Федеральный закон от 19 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

419
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля*

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля*

Комментируемый закон направлен на охрану прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ создает определенный правовой барьер для злоупотреблений со стороны контролирующих органов во время проведения проверок, а также устанавливает положения, облегчающие осуществление предпринимательской деятельности. Остановимся на ключевых моментах Закона № 294-ФЗ.

С какой целью принят закон

Идеи о необходимости более четкого изложения прав и обязанностей юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и полномочий контролирующих органов при проведении проверок по сравнению с тем, как это было изложено в законе 2001 года**, обсуждались долгое время. Непосредственным поводом для разработки и принятия комментируемого закона стали положения, перечисленные в Указе Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Комментируемым законом устанавливаются порядок проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и принципы взаимодействия этих органов. Также устанавливаются права и обязанности организации (индивидуальных предпринимателей), при проведении контроля и меры по защите прав и законных интересов такой организации (индивидуальных предпринимателей).

Сфера действия закона

Следует отметить, что Закон № 294-ФЗ будет (как и предшествующий ему закон) применяться лишь к определенным видам контроля (надзора) (п. 3 ст. 1). Например, он не распространяется на действия государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, налогового и валютного контроля, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, несчастных случаев на производстве и т. п. На это существуют другие законы. В частности, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Следует отметить, что для некоторых сфер деятельности другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок, в частности, касательно их вида, предмета, основания и сроков. К числу таких областей законодатель относит контроль в сфере труда, миграции, деятельности саморегулируемых организаций, в области связи, защиты информации, защиты государственной тайны, а также контроль за оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ***. Так, например, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» установлены правила проведения проверок саморегулируемых организаций.

Теперь о том, какие мероприятия правомочны осуществлять должностные лица и привлекаемые эксперты по отношению к проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю. В пункте 5 статьи 2 Закона № 294-ФЗ говорится, что мероприятиями по контролю являются действия по рассмотрению документов организации, обследованию используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий и строений, отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды. А также действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований.

Новые положения

Одним из самых важных нововведений Закона № 294-ФЗ является установление преимущественно уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности. То есть предприниматель вместо множества различных согласований и разрешений направляет в уполномоченный орган один документ – уведомление о начале деятельности по установленной форме. Однако такой порядок устанавливается только для следующих сфер осуществления предпринимательской деятельности:

  • предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
  • предоставление бытовых услуг;
  • предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
  • розничная торговля;
  • оптовая торговля;
  • предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом;
  • предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов;
  • производство текстильных материалов, швейных изделий;
  • производство одежды;
  • производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Правда, на данный момент Правительство РФ не определило еще ни форму, по которой будут составляться такие уведомления, ни уполномоченный орган по их рассмотрению.

Кроме того, Законом № 294-ФЗ устанавливается, что в случае нарушения установленного порядка уведомления уполномоченного органа юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации****.

В то же время никаких поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях пока также не было внесено.

Следует отметить, что в Законе № 294-ФЗ большой акцент сделан на использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации всего процесса проведения проверок. В частности, пункт 5 статьи 9 комментируемого документа устанавливает, что ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети интернет либо иным доступным способом.

Комментируемый документ напрямую запрещает взимание платы за проведение мероприятий по контролю (надзору).

Виды проверок

В соответствии с Законом № 294-ФЗ проверки, осуществляемые государственными и муниципальными органами, можно классифицировать по двум признакам – регулярности и месту проведения.

По регулярности их проведения выделяются плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Внеплановые же могут проводиться лишь при наличии одного из следующих оснований. Во-первых, истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Во-вторых, поступление информации о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо о нарушении прав потребителей.

Причем необходимо отметить, что анонимные обращения и заявления о фактах, являющихся основанием для внеплановой проверки, не рассматриваются.

По месту проведения проверки разделяются на документарные (проводятся по месту нахождения органа государственного контроля) и выездные. Принципиальным новшеством комментируемого закона является тот факт, что выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: во-первых, удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности. Во-вторых, оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Таким образом, должностные лица выезжают на место осуществления предпринимательской деятельности лишь в исключительных случаях. Это представляется достаточно позитивным нововведением, так как при любой выездной проверке деятельность организации или индивидуального предпринимателя, как правило, парализуется, и к тому же возникают дополнительные возможности со стороны проверяющих лиц для злоупотребления своими полномочиями.

В соответствии с Законом № 294-ФЗ взаимодействие органов контроля (надзора) с прокуратурой будет осуществляться на новом уровне. Во-первых, ежегодный план проведения плановых проверок будет передаваться контрольными органами в органы прокуратуры и впоследствии размещаться для всеобщего сведения именно на сайте Генеральной прокуратуры. Во-вторых, закон устанавливает, что контролирующий орган обязан согласовать необходимость внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с органами прокуратуры.

Сроки проведения проверок

Помимо годового плана проверок, размещаемого в интернете, уведомление о проведении плановой проверки должно быть получено проверяемым лицом в трехдневный срок до предполагаемой даты проверки.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является, например, причинение вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, без предупреждения, но с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов*****.

Срок проведения любой проверки, документарной или выездной, не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (предприятия численностью менее 15 человек) в год.

В исключительных случаях, связанных, например, с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий не более чем на 15 часов.

Права организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок

Руководитель организации или уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право получать информацию, которая относится к предмету, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Кроме этого, Законом № 294-ФЗ установлено право обжаловать действия, повлекшие за собой нарушение прав организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный организации вследствие действий, признанных неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством******.

Следует отметить, что объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и саморегулируемые организации вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки.

Еще одним позитивным нововведением является наличие в комментируемом законе четкого перечня действий, совершение которых должностными лицами является основанием для отмены результатов проверки (ст. 20).

Документ комментировал Илья КОРНЕЕВ,
юрист автономной некоммерческой организации «Юристы за конституционные
права и свободы»


* Далее – Закон № 294-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2009 г.

** Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

*** Пункт 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

**** Пункт 9 ст. 8 Закона № 294-ФЗ.

***** Пункт 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

****** Статья 22 Закона № 294-ФЗ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Читать статьи на сайте журнала «Кадровое дело» могут только зарегистрирвоанные пользователи. Регистрация займет всего 1 минуту, за это Вы получите доступ к важным профессиональным материалам и сервисам:

  • новости трудового законодательства;
  • статьи и ответы на вопросы по всем кадровым процедурам;
  • инструкции и подборки по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль