Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации

557
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в редакции федеральных законов от 27 октября 2008 г. № 181-ФЗ, от 27 октября 2008 г. № 182-ФЗ, от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. 267-ФЗ) О муниципальной службе в Российской Федерации.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в редакции федеральных законов от 27 октября 2008 г. № 181-ФЗ, от 27 октября 2008 г. № 182-ФЗ, от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. 267-ФЗ)

О муниципальной службе в Российской Федерации*

За последние месяцы прошлого года были приняты 4 федеральных закона, корректирующих положения Федерального закона «О муниципальной службе». Давайте посмотрим, что изменилось в законе, и как это отразилось на такой многочисленной категории трудящихся, как муниципальные служащие.

Определимся c понятием

Вначале определимся с самим понятием «муниципальная служба». Муниципальную службу можно рассматривать в различных аспектах. Так, в социальном аспекте: это профессиональное осуществление лицами по поручению государства общественно полезной деятельности; в политическом: это деятельность по реализации государственной политики, (от стабильности и эффективности муниципальной службы зависит устойчивость общественных отношений); в правовом: это юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей и полномочий служащих.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе» основными задачами муниципальной службы являются: во-первых, обеспечение наряду прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; во-вторых, обеспечение решения вопросов местного значения населением самостоятельно; в-третьих, подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; в-четвертых, защита прав и законных интересов муниципального образования.

Важно помнить, что качественного отличия задач, стоящих перед муниципальными служащими, от задач, стоящих перед государственными служащими, не существует: их деятельность направлена на улучшение благосостояния общества и удовлетворение общественных интересов.

Цитируем закон

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

  1. единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
  2. единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
  3. единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
  4. учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  5. соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
  6. соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Статья 5 Федерального закона
«О муниципальной службе
в Российской Федерации»

Статус муниципального служащего

На муниципальных служащих распространяется трудовое законодательство РФ с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе».

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ при определении минимальных местных бюджетов.

Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Однако порядок прохождения, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям служащих определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными актами**.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Словарь кадровика

Муниципальный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке должность, включенную в штат должностей в структуре муниципальной администрации, имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс), заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Суть внесенных изменений

Федеральным законом № 181-ФЗ были внесены изменения в часть 3 статьи 21 Закона «О муниципальной службе». Ранее муниципальные служащие имели право на основной оплачиваемый отпуск не менее 30 дней. После внесения изменений основной оплачиваемый отпуск ограничен 30 днями, однако для отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Федерации может предусматриваться отпуск большей продолжительности.

Федеральным законом № 182-ФЗ отменена норма, регулировавшая размер оплаты труда муниципальных служащих тех образований, которые получали дотации в целях бюджетного выравнивания. Сейчас размер и условия труда муниципальных служащих определяются органами местного самоуправления. Таким образом, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада и дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом № 219-ФЗ было установлено, что законами субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих. Также законом субъекта Федерации должен определяться порядок присвоения классных чинов, порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на другие должности и при увольнении с муниципальной службы.

Федеральным законом № 267-ФЗ уточняются понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность муниципального служащего».

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О муниципальной службе» муниципальный служащий имеет право (при условии предварительного письменного уведомления работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, кроме муниципальной службы, в случае если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено законом. Теперь в закон «О муниципальной службе» добавлена новая статья 14.1 «Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе».

С учетом новых изменений работодатель, которому стало известно о наличии какой-либо личной заинтересованности у муниципального служащего, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Теперь представитель нанимателя вправе отстранить такого муниципального служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения.

Также в закон добавлено новое положение о комиссиях по урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии могут создаваться в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, в органе местного самоуправления или аппарате избирательной комиссии муниципального образования для урегулирования конфликта интересов.

Словарь кадровика

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, способное привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, новые положения Федерального закона «О муниципальной службе» конкретизируют некоторые права и обязанности муниципальных служащих. А изменения, направленные на искоренение личной заинтересованности служащих при исполнении своих обязанностей, направлены на повышение авторитета муниципальных служащих в глазах общества и, в свою очередь, должны способствовать более эффективному функционированию муниципальных образований.

Документ комментировала
Анна ГРИБАНОВА
юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»


* Далее – Федеральный закон «О муниципальной службе».

** Статья 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль