Какие лица на предприятии могут быть ответственными за предупреждение и ликвидацию террористических актов?

923

Вопрос

В нашу организацию пришло письмо исполнительного городского комитета (г.Алушта) о проведении антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей. Подскажите, какие должностные лица предприятия могут быть ответственными за предупреждение и ликвидацию последствий актов терроризма.

Ответ

Ответ на вопрос:

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Такое определение приведено в Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ О противодействии терроризму (с изменениями на 28 июня 2014 года). При этом сами требования к обеспечению антитеррористической защищенности зданий определены приказом Минрегиона РФ от 05.07.2011 № 320 Об утверждении свода правил "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования". Кроме того, Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 N 1244 Об антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями на 21 июля 2014 года). Согласно ст. 14 названного закона обязанности по проведению мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории организации возложены на руководителя организации.

Еще один закон, который применим в подобной ситуации: Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ О гражданской обороне (с изменениями на 28 декабря 2013 года) Согласно данного закона формирование специальных подразделений (аварийно-спасательных) зависит от отнесения организации к соответствующей группе по ГО (это в можете уточнить в своем территориальном подразделении МЧС).

Если организация обязана создавать аварийно-спасательные подразделения, то в штат вводятся должности, указанные в приказе Минтруда России от 03.12.2013 N 707н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Если организация по ГО не отнесена к категориям, а, соответственно, не должна формировать аварийно-спасательные формирования, то можно для охраны объекта привлечь охранное предприятие, охранники которого должны быть подготовлены для выполнения задач при подобных угрозах.

Требования к охранникам определены Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации (с изменениями на 23 июня 2014 года) , а также ЕКС, утв. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства"... (с изменениями на 20 сентября 2011 года), ЕТКС, выпуск 1 Охранная деятельность о законодательству РФ – это лицензируемый вид деятельности.

Можно ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (за основу можно взять аналогичную должность на предприятиях атомное энергетики: ЕКС, утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики" (с изменениями на 12 февраля 2014 года) или возложить эти обязанности на одного из заместителей руководителя Вашей организации (например, заместитель директора по обеспечению безопасности и режима пребывания в организации).

В любом случае данная деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии со структурами МВД, МЧС, ФСБ, Мин. Обороны РФ.

В качестве минимальных, но эффективных мер, применяемых внутри конкретной организации, кроме назначения ответственных лиц, является внедрение системы видеонаблюдения.

В случае, если работодатель примет решение об обеспечении такой меры на территории организации, то для начала нужно определиться, что будет входить в функции работников по такому обеспечению.

Как вариант, можно организовать видеонаблюдение.

Видеонаблюдение в кабинетах – один из случаев обработки персональных данных сотрудников. В связи с чем в общем случае требуется согласие сотрудников на такую обработку (ст. 86 ТК РФ, ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Образец согласия на обработку персональных данных см. здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/118/20925/?step=1.

Приказ о внедрении видеонаблюдения составляется в свободной форме. Данный приказ может, в том числе, содержать положения о назначении ответственных за разработку, внедрение и функционировании системы видеонаблюдения, а также о допуске конкретных лиц к работе с видеозаписями. Делать в данном случае отдельный приказ необходимости нет. Приказ может выглядеть следующим образом:

Закрытое акционерное общество «Альфа»

ПРИКАЗ № 36

г. Москва 21.10.2011

В целях укрепления дисциплины труда, недопущения и своевременного пресечения фактов хищения или порчи имущества работодателя и иных третьих лиц, находящихся на территории «____________________»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внедрить на Предприятии систему видеонаблюдения во всех промышленных помещениях.

2. Назначить с 24 октября 2011 года ответственным за разработку, внедрение и функционирование системы видеонаблюдения руководителя службы охраны Громова Дмитрия Эдуардовича.

3. Разработать Положение о видеонаблюдении в срок до 22.12.2011.

4. Допустить с момента внедрения системы видеонаблюдения к работе с видеозаписями руководителя службы охраны Громова Д.Э.

5. Начальнику отдела кадров Ивановой С.Б. в срок до 22.12.2011 уведомить всех сотрудников Предприятия о предстоящих изменениях под роспись, получить их согласие на внедрение системы видеонаблюдения и оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам. В случае наличия сотрудников, которые не согласятся на внедряемые изменения действовать согласно ст. 74 ТК РФ.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор А.В. Львов
С приказом ознакомлены:
Руководитель службы охраны Д.Э. Громов
21.10.2011
Начальник отдела кадров С.Б. Иванова
21.10.2011

Образец уведомления сотрудников об изменении условий трудового договора в связи со сменой технологических условий труда см. здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/118/12600/?step=14.

Приказ об утверждении Положения о видеонаблюдении на предприятии также составляется в свободной форме и, как правило, должен содержать дату начала работы системы и сроки ознакомления работников с Положением о видеонаблюдении.

«Альфа»

ПРИКАЗ № 66

г. Москва 20.12.2011

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие Положение о видеонаблюдении с 01.03.2012.

2. Датой начала работы системы видеонаблюдения считать дату введения в действие Положения о видеонаблюдении.

3. Начальнику отдела кадров Ивановой С.Б. ознакомить всех сотрудников с прилагаемым Положением под роспись в срок до 01.03.2012.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор А.В. Львов
С приказом ознакомлены:
Руководитель службы охраны Д.Э. Громов
20.12.2011
Начальник отдела кадров С.Б. Иванова
20.12.2011

Как правило, такого рода обязанности входят в функционал работников службы охраны, но это остается на усмотрение работодателя. Здесь нужно учитывать конкретные обязанности работников, закрепленные в трудовых договорах (должностных) инструкциях у работодателя.

При этом отметим, что возложенные обязанности могут привести к расширению трудовой функции сотрудников.

Если при расширении обязанностей сотрудника новые (расширенные) обязанности укладываются в тот функционал, который закреплен в трудовом договоре (инструкции), то смены трудовой функции не происходит. Если же новые обязанности выходят за рамки установленных, и требуется внесение изменений в трудовой договор (инструкцию), то расширение будет являться изменением трудовой функции, даже если эти обязанности увеличиваются в пределах той же должности (профессии).

Если расширение обязанностей приводит к изменению трудовой функции, то работодателю необходимо получить письменное согласие сотрудника на выполнение дополнительной работы, пересмотреть должностной оклад или установить доплату.

Такие выводы следуют из совокупности положений статей 60.2, 72, 151 Трудового кодекса РФ и подтверждается судебной практикой (см., например, кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2011 г. № 33-554/11).

Подробности в материалах Системы:

1. Ситуация: Можно ли в рабочих кабинетах установить системы видеонаблюдения

Да, можно, но по общему правилу с согласия сотрудников.

Видеонаблюдение в кабинетах – один из случаев обработки персональных данных сотрудников. В связи с чем в общем случае требуется согласие сотрудников на такую обработку (ст. 86 ТК РФ, ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Исключение могут составлять ситуации, когда наличие видеоконтроля предусмотрено, например, нормами законодательства или связано с непосредственным выполнением трудовой функции сотрудников. Подробнее о случаях, когда согласие сотрудников на обработку персональных данных не требуется, см. в перечне исключений.

После получения согласия сотрудников и установления систем видеонаблюдения работодатель обязан обеспечить защиту полученной с помощью видеокамер информации и не допускать ее несанкционированного разглашения (ст. 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Следует помнить, что негласное наблюдение за сотрудниками может быть расценено как нарушение гарантированной статьями 23, 24 Конституции РФ неприкосновенности частной жизни (см., например, определение Верховного суда РФ от 14 сентября 2006 г. № КАС06-326). Ведение скрытого, без информирования сотрудников, видеонаблюдения может повлечь для работодателя административную и уголовную ответственность (ст. 13.11 КоАП РФ, ст. 138.1 УК РФ).

При введении видеонаблюдения после заключения трудового договора Роскомнадзор в своих разъяснениях от 2 сентября 2013 г. рекомендует уведомлять сотрудников о нововведении за два месяца и оформить дополнительные соглашения к трудовому договору в порядке изменений организационного или технологического характера (ст. 74 ТК РФ).

В то же время суды при рассмотрении данного вопроса занимают противоположную позицию (см., например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 октября 2013 г. № 33-8403/2013), что предупреждать сотрудников о введении видеонаблюдения за два месяца не требуется. По мнению суда, наличие или отсутствие видеонаблюдения на рабочих местах не относится к существенным условиям трудового договора и введение видеонаблюдения никак не влияет и не изменяет трудовую функцию сотрудника и не сказывается на его рабочем процессе (ст. 57 ТК РФ). Достаточно внести изменения в Правила трудового распорядка или в иной локальный документ, регулирующий обустройство офисных помещений, и ознакомить с ним сотрудников.

С учетом указанного, чтобы минимизировать риски судебных разбирательств, работодателям следует придерживаться более безопасной первой позиции, то есть предупреждать сотрудников за два месяца до введения системы видеонаблюдения.

Из ответа «Как организовать обработку персональных данных сотрудников»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Формы документов: примерное положение о видеонаблюдении

Утверждено:

Приказом N ___ от "___"________ ____ г.

"___"________ ____ г.

Положение

о видеонаблюдении в организации

1. Общие положения

1.1. Положение о видеонаблюдении в организации ____ "______________" (далее - "Организация" и "Положение") определяет порядок использования видеоаппаратуры и организации системы видеонаблюдения в Организации.

1.2. Видеонаблюдение в Организации финансируется за ее счет в целях более эффективного использования имеющихся ресурсов для оперативного решения вопросов производственной деятельности, обеспечения сохранности имущества организации, создания оптимальных условий труда на рабочих местах.

1.3. Настоящее Положение обязательно для работников и посетителей Организации. Каждый такой работник подлежит ознакомлению с Положением под роспись в журнале. Выписки из Положения подлежат размещению на видных местах, доступных для посетителей Организации.

1.4. Локальные нормативные акты Организации и условия трудовых договоров с работниками, регламентирующие видеонаблюдение, в обязательном порядке согласовываются со службой безопасности, бухгалтерией и юридическим отделом.

2. Основные понятия и сокращения

В настоящем Положении применяются следующие основные понятия и сокращения:

2.1. Категории объектов, зданий, сооружений, помещений, территорий

(далее - "объектов"), подлежащих оснащению видеокамерами и датчиками

структурированных охранных систем мониторинга и управления инженерными

системами зданий и сооружений, системами безопасности (далее - ВДСМ), -

___________________________________________________________________________

(тип, перечень и индивидуализирующие признаки объектов с учетом

2.2. Аналоговая система охранная телевизионная - система, в которой видеосигнал от видеокамер до видеомонитора и/или видеорегистратора передается в аналоговом виде, не подвергаясь аналого-цифровому преобразованию.

2.3. Криминальная безопасность - состояние объекта защиты, при котором отсутствует риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы.

2.4. Несанкционированные действия (НСД) - преднамеренные действия, направленные на нарушение правильности функционирования системы.

2.5. Обнаружитель (детектор) движения - устройство или функция охранной сигнализации, формирующие сигнал извещения о тревоге при обнаружении движения в поле зрения видеокамеры.

2.6. Противокриминальная защита сотрудников, посетителей, объектов и имущества - деятельность, осуществляемая с целью обеспечения криминальной безопасности Организации.

2.7. СОТ - система охранная телевизионная. В Организации используются следующие СОТ:

- аналоговые;

- цифровые;

- комбинированные.

2.8. Пункт видеонаблюдения - помещение или часть помещения, в которых расположена приемная аппаратура СОТ и дежурные операторы СОТ.

2.9. Иные термины и определения используются в смысле действующего законодательства, в т.ч. "Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51558-2008", утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 N 429-ст, "ГОСТ Р 22.1.12-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2005 N 65-ст.

3. Цели и задачи видеонаблюдения.

Объекты и параметры контроля

3.1. Объекты соответствующих категорий оборудованы информационно сопряженными с автоматизированными системами безопасности и управления ВДСМ для предупреждения возникновения и оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами в помещениях и на территории Организации.

3.2. Задачами ВДСМ являются:

отслеживание, фиксация, своевременная передача изображений и данных объектов в целях недопущения убытков Организации, ущерба здоровью людей, минимизации материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов;

информационная поддержка принятия решений органами управления Организации;

предоставление информации по запросам соответствующих служб и государственных органов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Видеонаблюдение ведется исключительно при входе в здание организации, на территории рабочих зон организации, в лифтовых холлах, холле первого этажа. Места размещения ВДСМ обозначены специальными знаками и табличками.

В помещениях, предназначенных для отдыха и личных нужд работников видеонаблюдение не ведется.

3.3. ВДСМ должны обеспечивать:

- видеоверификацию тревог (подтверждение обнаружения проникновения) - подтверждение с помощью видеонаблюдения факта несанкционированного проникновения в зоне охраны и выявление ложных срабатываний;

- прямое видеонаблюдение оператором (дежурным) в зоне охраны;

- запись видеоинформации в архив для последующего анализа состояния охраняемого объекта (зоны), тревожных ситуаций, идентификации нарушителей и других задач;

- прогнозирование и предупреждение противоправных действий на объектах, аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

- формирование и передачу оперативной информации об объектах, состоянии их технологических систем и изменении состояния их инженерно-технических конструкций в дежурные и диспетчерские службы Организации;

- передачу оператору видеонаблюдения (в случае получения извещения о тревоге) изображения из охраняемой зоны для определения характера, места нарушения, направление движения нарушителя с целью определения оптимальных мер противодействия;

- автоматизированное оповещение работников и посетителей о произошедших авариях, чрезвычайных ситуациях, необходимых действиях по эвакуации;

- автоматизированное оповещение соответствующих служб, отвечающих за безопасность объектов;

- документирование и регистрацию противоправных действий, аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов;

- программирование режимов работы;

- совместную работу с системами управления доступом и охранной сигнализации;

- автоматический вывод изображений с телекамер по сигналу технических средств охраны, детектора движения СОТ, заданному расписанию;

- разграничение полномочий доступа к управлению и видеоинформации с целью предотвращения несанкционированных действий;

- воспроизведение ранее записанной информации;

- оперативный доступ к видеозаписи и видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телекамеры.

3.4. Органы управления Организации в части обеспечения безопасности объектов с использованием ВДСМ решают следующие основные задачи:

- получение от ВДСМ информации о текущем состоянии объектов;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до руководства Организации;

- обработка и анализ данных о состоянии объектов, о чрезвычайных ситуациях, определение их масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на чрезвычайные ситуации;

- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка по обстановке заранее разработанных вариантов решений по ликвидации каждой чрезвычайной ситуации;

- постоянное информирование сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- обобщение информации о произошедших чрезвычайных ситуациях (за каждые сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- разработка прогнозов возникновения чрезвычайной ситуации;

- предложение мер по недопущению чрезвычайной ситуации.

3.5. Объектами постоянного мониторинга с использованием ВДСМ являются подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение;

- вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система связи и оповещения;

- системы охранной сигнализации, контроля и управления доступом, досмотровые средства;

- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Кроме того, объектами контроля являются сами системы видеонаблюдения, безопасности, охраны, сигнализации, а также основания, строительные конструкции зданий и сооружений; сооружения инженерной защиты, зоны возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта.

3.6. ВДСМ должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов (параметры контроля):

- незаконного проникновения посторонних лиц, животных или чужеродных предметов, аппаратов, тел на объекты;

- антропогенного, физического, химического, электромагнитного воздействия на сами ВДСМ или на объекты;

- возникновения пожара;

- нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды;

- нарушения в подаче электроэнергии;

- нарушения в подаче газа;

- отказа в работе лифтового оборудования;

- несанкционированного проникновения в служебные помещения;

- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

- затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

- утечки газа;

- отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений;

- нарушения работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты;

- сооружений инженерной защиты;

- изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.

3.7. использовать видеоматериалы дл целей, не указанных в Положении, запрещено.

3.8. Видеоматериалы не могут выкладываться в Интернет, локальную сеть или доводится до всеобщего сведения без письменного согласия лиц, с отношении которых отснят видеоматериал.

4. Структура и общие требования к системе видеонаблюдения

4.1. ВДСМ разработана с учетом требований ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.602, ГОСТ 34.603.

4.2. Средства СОТ Организации включают следующие основные группы:

- видеокамеры (ВК) с объективом;

- видеомониторы (ВМ);

- устройства коммутации видеосигнала (УКВС);

- видеорегистраторы (ВР);

- подсистема хранения аналоговых и цифровых данных;

- устройства аналого-цифрового преобразования видеосигнала (УАЦПВС);

- программное обеспечение (ПО) цифровых СОТ;

- датчики выявления и передачи определенных параметров;

- системы передачи, преобразования и обработки поступивших с датчиков сигналов;

- системы оповещения операторов, персонала и посетителей о различных видах угроз.

В состав СОТ могут входить другие дополнительные средства: источники электропитания, устройства крепления и поворота видеокамер, кожухи для видеокамер, устройства освещения и инфракрасной подсветки, аппаратура передачи видеосигнала по различным каналам и другие средства, предназначенные для обеспечения работы СОТ.

В состав СОТ могут входить также аппаратно-программные средства - средства вычислительной техники (СВТ) общего назначения (компьютерное оборудование, оборудование для компьютерных сетей, общее программное обеспечение).

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль