Наказания за неуплату налогов можно избежать, пополнив государственную казну

697
Государственной Думе предстоит рассмотреть проект Федерального закона, который существенно меняет условия привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Предполагается, что принятие этого документа в значительной степени будет способствовать пополнению госбюджета, а также снизит коррупцию в органах внутренних дел и ФНС. О правовых новеллах налоговой системы беседуем с Татьяной МОСКАЛЬКОВОЙ, депутатом Государственной Думы Российской Федерации.

Государственной Думе предстоит рассмотреть проект Федерального закона*, который существенно меняет условия привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Предполагается, что принятие этого документа в значительной степени будет способствовать пополнению госбюджета, а также снизит коррупцию в органах внутренних дел и ФНС. О правовых новеллах налоговой системы беседуем с Татьяной МОСКАЛЬКОВОЙ, депутатом Государственной Думы Российской Федерации.

– Татьяна Николаевна, в Госдуме обсуждается законопроект, предусматривающий смягчение ответственности за налоговые преступления. Как в связи с этим изменятся взаимоотношения государства и налогоплательщиков?

– Я бы сказала, что сейчас формируется новая позиция государства по отношению к налогоплательщикам. Она основана на стремлении создать условия для сознательного и добросовестного исполнения обязанностей по уплате налогов, а не на усиление ответственности за допущенные налоговые правонарушения.

Очевидно, что применяемые ранее карательные меры привели к административному произволу и коррупции – как раз с этим-то явлением и предстоит бороться. Сегодня необходимо корректировать процедуры, связанные с налоговым администрированием, и восстанавливать доверие налогоплательщиков к государству. В этом направлении уже принят ряд мер. В частности, из статьи 11 Федерального закона «О милиции» исключен ряд положений, дающих право органам МВД контролировать финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность организаций**. Таким образом, утратили силу законодательные нормы, которые на практике зачастую использовались как юридическое прикрытие коррупционного давления на предпринимателей. Однако полностью снять остроту существующих проблем пока не удалось. Законопроект, о котором мы сегодня говорим, способен существенно улучшить положение налогоплательщиков и свидетельствует о том, что государственная налоговая политика становится более грамотной и гуманной.

– Какие именно законодательные нормы будут изменены?

– Во-первых, предлагаются поправки к статье 108 Налогового кодекса, которые предусматривают, что правильность выводов инспектора о наличии признаков налогового преступления должен будет подтвердить руководитель налогового органа и вышестоящая инстанция ФНС России.

Во-вторых, вносятся поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, касающиеся размера недоимок по налогам и сборам. Дело в том, что количественные показатели сумм неуплаченных налогов и сборов были установлены еще шесть лет назад и с тех пор не пересматривались. Таким образом, сегодня для возбуждения уголовного дела достаточно установить, что сумма неуплаченных налогов и сборов, исчисленных за последние три года, составляет 100 000 рублей для физических и 500 000 – для юридических лиц. Законопроект предлагает увеличить эти суммы до 500 000 рублей для физических лиц и 2,5 млн рублей для организаций.

И, наконец, в-третьих, предполагается возобновить практику «деятельного раскаяния» по налоговым преступлениям.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА
Татьяна МОСКАЛЬКОВА
Наказания за неуплату налогов можно избежать, пополнив государственную казну

Депутат Государственной Думы V созыва. Окончила Всесоюзный юридический заочный институт, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, докторантуру Академии управления МВД России. Доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Трудовую деятельность начала в 1972 году, работала бухгалтером Инюрколлегии, делопроизводителем, старшим юрисконсультом, консультантом Отдела помилования Президиума Верховного Совета РСФСР. Более 20 лет служила в органах внутренних дел Российской Федерации – от референта до генерал-майора милиции, первого заместителя начальника Правового департамента МВД России. С 2003 года – член Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации. Имеет правительственные и ведомственные награды.

– Татьяна Николаевна, Вы сказали «возобновить». И это не случайно, ведь такая законодательная норма уже действительно существовала ранее.

– Не просто существовала, она была закреплена в Уголовном кодексе, но и, начиная с 1998 года, активно применялась. Отменена была в 2003 году. Сегодня же вновь предлагается внести такую поправку, предусмотрев для лица, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, возможность освобождения от уголовной ответственности в случае раскаяния и полного возмещения ущерба, причиненного государству. Например, руководитель организации-работодателя при выплате заработной платы использовал схемы ухода от налогов либо выдавал зарплату «в конвертах». При этом, соответственно, не перечислялся НДФЛ за сотрудников. Это наносило ущерб госбюджету и нарушало права работников, в частности, на пенсионное обеспечение. Но если нарушитель затем добровольно способствовал раскрытию налогового преступления и возместил ущерб, он освобождался от уголовной ответственности.

– А как быть, если раскаяние есть, но нет денег на возмещение ущерба? Ведь только раскаяния недостаточно для того, чтобы избежать уголовной ответственности?

– Вот тут, на мой взгляд, надо четко понимать, что раскаяние должно быть не на словах, а на деле. В этом-то и суть понятия «действенное раскаяние». Необходимо продать имущество или занять деньги. Наконец, договориться с организацией – оплату может произвести компания, работая в которой руководитель допустил нарушение налогового законодательства. В любом случае долг государству нужно отдать обязательно – оплатить недоимку, пени и штраф. Причем сделать это необходимо до окончания предварительного расследования.

– А не нарушается ли таким образом принцип равенства граждан перед законом? Ведь не за каждого нарушителя организация будет готова внести недоимку, для того чтобы освободить его от наказания?

– В данном случае я не вижу противоречия со статьей 4 Уголовного кодекса, определяющей принцип равенства граждан перед законом независимо от обстоятельств, в том числе, от имущественного и должностного положения. Да, не за каждого. Но в данном случае руководитель и организация должны нести солидарную ответственность. То есть в имущественном плане претерпевать негативные последствия совершенных противоправных действий. Тем более, что взысканные суммы поступают в госбюджет, из которого финансируются социальные программы государства, включая здравоохранение, пенсионное обеспечение граждан и поддержку социально незащищенных слоев населения.

– Какие еще плюсы законопроекта, о котором мы беседуем сегодня, Вы могли бы отметить?

– Прежде всего, законопроект имеет ярко выраженную антикоррупционную направленность. Например, для руководителя организации, выплачивающего работникам зарплату «в конверте», законопроект предусматривает возможность добровольно выйти из тени. Для этого необходимо будет уплатить недоимку, штрафы и пени в госбюджет и в дальнейшем отказаться от противоправных действий. Таким образом, порочная практика, при которой руководитель организации искал «покровителя» в соответствующих органах, стремясь «подстраховаться» от уголовной ответственности коррупционным путем – дать взятку, должна уйти в прошлое.

Кроме того, сложные правовые конструкции налогового законодательства и не всегда последовательная позиция правоприменительных органов и судов, по-разному трактующих одну и ту же норму закона, часто приводят к тому, что уязвимыми становятся даже добросовестные налогоплательщики и налоговые агенты. Поэтому правовые новации, о которых мы говорим, направлены также на то, чтобы исключить возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не причинивших значительного ущерба бюджету и не имевших намерения нарушать закон.

– Предположительно, когда будет принят этот законопроект?

– Полагаю, что достаточно скоро – до конца осенней сессии Государственной Думы. Уже есть официальный отзыв Правительства РФ. По законопроекту существуют незначительные юридические и технические замечания, но в целом документ получил поддержку Правительства.

– Татьяна Николаевна, что бы Вы посоветовали работодателям в свете грядущих изменений законодательства о налогах?

– Я хотела бы посоветовать работодателям – тем, кто отвечает за трудоустройство и благосостояние других людей, доверять инициативам государства и поддерживать их, а главное – помнить, что предлагаемые изменения – это призыв к взаимовыгодному сотрудничеству.

Беседу вела Наталья ЛИТВИНОВА,
эксперт журнала «Кадровое дело»


* Проект Федерального закона № 224549-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

** Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ из Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» исключены п. 25 и 35. Подробнее об этом см. № 4, 2009.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль