• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Какой датой должен быть датирован приказ о приеме на работу генерального директора: с момент принятия решения Советом директоров или с даты постановки на учет в ЕГЮРЛ?

Какой датой должен быть датирован приказ о приеме на работу генерального директора: с момент принятия решения Советом директоров или с даты постановки на учет в ЕГЮРЛ?

517

Вопрос

Подскажите пожалуйста, Совет директоров 20 октября назначил нового генерального директора, 28 октября ген.директор зарегистрировался в ЕГРЮЛ, вопрос в том, каким числом делать приказ о приеме на работу? 20 октября и основанием будет протокол избрания Советом директоров или 28 октября прием, когда он зарегистрировался в ЕГРЮЛ? Если можно с ссылками на статьи где это конкретно прописано, а то у нас спор с бухгалтерией, они считают что дата приема должна быть дата регистрации в ЕГРЮЛ, мы отдел кадров считаем - протокол Совета директоров, спасибо. И еще по теме: может ли быть на предприятии два директора, т.е. официально один, а второй исполняющий функции ген.директора тоже, если возможно, то можно по подробнее как это сделать правильно. Спасибо.

Ответ

Ответ на 1 вопрос: Совет директоров 20 октября назначил нового генерального директора, 28 октября гендиректор зарегистрировался в ЕГРЮЛ, вопрос в том, каким числом делать приказ о приеме на работу? 20 октября и основанием будет протокол избрания Советом директоров или 28 октября прием, когда он зарегистрировался в ЕГРЮЛ? Если можно, со ссылками на статьи, где это конкретно прописано, а то у нас спор с бухгалтерией, они считают, что дата приема должна быть дата регистрации в ЕГРЮЛ, мы отдел кадров считаем - протокол Совета директоров, спасибо.

Полномочия руководителя Общества возникают с момента его избрания (назначения) компетентным органом управления Общества, а не после подачи сведений в ЕГРЮЛ. Согласно ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", к компетенции Совета директоров акционерного общества Уставом может быть отнесено, в частности, образование исполнительного органа общества.

Кроме того, п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ предусматривает уведомление налоговой инспекции о смене гендиректора в течение трех рабочих дней со дня смены руководителя, то есть, налоговая инспекция лишь уведомляется о том, что в Обществе сменился гендиректор.

Это подтверждает и судебная практика:

Решение ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06 О подписи на заявлении при регистрации смены руководителя организации

Определение ВАС РФ от 30.03.2010 N ВАС-3771/10 по делу N А42-4010/2008 В передаче в Президиум ВАС РФ дела N А42-4010/2008Арбитражного суда Мурманской области для пересмотра в порядке надзора решения названного суда от 31.08.2009, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа...

Аналогичны и выводы арбитражных судов нижестоящего уровня:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2011 по делу N А44-3668/2010 С учетом изложенного суды пришли к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации изменений.

После избрания (назначения) на должность руководитель издает приказ о вступлении в должность. Таким образом, новый гендиректор становится руководителем организации сразу после оформления протокола собрания Совета директоров, если в самом протоколе не установлена иная дата. Следовательно, и датой начала трудовых отношений будет дата, определенная в протоколе избрания, и эту дату нужно указать в приказе о вступлении в должность. При этом, учитывая то, что новый гендиректор сам подписывает приказ о своем вступлении в должность, ничто не мешает ему издать такой приказ сразу после оформления протокола о его избрании на должность.


Читайте подробнее о Приказе о приеме на работу по этой ссылке.


Таким образом, приказ о вступлении в должность можно издать текущей датой, но дату приема на работу следует указать в соответствии с протоколом избрания на должность.

Ответ на 2 вопрос: может ли быть на предприятии два директора, т.е. официально один, а второй исполняющий функции ген.директора тоже, если возможно, то можно поподробнее, как это сделать правильно.

С 1 сентября 2014 г. полномочиями выступать без доверенности от имени юрлица могут обладать несколько лиц (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ). Например, общество вправе иметь не одного, а нескольких гендиректоров, действующих на основании устава.

Такая возможность предоставлена юрлицам, которые приобретают права и принимают обязанности через действующие от их имени органы (абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ), в том числе, акционерным обществам. Сведения о лицах, которые совместно или независимо друг от друга действуют от имени организации, необходимо включить в ее устав. Кроме того, эти данные должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Отметим, что в специальные федеральные законы (в том числе, Закон об АО) поправки пока не внесены. Однако это не мешает уже сейчас на основании норм Гражданского кодекса РФ предусмотреть в уставе ООО или АО положение о нескольких директорах и внести изменения в ЕГРЮЛ. До приведения названных законов в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ они применяются в части, не противоречащей данному Кодексу (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Таким образом, в организации может быть два гендиректора с полным набором полномочий. Их избрание (назначение) на должность оформляется в общем порядке, как и единственного директора. Во избежание конфликтных ситуаций необходимо в Уставе и должностных обязанностях директоров четко определить их компетенцию и порядок взаимодействия, в том числе, в случае разногласий по каким-либо вопросам.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как уведомить налоговую инспекцию о смене генерального директора

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

При смене генерального директора организации необходимо в течение трех рабочих дней сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Связано это с тем, что генеральный директор является лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности. Сведения о нем содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому при приеме на работу нового руководителя эти данные должны быть изменены.*

Для этого направьте уведомление по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25. Подписать такое заявление может новый руководитель организации (письмо ФНС России от 23 августа 2006 г. № ГВ-6-14/846). Несмотря на то, что указанное письмо комментирует порядок заполнения ранее действующей формы, его выводы актуальны и сегодня, поскольку затрагивают положения, по которым приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25 изменений не вносил.

Из ответа «Как оформить прием на работу генерального директора»

2. Ответ: Кто принимает решение об избрании на должность генерального директора

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

У генерального директора организации двойственный статус. Он является одновременно и сотрудником, состоящим с организацией в трудовых отношениях, и единоличным исполнительным органом организации (ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Как руководитель он решает все хозяйственные и управленческие вопросы организации. Как сотрудник – обязан действовать в рамках трудового договора и соблюдать Правила трудового распорядка.

До заключения трудового договора с генеральным директором должно быть принято решение собственника организации о его избрании (назначении) на должность.

Такое решение может принять:

  • общее собрание участников (акционеров) общества, оформив его протоколом (например, в ООО – протоколом общего собрания участников общества);
  • совет директоров (наблюдательный совет) общества (если решение данного вопроса отнесено уставом к его компетенции), оформив его решением.

Это предусмотрено статьей 63 и пунктом 3 статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статьей 37 и пунктом 1 статьи 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Если в организации только один собственник, то генеральный директор назначается на основании решения единственного участника (акционера) (п. 2 ст. 7 и п. 1 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 2 ст. 2 и ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Внимание: исполнять функции руководителя организации могут сразу несколько лиц.

Из ответа «Как оформить прием на работу генерального директора»

3. Ответ: Как составить приказ о приеме на работу генерального директора?

Отвечает Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Приказ о приеме генерального директора на работу издайте по унифицированной форме № Т-1 (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) или по самостоятельно разработанной форме. Первым приказом генерального директора должен быть приказ о вступлении в должность. Обычно там присутствует формулировка: «Во исполнение решения акционеров (участников) приступаю к исполнению обязанностей с такого-то числа».

Из ответа «Как оформить прием на работу генерального директора»

4. Нормативная база:Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)

Статья 65. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

1. В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы VII настоящего Федерального закона и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом это отнесено к его компетенции;

6) размещение обществом дополнительных акций, в которые конвертируются размещенные обществом привилегированные акции определенного типа, конвертируемые в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов, если такое размещение не связано с увеличением уставного капитала общества, а также размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и цены выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 210-ФЗ)

9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

10) рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

12) использование резервного фонда и иных фондов общества;

13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;

14) создание филиалов и открытие представительств общества;

15) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X настоящего Федерального закона;

16) одобрение сделок, предусмотренных главой XI настоящего Федерального закона;

17) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

17.1) принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях (за исключением организаций, указанных в подпункте 18 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона), если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества;

(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 146-ФЗ)

17.2) обращение с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

(пп. 17.2 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

18) иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом общества.

2. Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Гражданский кодекс РФ (часть первая)

Статья 53. Органы юридического лица

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

2. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

4. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.

(п. 4 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

11.11.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль