Разбираем приказ Минтранса №287

550
Разбираем приказ Минтранса №287 о квалификационных требованиях к водителям и иным работникам транспорта.

Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке водителей

Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке водителей (далее – приказ Минтранса 287 от 28.09 2015) вступил в силу 14 июня 2016 г., за исключением отдельных положений.

Приказ Минтранса от 28.09 2015 г 287 устанавливает профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного и городского наземного электротранспорта. Кроме того, документ предусматривает требования к водителям  машин со спецсигналами, автомобилей международной перевозки. Также документ содержит требования, которые предъявляются к диспетчерам, контролерам техсостояния транспортных средств, консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, специалистам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.

Скачайте документы по теме:

Требования содержат необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Подробно о том, какие условия выполнить, чтобы принять на работу водителя, читайте здесь.

На кого распространяется приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке

Требования, которые предусматривает 287 приказ Минтранса, предъявляются к нескольким профессиям и должностям работников. Прежде всего это водители:

  • автомобилей категорий "B", "BE" (в том числе легкового такси);
  • машин категорий "C", "C1", "CE", "C1E" (грузового автомобиля);
  • автомобилей категорий "D", "D1", "DE", "D1E" (автобуса);
  • транспортного средства категории "Tb" (троллейбуса);
  • транспортного средства категории "Tm" (трамвая);
  • автомобиля, который перевозит опасный груз;
  • крупногабаритного или тяжеловесного транспортного средства, или водитель автомобиля, сопровождающий такое транспортное средство;
  • транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • автомобиля, который перевозит пассажиров и грузы в международном сообщении.

Кроме того, приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке распространяется на следующие должности:

  • диспетчер автомобильного и городского наземного электротранспорта;
  • контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • контролер технического состояния трамваев и троллейбусов;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Разбираем приказ Минтранса №287

Скачать приказ
Скачать в .doc

Требования к водителям автомобилей категорий "B", "BE", утвержденные приказом Минтранса 287 от 28.09.15

Приказ 287 от 28.09 2015 Минтранс РФ устанавливает следующие профессиональные и квалификационные требования к водителям категорий "B", "BE". Такие сотрудники должны знать ПДД, основы законодательства РФ по дорожному движению и перевозкам пассажиров и багажа; основы законодательства об ОСАГО, а также основы безопасного управления автомобилем.

Справка

Водители категорий "B", "BE" должны:

  1. наблюдать за дорожной обстановкой;
     
  2. контролировать безопасную дистанцию и боковой интервал;
     
  3. вызывать аварийные и спасательные службы;
     
  4. знать, как обеспечить безопасность пешеходов и велосипедистов;
     
  5. понимать, как обеспечивается детская пассажирская безопасность;
     
  6. знать, какие последствия повлечет нарушение Правил дорожного движения;
     
  7. уметь применять методики по оказанию первой помощи;
     
  8. знать состав аптечки первой помощи и как использовать ее компоненты;
     
  9. знать назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории и так далее.

О том, какие сложности возникают в работе с водителями, читайте в нашем материале.

Помимо вышеперечисленного, приказ 287 Минтранса РФ с последними изменениями устанавливает, что водитель легкового автомобиля должен уметь:

  • безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
     
  • соблюдать ПДД;
     
  • следить за своим эмоциональным состоянием;
     
  • проверять техническое состояние транспортного средства;
     
  • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации автомобиля;
     
  • обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров автомобиля, их перевозку, а также прием, размещение и доставку багажа;
     
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
     
  • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
     
  • прогнозировать возникновение опасных ДТП и совершать действия по их предотвращению и прочее.

Важно: с 1 июня 2017 года иностранные граждане, независимо от их статуса, могут трудиться водителями, только если у них есть водительское удостоверение российского образца (ст. 1, ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ). Это правило не распространяется на граждан государств, где русский язык закреплен как официальный. Они по-прежнему могут управлять транспортными средствами на территории России с правами зарубежного образца (абз. 2 п. 13 ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Закон от 26 июля 2017 г. № 204-ФЗ). Прочитать об этом подробнее можно здесь.

Требования к стажу установлены для водителя легкового такси. Он должен иметь водительский стаж не меньше трех лет. Требования к уровню профобразования и стажу для других водителей категорий "B", "BE" не установлены.

Требования к водителю грузового автомобиля

Приказ Минтранса 287 о квалификационной подготовке содержит разъяснения о том, что водитель грузовика, помимо перечисленных выше требований, предъявляемых к водителям категорий "B", "BE", должен знать:

как устроен и на основе каких принципов работает грузовой автомобиль, в том числе с прицепом;
какие применяются правила и инструкции по охране труда при техосмотре грузового автомобиля и обращении с эксплуатационными материалами.

Водитель грузовика также должен уметь:

  • контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов;
  • использовать в работе различные типы тахографов.

Обратите внимание! Водитель грузового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Требования к уровню профобразования и опыту работы водителя грузового автомобиля не предъявляются.

Требования к водителю автобуса

К водителю автобуса 287 приказом Минтранса предъявляются повышенные требования по сравнению с требованиями, которые действуют по отношению к водителям категорий "B", "BE". В частности, водитель автобуса должен знать:

  • как регулируются законодательством регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автобусами;
  • нормы об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Справка

Водитель автобуса должен уметь:

  1. проверять, в каком состоянии находится автобус;
     
  2. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку багажа;
     
  3. использовать в работе различные типы тахографов.

Выясните, как вести учет рабочего времени водителей, в нашем материале.

Квалификационные требования к водителю автобуса

Если водитель автобуса будет перевозить детей, то согласно приказу 287 Минтранса РФ ему потребуется стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних трех календарных лет. Кроме того, важно, чтобы водитель не подвергался в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления автомобилем либо административного ареста за совершение проступка в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для других водителей автобусов не предъявляются.

Требования к водителям троллейбуса

Водитель троллейбуса, кроме требований, предъявляемых к обладателям категорий "B", "BE",должен знать:

  • основы законодательного регулирования организации регулярных перевозок пассажиров городским наземным электротранспортом;
     
  • требования законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
     
  • правила технической эксплуатации электроустановок потребителей при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
     
  • правила безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
     
  • правила технической эксплуатации троллейбусов.

Справка

Водитель троллейбуса должен уметь:

  1. проверять техническое состояние троллейбуса;
     
  2. гарантировать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку;
     
  3. устранять неисправности троллейбуса, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути;
     
  4. заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации троллейбуса.

Требования к уровню профобразования и стажу (опыту) работы водителя троллейбуса не предъявляются.

Водитель трамвая

Приказ 287 от 28.09 2015 Минтранс РФ устанавливает, что водители трамвая дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий "B", "BE" должны знать:

  • какими нормативными актами регулируются регулярные перевозки пассажиров городским наземным электротранспортом;
     
  • какие применяются правила при технической эксплуатации электроустановок потребителей при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
     
  • правила безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
     
  • основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
     
  • основы теории движения трамвая и прочее.

Справка

Водитель трамвая должен уметь:

  1. проверять техническое состояние трамвая;
     
  2. устранять неполадки, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути, с помощью инструмента, который есть в наличии;
     
  3. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку;
     
  4. заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации трамвая.

Требования к уровню профобразования и стажу (опыту) работы водителя трамвая не предъявляются.

О том, как действовать работодателю, если водителя лишили прав, читайте здесь.

Требования к водителям иных транспортных средств

Если водитель на автомобиле перевозит опасные грузы, к нему приказом Минтранса от 28 09 2015 287предъявляются дополнительные требования. В зависимости от типа управляемой машины он должен знать:

  • основные виды опасности;
  • сведения о защите окружающей среды при перевозке отходов;
  • превентивные меры при различных видах опасности и так далее.

Для водителей, которые перевозят опасные грузы, действуют специальные требования к стажу. Такой сотрудник должен проработать водителем транспортного средства соответствующей категории не меньше одного года. Кроме того, он не должен привлекаться в течение последнего года к административной ответственности с наказанием в виде лишения водительских прав или административного ареста за нарушение правил вождения.

К водителю, управляющему тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средством или автомобилем, сопровождающим такое транспортное средство, приказом минтранса от 28 09 2015 287 предъявляются следующие требования к стажу (опыту) работы:

если сотрудник управляет тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, - требуется общий стаж (опыта) работы в качестве водителя не меньше пяти лет, из них не менее одного последнего года - в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории;
если сотрудник управляет автомобилем, сопровождающим тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство, - требуется стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, выполняющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не меньше  одного года.

Таким образом, мы выяснили, какие требования к водителям предъявляет приказ Минтранса 287 от 28.09 15 г. Важно знать, какие навыки должен иметь водитель транспортного средства того или иного вида и когда предъявляются особые требования к его стажу работы.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Простите, что прерываем вас

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.


      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе работы, которая включает комплекс мероприятий. В каждой организации должны присутствовать служба, специалист или ответственный за охрану труда.

      Здесь вы найдете все необходимые образцы и инструкции, которые сможете скачать и распечатать.  

      – Приказы о создании службы охраны труда и назначении ответственного
      – Инструкция для работников, ее продление и отмена
      Образцы журналов для учета инструкций и их выдачи
      – Тексты самих инструкций

      ×

      Стаж работы определяет суммы и время выплат различных компенсаций работнику. И здесь не должно быть ошибок. Ведь оплата больничного, отпуска, а также назначение пенсий производится на основании расчета трудового стажа.

      Сэкономить время и безошибочно подсчитать страховой стаж вам помогут наши шпаргалки.

      – Какие периоды влияют на стаж для ежегодного отпуска
      – Какие периоды включать в стаж для оплаты больничного
      – Как считать стаж работы не на территории России для оплаты больничного