Трудовые отношения. Если ваш сотрудник – автор...

494
На какую бы должность вы не принимали сотрудника, трудовые отношения с ним следует оформлять четко и юридически грамотно. Только таким образом можно застраховать свою компанию от возможного трудового спора. А уж если вы принимаете на работу представителя творческой профессии: программиста, фотографа, журналиста, нужно быть аккуратным вдвойне. Ведь в этом случае в период работы рождается служебное произведение, которое может стать яблоком раздора между автором и организацией-работодателем.

Трудовые отношения

На какую бы должность вы не принимали сотрудника, трудовые отношения с ним следует оформлять четко и юридически грамотно. Только таким образом можно застраховать свою компанию от возможного трудового спора. А уж если вы принимаете на работу представителя творческой профессии: программиста, фотографа, журналиста, нужно быть аккуратным вдвойне. Ведь в этом случае в период работы рождается служебное произведение, которое может стать яблоком раздора между автором и организацией-работодателем.

Автор автору рознь

По общему правилу автор произведения (художественного, живописного, сценарного, архитектурного и т. д.) является его абсолютным и полноправным хозяином[1]. То есть он изначально обладает всем комплексом личных неимущественных и имущественных (исключительных) прав в отношении созданного продукта. Например, автор имеет право выпускать произведение под своим именем (или псевдонимом, который сам себе возьмет), может по своему усмотрению распоряжаться судьбой своего детища: давать или не давать согласие на его воспроизведение, распространение, публичный показ и т. п.

Однако если создатель произведения изначально был не свободен (то есть на момент создания произведения состоял в трудовых отношениях с организацией, для которой его и «изготовил»), то его права как автора будут значительно ограничены. Это очень четко должен понимать работодатель, оформляющий на работу творческого сотрудника. И не только понимать, но и донести до работника, создающего так называемое служебное произведение. Ведь на практике встречаются ситуации, при которых сотрудник, искренне считая произведение, созданное во время работы, только своим, отдает его на сторону, третьим лицам. Причем иногда даже прямым конкурентам своего непосредственного работодателя.

Поясним, в чем выражаются права свободного автора, и посмотрим, что с ними происходит при написании служебного произведения.

О правах свободного автора

Авторские права создателя творческого продукта делятся на две самостоятельные группы: личные неимущественные права и имущественные (их еще называют исключительные) права. Под личными неимущественными правами закон понимает право признаваться автором произведения, право на имя[2], право на обнародование произведения[3], право на защиту репутации автора и т. п. (ст. 15 Закона об авторском праве).

Цитируем закон

...Объектами авторского права являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Пункт 1 статьи 7 Закона
Российской Федерации
«Об авторском праве и смежных правах»

Следует отметить особо, что личные неимущественные права (как изначально, так и впоследствии) могут принадлежать только автору. Они неотделимы от автора, и передавать другим лицам их нельзя. Образно говоря, личные неимущественные права прочно и навеки «привязаны» к человеку.

Имущественные права (которые изначально также принадлежат только автору) в отличие от личных неимущественных прав могут передаваться и другим лицам, как юридическим, так и физическим (ст. 30 Закона об авторском праве). Например, по авторскому договору автор может разрешить их воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, перевод, аранжировку и т. д. То есть автор самостоятельно может распорядиться судьбой своего детища, получив за это соответствующий гонорар.

Теперь расскажем, кто (работник или работодатель) имеет право на произведение, созданное в рамках трудового договора, а также выясним, что считается служебным произведением и какими отличительными признаками наделяет его закон.

Что считать служебным произведением?

В соответствии со статьей 14 Закона об авторском праве служебным произведением признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей (служебного задания). Иными словами, для того, чтобы творческий продукт приобрел статус служебного произведения, необходимо наличие одновременно трех условий. Первое: нужно, чтобы между работником-автором и организацией (индивидуальным предпринимателем) существовали трудовые отношения, оформленные трудовым договором. Второе: необходимо, чтобы создание произведений предусматривалось трудовым договором в качестве служебной обязанности работника-автора. Третье: произведение, о котором идет речь, должно быть создано в течение рабочего времени.

Необходимо хорошо усвоить, что произведение не может считаться служебным, если отсутствует, хотя бы одно из перечисленных выше условий. Например, не будет являться служебным произведением компьютерная программа, которую создал программист, пожелавший подработать во время законного отпуска. Нельзя отнести к этому разряду и литературный материал (например, книгу), который подготовил журналист, оставаясь для этой цели в редакции после окончания рабочего дня. Даже тот факт, что при этом он использовал технику, принадлежащую работодателю, не делает этот материал служебным[4].

Нельзя назвать служебным произведением творческий продукт, хотя и созданный в рабочее время, однако при отсутствии подобной обязанности в трудовом договоре сотрудника. В данном случае полноправным собственником произведения будет являться только его автор. Правда, руководитель сможет привлечь работника к дисциплинарной ответственности за занятие в период рабочего времени посторонними делами.

Пример

Редактору областной газеты «Звезда Амура» Веронике Л. был объявлен выговор за то, что она в рабочее время готовила к печати свою книгу о военных летчиках-испытателях. Главный редактор посчитал, что тем самым женщина нарушила дисциплину труда. Ведь он не давал ей задания заниматься написанием данной книги. Кроме того, по условиям трудового договора она вообще не должна была писать какие-либо тексты. В обязанности Вероники входило только редактирование авторских материалов.

Итак, мы выяснили, что следует понимать под служебным произведением. Теперь необходимо ответить на вопрос, кто (работник или работодатель) и в какой мере вправе распоряжаться созданным продуктом.

Судьба служебного произведения всецело в руках работодателя

Скажем сразу: в силу закона имущественные права на продукт творчества, созданный в рамках трудового договора, принадлежит не автору, а работодателю, с которым у автора заключен трудовой договор[5] (ст. 15 Закона об авторском праве). Причем имущественные права переходят к работодателю в полном объеме и на весь срок их действия. Сохраняются они за работодателем и после прекращения действия трудового договора.

Поэтому, если работник в период работы или после увольнения «сбывал» другим лицам продукт, созданный своим трудом, работодатель должен знать, что такого сотрудника можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства об авторских и смежных правах[6].

Следует отметить, что в ближайшем будущем вопрос с имущественными правами на служебное произведение будет рассматриваться несколько по-иному. Например, в части четвертой Гражданского кодекса РФ (ст. 1295)[7] (эта часть полностью посвящена вопросам авторского права) отмечается, что работодатель будет вправе использовать служебное произведение только способами, обусловленными целью служебного задания и в пределах служебного задания.

Например, если автор служебного произведения передал работодателю письменный вариант своего произведения, как и было обусловлено служебным заданием (а следовательно, передал и все имущественные права на него), это не означает, что автор лишается возможности использовать свое произведение в какой-то иной форме. Например, в устной (путем публичного исполнения) или в форме видеозаписи (механической, магнитной, цифровой и т. д.). В настоящее время Закон об авторском праве такого условия не содержит.

Еще одна новация, касающаяся служебного произведения, появится с нового года. Суть ее в следующем. Если работодатель в течение трех лет после возникновения права на служебное произведение не начнет осуществлять такое право (то есть не начнет использовать служебное произведение или не предоставит право использования такого произведения другому лицу), он утрачивает имущественное право на это произведение.

Комментарий юриста

Трудовые отношения. Если ваш сотрудник – автор...Ваган ЕГОЯН,
кандидат юридических наук, председатель коллегии адвокатов Law & Rights:

– В российском авторском праве есть ряд ограничений, связанных с использованием служебного произведения. Например, автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования третьим лицам. Автор не может воспрепятствовать тому, чтобы на титульном листе печатного произведения были указаны наименование или символ организации, в рамках которой создано это произведение. Хотя за автором и сохраняется возможность решать вопрос о готовности или неготовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение трудовых обязанностей. В то же время, например, работодатель не имеет права без согласия автора сделать произведение доступным для публики, а также не вправе без согласия автора вносить в него какие-либо изменения.

В следующий раз мы поговорим о том, что происходит с личными неимущественными правами автора при создании служебного произведения. Выясним, какая ответственность грозит работодателю за понуждение автора к отказу от авторского имени на созданное им произведение. Посмотрим, на какие моменты следует обратить внимание при заключении трудового договора с работником-автором. Расскажем, чем трудовой договор с автором отличается от авторского договора. И обратим внимание на то, как привлечь работника к ответственности за нарушение Закона об авторском праве.


[1] Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (далее – Закон об авторском праве).

[2] Имеется в виду право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно.

[3] Имеется в виду право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв. При создании служебных произведений автор не имеет права на отзыв.

[4] В этом случае работодатель вправе поставить в порядке гражданского судопроизводства вопрос о взыскании материального возмещения за эксплуатацию компьютера.

[5] Правда, в трудовом договоре может быть предусмотрено условие о том, что имущественные права на служебное произведение остаются у его автора. Об этом мы поговорим подробно далее.

[6] Как привлечь сотрудника к ответственности, читайте в следующем номере журнала.

[7] Часть четвертая Гражданского кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2008 г.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль