Договор для Мельпомены

405
Создавая произведение, вкладывая в него частичку ума и души, автор, конечно, рассчитывает, что только ему принадлежат все права на конечный результат. Сложности возникают в ситуации, если этот автор - работник. Представьте себе ситуацию - человек творческой профессии, состоящий с работодателем в трудовых отношениях, создает некий интеллектуальный продукт. Возникает вопрос, может ли он безраздельно распоряжаться судьбой своего детища, если процесс создания такого рода произведений непосредственно входит в круг его служебных обязанностей.

Ольга М. работала обозревателем в редакции малотиражной провинциальной газеты, и хотя работа девушке нравилась, втайне она мечтала о большем. Потихоньку от коллег, в свободную минутку Ольга писала статью для журнала Playboy. Но, как известно, тайное всегда становится явным. Файлы с текстом почти готовой работы стали объектом достояния ее непосредственного руководителя. Материал неожиданно понравился, был одобрен и рекомендован к изданию в качестве... «служебного произведения» (к определению правового статуса которого мы вернемся чуть ниже).

Имущественные и неимущественные права

Воплощая творческие идеи в жизнь, «рождая» оригинальное произведение, автор, естественно, стремится к полному всеобъемлющему выражению своей личности, к точной и виртуозной передаче исходного замысла, и именно это беспокоит его прежде всего. И вот из-под пера автора выходит готовое произведение, воплощается в жизнь, получает объективные формы, официальный статус и... порождает определенные отношения между его создателем и другими лицами.

Авторское право в нашей стране регулируется Федеральным законом от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федерального закона от 19.07.95 № 110-ФЗ). В соответствии с этим законом есть две группы прав, которые возникают при создании авторского произведения:

  • личные неимущественные права (ст. 15 закона);
  • имущественные права (ст. 16 закона).

Первая группа прав всегда принадлежит только тому, кто создал произведение, поскольку они неразрывно связаны с его личностью. Прежде всего это право признаваться автором. Далее право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать (в частности, публиковать) произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или анонимно. Право на обнародование - право решать, готово произведение к представлению его публике или нет. Право на защиту репутации автора от любого посягательства на произведение, от искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Имущественные права, напротив, могут автору и не принадлежать. Это, например, право на воспроизведение, на распространение, на импорт, на публичный показ, право на перевод и переработку произведения. Согласитесь, сам автор не всегда имеет возможность тиражировать свое произведение (например, роман) или демонстрировать его всем желающим (если, скажем, речь идет о фильме). Поэтому такие права он может продать какой-нибудь специализированной организации, заключив с ней соответствующий авторский договор.

Цитируем закон

Объектами авторского права являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Пункт 1 статьи 7 Федерального закона
«Об авторском праве и смежных правах»
«Произведения, являющиеся
объектами авторского права»

Но все это применимо, если у автора с самого начала есть имущественные права на свое произведение. Что же касается служебного произведения, о котором пойдет речь, то здесь ситуация совсем иная. В силу закона имущественные права на продукт творчества изначально принадлежат не самому создателю, а его работодателю, с которым у автора заключен трудовой договор.

Служебное произведение

Статья 14 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» впервые вводит в обращение такое понятие, как «служебное произведение». Оно определяется как произведение, созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Вернемся к нашему примеру. Очевидно, что Ольга М. создала авторское произведение в рамках исполнения своих служебных обязанностей. Ведь в издательстве она выполняла аналогичную работу - писала статьи, очерки, репортажи для газеты. Такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре с ней и в должностной инструкции обозревателя, если таковая имеется в издательстве. Это значит, что работодатель, у которого трудится журналистка, действительно вправе признать ее статью служебным произведением.

Но обратите внимание: если произведение сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, служебным оно считаться не будет. Иными словами, если бы Ольга написала не статью, а картину (пусть даже на рабочем месте и в рабочее время), то эта картина не считалась бы служебным произведением и права на ее использование принадлежали бы только сотруднице. Другое дело, что за такие занятия во время рабочего дня руководство было бы вправе привлечь ее к дисциплинарной ответственности.

Как мы видим, в ситуации с работником-автором не все так однозначно. Вполне может возникнуть спор, является ли произведение действительно служебным или оно целиком принадлежит автору. И работодателю, желающему использовать результат творчества своего сотрудника, придется доказывать, входит ли в функции работника создание произведений вроде того, право на которое он оспаривает, было ли оно создано с использованием материалов, доступных автору по работе, в рабочее время и т. д.

Права работодателя

Как мы упомянули выше, исключительные (имущественные) права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если, конечно, в трудовом договоре не предусмотрено иное (п. 2 ст. 14 закона). Чтобы их осуществить, не требуется заключение с работником отдельного авторского договора, поскольку они уже и так принадлежат работодателю в силу наличия трудовых отношений с автором. Итак, какие же это права? Это:

  • 1) право на воспроизведение;
    2) право на распространение экземпляров произведения любым способом (продажа, прокат и т. д.);
    3) право указывать свое наименование или требовать такого указания при любом использовании служебного произведения;
    4) право на импорт экземпляров произведения в целях распространения;
    5) право на публичный показ;
    6) право на публичное исполнение;
    7) право на передачу в эфир для всеобщего сведения;
    8) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
    9) право на перевод;
    10) право на переработку, а также право разрешать другим лицам осуществлять все эти действия.

1) Предусмотрены ли в трудовых договорах вашей организации какие-либо особенные положения для творческих работников?

2) Сталкивались ли вы со случаями создания авторского произведения на рабочем месте? Если да, то предприняли ли вы что-нибудь, чтобы заявить свои права на него?

Юрист Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Александр ВИНОГРАДОВ:

1) Да, в трудовых договорах с творческими работниками есть положение о том, что при создании ими высокохудожественного произведения будет заключаться отдельный авторский договор.

2) Такие случаи бывают. Если художник по своей инициативе создает художественное произведение на рабочем месте и в рабочее время, используя наши технические средства и для своих целей, то мы это рассматриваем как нарушение трудовой дисциплины. Безусловно, авторское право и в этом случае принадлежит художнику, а исключительное право по распоряжению художественным изделием передается фабрике. Авторский гонорар выплачивается сотруднику помимо зарплаты. Все наши творческие работники находятся на сдельной оплате труда.

Начальник отдела кадров ЗАО «Объединение "Гжель"» Мария БОДАТКОВА:

1) В настоящее время наши юристы разрабатывают договор с творческими работниками на основании действующих нормативных актов РФ. Отдельные моменты были и в прежних договорах. Сейчас они пересматриваются.

2) Такие случаи обычное явление на предприятии, где работают художники. Авторское право в любом случае сохраняется за работником, а право распоряжения изделием принадлежит нашему предприятию.

Для себя отметьте

Хотя утверждение, что работодатель вправе использовать созданное в рамках трудовых отношений творческое произведение, логично вытекает из смысла статьи 14 закона, все же хочется, во избежание возможных недоразумений, дать следующий совет. Если в штате вашей организации есть люди различных творческих профессий, трудовой договор с ними должен быть подписан с соблюдением определенных формальностей. Мы со своей стороны рекомендуем в раздел «Права и обязанности сторон» трудового договора включать такое положение - «исключительные права на авторское произведение, созданное работником в порядке выполнения им своих трудовых обязанностей или служебного задания, полностью принадлежат работодателю». Тем самым вы значительно облегчаете себе жизнь и исключаете всякую неясность в отношении дальнейшей судьбы созданного произведения.

Образец трудового договора на создание авторского произведения

Договор для Мельпомены

Договор для Мельпомены

Договор для Мельпомены

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль