решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4, Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Специальных правил для этой категории не установлено. Действуют те же правила, что и в отношении российских граждан (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Граждане Республики Казахстан

Паспорт гражданина Республики Казахстан и иные виды документов, предусмотренные Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.

Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Требуется уведомление ФНС России – в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Уведомлять ФМС России и службу занятости не нужно (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Специальных правил для этой категории не установлено. Действуют те же правила, что и в отношении российских граждан (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.)

Иностранные граждане – высококвалифицированные специалисты

Виза (если необходимо), вид на жительство (п. 24, 25, 27 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не требуется (подп. 2 п. 4.5 ст. 13, п. 2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется (п. 12 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Требуется уведомление территориального органа ФМС России и службы занятости населения о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года – в течение трех рабочих дней. Не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, работодатель обязан уведомлять ФМС России о выплате зарплаты (п. 4.7 ст. 13, п. 13 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). В течение 30 дней со дня получения сотрудником разрешения на работу работодатель обязан представить в ФМС России сведения о постановке его на учет в налоговых органах (п. 16 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Не могут привлекаться для занятия проповеднической и иной религиозной деятельностью (п. 1.2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Ограничено привлечение к труду в сфере торговли (п. 1.3 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему было выдано разрешение на работу (п. 3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н)

  1. Нормативно-правовая база: Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль