Профстандарт воспитателя

3602
Что делать, если к вам пришел кандидат мечты, однако он не подходит под требования профстандарта.

Профстандарт педагога дошкольного образования

Система профессиональных стандартов в отношении наиболее распространенных и значимых профессий начала активно внедряться в России несколько лет назад. Тогда в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы» была начата обширная работа над формированием комплекса профстандартов, который на сегодняшний день уже охватывает более 30 отраслей экономики и социальной сферы.

Должностная инструкция воспитателя

Должностная инструкция воспитателя

Скачайте документы по теме:

По состоянию на 2017 год указанный комплекс насчитывает более 1000 профессиональных стандартов, которые применяются для регулирования работы специалистов в самых различных сферах. Для упорядочения этого перечня согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» был сформирован информационный ресурс, содержащий постоянно обновляющуюся базу профстандартов.

Педагогическая деятельность рассматривается Министерством труда и занятости как одна из наиболее ответственных сфер деятельности. Именно поэтому профессиональные стандарты в данной области были утверждены одними из первых. При этом с учетом разностороннего и комплексного характера педагогической работы такие документы составлялись исходя из принципа максимальной универсальности.

Одним из них является профстандарт, зафиксированный в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», который распространяет свое действие в том числе на педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Обратите внимание! Профстандарт педагога дошкольного образования следует учитывать при проведении обучения, аттестации, составлении должностных инструкций и трудовых договоров, а также формировании политики оплаты труда.

Требования профстандарта воспитателя ДОУ

Ответственным разработчиком профстандарта воспитателя ДОУ, утвержденного приказом Минтруда № 544н, является Московский городской  психолого-педагогический университет. Этот профессиональный стандарт представляет собой часть комплексного документа, устанавливающего требования к работникам, занятым в нескольких видах профессиональной деятельности — от дошкольного образования до среднего общего образования. Поэтому к педагогу дошкольного образования предъявляются как общие требования, применяемые для всех категорий педагогов, упомянутых в данном документе, так и специальные условия, связанные с характером его работы. 

Обобщенные трудовые функции воспитателя

Общее описание трудовых функций воспитателя, содержащееся в профстандарте, указывает на то, что в его профессиональной деятельности присутствуют два основных компонента:

подготовка и обеспечение реализации эффективного образовательного процесса. В данной обобщенной трудовой функции, в свою очередь, присутствуют три основных составляющих — обобщенная обучающая работа (обозначаемая кодом А/01.6), воспитательная работа (А/02.6) и развивающая работа (А/03.6);
разработка и реализация ключевых образовательных программ с учетом возрастной специфики воспитанников (код В/01.5).

Для осуществления всех перечисленных видов трудовых обязанностей педагогу дошкольного образования требуется иметь достаточно высокий уровень квалификации. Согласно Приказу Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» для данных видов работ требуется соответствие работника пятому и шестому уровням.

Знания, умения и навыки, которыми должен владеть воспитатель

Каждая из обобщенных трудовых функций, предписываемых профстандартом воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом), предполагает наличие у него специальных знаний, умений и навыков для ее осуществления. При этом, однако, наиболее специфичной для данной профессии с полным правом можно назвать воспитательную функцию, которая требует реализации следующих обобщенных трудовых действий:

  • развитие всех аспектов личности ребенка с использованием различных видов деятельности в рамках разработанных воспитательных программ;
  • формирование необходимых навыков для познавательной активности, полноценной социализации;
  • стимулирование конструктивной деятельности и общения;
  • содействие и корректировка процесса формирования коллектива воспитанников с учетом индивидуальных особенностей каждого из них.

В свою очередь, профстандарт педагога дошкольного образования предполагает, что для эффективного выполнения указанных действий такому специалисту потребуются следующие умения:

Справка

Аттестация работников образования в 2017 году будет добровольной и обязательной:

  1. управление познавательной, игровой и иной конструктивной деятельностью воспитанников с целью стимулирования к решению задач, поставленных воспитательными программами;
  2. анализ положения дел в детском коллективе, защита интересов и достоинства его членов, формирование дружелюбной и здоровой атмосферы;
  3. владение методами организации досуга детей;
  4. взаимодействие с другими педагогическими работниками с целью обмена опытом и успешными практиками работы с детьми.

Наконец, необходимым условием для реализации этих умений профстандарт в ДОУ предполагает наличие у педагога дошкольного образования специальных знаний, позволяющих использовать их при разработке и реализации воспитательных программ:

  • основы действующего законодательства в области прав ребенка и работы с детьми;
  • ключевые аспекты психодидактики;
  • принципы осуществления образовательной деятельности и способы эффективного достижения поставленных целей;
  • основные закономерности развития детей различного возраста, включая индивидуальные особенности и общие кризисные точки;
  • важнейшие педагогические техники, методы и приемы, позволяющие обеспечить целостность воспитательного подхода.

Обратите внимание! Дополнительным требованием к воспитателям является соблюдение принципов профессиональной этики, а также правовых, этических и нравственных норм.

Требования к уровню образования и опыту работы

Наличие специального образования, позволяющего понять специфику работы с детьми дошкольного возраста, является одним из ключевых требований профстандарта педагога дошкольного образования. Указанный документ допускает следующие варианты относительно имеющегося у него образования:

высшее или среднее профессиональное образование по специальности, входящей в направление «Образование и педагогические науки» (44.00.00), согласно требованиям Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
высшее или среднее профессиональное образование в любой области в совокупности с прохождением программы дополнительного обучения в сфере образования и педагогических наук в образовательном учреждении, имеющем полномочия на обучение по данному профилю.

Обратите внимание! Профстандарт педагога дошкольного образования в 2017 не содержит условий относительно наличия у него опыта работы по данному направлению.

Особые требования к претендентам на должность воспитателя

Поскольку работа воспитателя предполагает постоянный тесный контакт с детьми, эксперты при разработке профстандарта в ДОУ руководствовались в первую очередь необходимостью обеспечения их безопасности. В этой связи в данный профстандарт, помимо требований к образованию и квалификации, были включены особые условия, на соответствие которым работодатель обязан проверить каждого претендента на должность воспитателя в детском саду:

  • лишение права осуществлять любые виды педагогической деятельности, вступившее в силу на основании вынесенного судом приговора;
  • судимость за особые виды преступлений, перечисленных в ст. 331 ТК РФ;
  • недееспособность гражданина, установленная в порядке, определенном действующим законодательством;
  • наличие заболеваний, представляющих непосредственную опасность для лиц, контактирующих с носителем.

Применение профстандарта педагога дошкольного образования

Порядок применения профессиональных стандартов, включая профстандарт педагога дошкольного образования, регламентируется положениями ст. 195.3 ТК РФ. В частности, этот раздел данного нормативно-правового документа устанавливает, что применение конкретного профессионального стандарта является обязательным в случае, если такое требование установлено самим Трудовым кодексом или иными действующими нормативными актами.

При этом профстандарт воспитателя ДОУ не относится к таким документам, а значит, по смыслу абз.2 ст. 195.3 ТК РФ, его применение носит рекомендательный характер. В частности, данная статья предлагает работодателям использовать его для того, чтобы разрабатывать и устанавливать собственные требования к квалификации работников дошкольного образования.

Следует обратить особое внимание на сроки вступления в силу данного профстандарта. Так, в тексте приказа Минтруда № 544 содержится указание на то, что его положения начинают действовать с 1 января 2015 года. Однако в связи со сложностью разработки данного документа срок его вступления в действие был перенесен Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. N 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».

Обратите внимание! Окончательный вариант профстандарта воспитателя вступил в силу с 1 января 2017 года.

Использование профстандарта при недостаточной квалификации работника

Действующие нормативные документы не рассматривают несоответствие уровня квалификации или знаний работника требованиям профстандарта в качестве основания для его увольнения. Вместе с тем, на практике такое несоответствие может создать реальную проблему для работодателя, которому требуется наличие тех или иных профессиональных характеристик у данного сотрудника. В этой ситуации целесообразно обратить внимание п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предоставляет работникам сферы образования право на прохождение обучения для повышения уровня их квалификации. При этом такое обучение следует организовывать не реже, чем один раз в три года.

Таким образом, профстандарт педагога дошкольного образования представляет собой исчерпывающее описание требований к профессиональным характеристикам такого специалиста, включая наличие у него специальных знаний и навыков, образования, квалификации и проч. При этом, однако, работодатель имеет право по своему усмотрению корректировать эти требования в целях применения в кадровой политике, обеспечивая тем самым их максимальное соответствие специфике работы своего учреждения. Это связано с тем, что профстандарт воспитателя по состоянию на 2017 год не входит в список профессиональных стандартов, которые являются обязательными к применению для работодателей.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      ×
      Простите, что прерываем вас

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.


      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль