Стажировка водителей при приеме на работу

281
Узнайте, как проводится стажировка водителей при приеме на работу, по какой программе, что включить в положение о стажировке водителей с учетом новых правил.

Как и когда проводить стажировку водителей

Стажировка водителей при приеме на работу проводится непосредственно после прохождения профессионального отбора. До допуска к самостоятельной работе все кандидаты проходят стажировку.

Стоит учитывать, что пройти предварительную стажировку водителей обязаны те соискатели, которые:

  • пришли трудоустраиваться на работу сразу же после окончания учебы;
  • имеют длительный перерыв в работе на должности водителя транспортного средства (более одного года);
  • устраиваются работать на должность водителя горных маршрутов;
  • переведены на новый тип транспорта или на новый маршрут перевозок пассажиров.

Стажировочный лист водителя

Стажировку проводит работодатель и самостоятельно определяет общее количество часов, а так же содержание стажировки. Необходимо проводить стажировку на том транспортном средстве и на том маршруте, на котором специалист будет самостоятельно работать в дальнейшем.

Скачайте документы по теме:

Стажировка водителей при приеме на работу состоит из инструктажей по охране труда, инструктажей безопасности дорожного движения, практики и проверки освоенных знаний. Все практические занятия проводятся под непосредственным руководством и под личным контролем водителя-наставника.

В ходе проведения инструктажей водитель получает соответствующую информацию о специфике выполнения своих трудовых функций, которые непосредственно связаны с перевозкой пассажиров или грузов.

Важно! Основная цель стажировки водителей при приеме на работу заключается в подтверждении, что все умения сотрудника, принятого на должность водителя, соответствуют квалификационным требованиям и специалист сможет самостоятельно управлять определенным транспортным средством.

В практику включают и управление ТС без выезда, с выездом на дороги, предназначенные для общего пользования. Сотрудники маршрутных транспортных средств практикуют управление ТС с выездом на дороги общего пользования, включая движение по проложенному маршруту без пассажиров, с пассажирами.

Водителя-наставника для новичка назначают из других опытных сотрудников-водителей, которые:

за последний год работы не совершали дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеют стаж управления соответствующим типом транспортных средств от трех лет – при стажировке водителей на предприятии, которые будут работать на легковых такси или грузовых автомобилях. И не менее пяти лет – при стажировке сотрудников на автобусах, трамваях или троллейбусах.

Какие документы оформлять после стажировки водителей при приеме на работу

По итогам стажировки необходимо оформить стажировочный лист. Форма этого документа произвольная, но в нем обязательно отражают:

  • порядковый номер;
  • ФИО стажера;
  • основные сведения о стажировочном транспортном средстве: тип, марка, модель ТС;
  • ФИО водителя-наставника;
  • дату, время и количество часов прохождения стажировки;
  • замечания со стороны водителя-наставника по работе стажера;
  • полное заключение о допуске нового сотрудника к самостоятельной работе от специалиста, который назначен ответственным лицом за обеспечение безопасности ДД, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.

В обязанности работодателя входит документальный учет проведенных стажировок каждого нового водителя. Стажировочные листы хранят не менее пяти лет.

Какие программы стажировки водителей использовать по охране труда

Необходимо учитывать, что транспортные происшествия всегда занимают верхние строчки рейтингов в статистике несчастных случаев на производстве. Если при проверке выяснится, что стажировка водителей при приеме на работу по охране труда не проводилась, организацию оштрафуют до 130 000 рублей, причем сделать это могут за каждого водителя. Если произойдет смертельный несчастный случай, должностному лицу может грозить уголовное наказание. Один из эффективных способов снизить травматизм водителей — грамотно организовать обучение и стажировку по охране труда.

На первом этапе проведите вводный инструктаж по охране труда, включите его в положение о стажировке водителей и разработайте программу вводного инструктажа по охране труда.

Важно! Вводный инструктаж проводится со всеми новыми специалистами, управляющими ТС, независимо от их образования и стажа работы. Также вводный инструктаж должны пройти и водители-ученики, которых направили в организацию на производственное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда, но по приказу руководителя можно возложить обязанности по проведению инструктажей на любого работника независимо от того, есть ли в организации специалист по охране труда (письмо Минтруда России от 9 августа 2016 г. № 15–2/ООГ-2884).

Обязательное условие — этот работник должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда в специализированной обучающей организации (п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29, далее — Порядок № 1/29).

Водитель работает в организации по срочному договору, после истечения срока действия с ним заключают новый договор. В этом случае работодатель проводит вводный инструктаж водителю каждый раз при заключении нового срочного договора, так как работник участвует в производственном процессе организации с момента заключения договора и до истечения срока его действия.

Разрабатывать программу вводного инструктажа, который входит в программу стажировки водителей по охране труда специально для водителей не нужно. Инструктаж проводите по общей программе вводного инструктажа для всех работников организации. До работников доносят общую информацию по охране труда, учат безопасным методам выполнения работ, действиям при несчастном случае и о других особенностях производственного процесса конкретной организации. Проведение вводного инструктажа зарегистрируйте в журнале.

Не путайте инструктажи по безопасности дорожного движения с инструктажами по охране труда. У инструктажей по безопасности дорожного движения свой порядок и периодичность, а также специальные требования к инструктору. На основании положения о стажировке водителей на предприятии (образец) проводят два вводных инструктажа, которые не зависят друг от друга: по охране труда и по безопасности дорожного движения. По решению работодателя их можно объединить, но в этом случае общий вводный инструктаж сможет проводить только тот специалист по охране труда, который прошел аттестацию по БДД.

Стажировка водителей при приеме на работу включает и обучение по охране труда, который проводят по разработанной внутри организации программе. В программу обучения по охране труда включите раздел «Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях».

 Первую помощь пострадавшему необходимо оказывать немедленно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, которая вызвала травму, поэтому водители должны знать алгоритм действий при несчастном случае и уметь оказывать первую помощь.

Так как сотрудник управляет средствами повышенной опасности, обучение по охране труда сопровождают стажировкой на рабочем месте. Чтобы сократить число аварий и уменьшить уровень травматизма в организации, для качественного проведения стажировки отбирают опытных наставников.

Формальное проведение стажировки специалистов, управляющих ТС — это наиболее частая ошибка организаций, цена которой человеческая жизнь. Во время стажировки водителей при приеме на работу новички выполняют работы только под руководством наставника. Продолжительность стажировки устанавливает руководитель с учетом опыта работы на данном виде транспортного средства, но не менее трех смен. В приказе о прохождении стажировки указывают ее продолжительность и назначают наставника.

После обучения и стажировки водители проходят проверку знаний. В организации разрабатывают экзаменационные билеты, по которым работники могут подготовиться к проверке знаний по охране труда (образец экзаменационных билетов для проверки знаний водителей смотрите по ссылке).

Если программа стажировки водителей на предприятии не доработана, новичок покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством и не пройдет проверку знаний по охране труда, к самостоятельной работе его не допускают. В организации издают приказ, в котором указывают, что водитель транспортного средства не прошел стажировку и не допущен к самостоятельной работе.

Пересдать экзамен можно через месяц. Сотрудники, управляющие ТС, проходят ежегодную проверку знаний по охране труда, без которой они не могут приступать к работе (п. 2.2 Типовой инструкции № 1 по охране труда для водителей автомобилей ТОИ Р‑200‑01‑95, утв. приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27 февраля 1996 г. № 16). После того как специалист успешно сдаст экзамен, его можно будет допустить к самостоятельной работе. Допуск оформляют приказом.

Стажировка водителей автобуса на предприятии: новое положение

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу проводится под руководством наставника. Стажер водит автобус по установленному маршруту. Стоит учитывать, что стажировка водителя автобуса состоит из предмаршрутной и маршрутной части.

На предмаршрутном обучении изучают теорию. Перед проведением предмаршрутной стажировки осуществляют группировку учащихся с учетом категорий. Теорию преподают обученные работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Как провести стажировку-инструктаж водителей на предприятии по БДД

В программу стажировки для водителя автомобиля входят инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД). Они обязательны для всех водителей. Такие инструктажи подразделяются на:

  • вводные;
  • предрейсовые;
  • сезонные;
  • специальные.

Для новичков проводят вводный инструктаж, который входит в программу стажировки водителей при приеме на работу, на занятиях рассказывают:

  • общие сведения об организации;
     
  • о требованиях к водителям по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств;
     
  • о правилах внутреннего трудового распорядка;
     
  • о порядке прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
     
  • об условиях прохождения предрейсового контроля технического состояния ТС;
     
  • о нормах загрузки ТС (а для пассажирских перевозок — общая пассажировместимость);
     
  • об особенностях обслуживания инвалидов при проведении пассажирских перевозок;
     
  • об основных данных аварийности на маршрутной сети, об обстоятельствах и причинах ДТП;
     
  • о документах, необходимых для перевозок пассажиров и (или) грузов.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      ×
      Простите, что прерываем вас

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.


      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      Стаж работы определяет суммы и время выплат различных компенсаций работнику. И здесь не должно быть ошибок. Ведь оплата больничного, отпуска, а также назначение пенсий производится на основании расчета трудового стажа.

      Сэкономить время и безошибочно подсчитать страховой стаж вам помогут наши шпаргалки.

      – Какие периоды влияют на стаж для ежегодного отпуска
      – Какие периоды включать в стаж для оплаты больничного
      – Как считать стаж работы не на территории России для оплаты больничного