Водитель автомобиля: профстандарт

811
Какие особенные требования предъявляются к водителям автомобилей, и где их узнать, если профстандарт ещё не принят.

Профстандарт водителя автомобиля: общая информация

Профстандарты появились еще в 2013 году, но на тот момент они не были обязательными. С 2016 года они применяются в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными подзаконными актами. Например, если работа:

связана с предоставлением определенных льгот;
предусматривает наложение некоторых ограничений.

Скачайте документы по теме:

Профстандарт водителя автомобиля на данный момент не разработан, но пока компания может подготовиться к его внедрению. К июлю 2016 года было разработано и утверждено более 800 стандартов, ориентированных на 30 отраслей. Если компания планирует внедрять профстандарты, в организациях должны создаваться группы по внедрению профстандартов.

Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов

Проект профессионального стандарта устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам водителей АТС следующих категорий и подкатегорий: «В», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е». Но сдавать экзамен придется и водителям троллейбусов, перевозчикам опасных или негабаритных грузов, вне зависимости от открытой категории прав. Для водителя легкового автомобиля профстандарты пока не предусмотрены законом.

Справка

Проект профстандарта отражает:

  • Требования к АТС категорий и подкатегорий, при успешном выполнении которых кандидат может быть допущен к управлению.
     
  • Требования к уровню мастерства, на основании которых основана система повышения квалификации.
     
  • ребования к содержанию квалификационного экзамена, маршруту поездки и минимальному времени, нужному для его проведения.
     
  • Требования к экзаменатору.

Если транспортное средство рассчитано менее чем на 8 мест, а его масса не превышает 3,5 т, планируется, что водители не обязаны проходить тестирование. Определить, к какому типу относится автомобиль, можно с помощью технического паспорта. Во всех остальных случаях водитель автомобиля обязан будет сдать экзамен на профстандарт.

Что делать работодателю после принятия профстандарта водителя

После принятия профстандарта работодателям, у которых трудятся водители, нужно будет провести ряд мероприятий. В противном случае в ходе проверок трудовая инспекция может наложить штрафы.

 

Справка

В частности, организации придется:

  1. Проверить должностные инструкции для водителей, скорректировать штатное расписание, внести корректировки в иные внутренние документы. При необходимости изменения вносятся в локальные нормативные акты, трудовые договора, а также личные карточки и прочие кадровые документы;
     
  2. Оценить уровень квалификации водителей, определить соответствие требованиям, отраженным в профессиональном стандарте. Если отмечается несоответствие формальным требованиям, при этом водитель справляется с трудовыми обязанностями, провести сертификацию в специализированном центре или аттестацию работника.

Если водитель автомобиля не соответствует профстандарту, на основании этого его нельзя уволить. В некоторых случаях принимается решение о прохождении сотрудником обучения с целью повышения квалификации.

Общие требования к водителям АТС

В обязанности водителя входит управление АТС соответствующей категории или подкатегории с заданным качеством в ра­зличных дорожных условиях. Важно и полное соблюдение режимов труда и отдыха.

Водитель должен:

Планировать и выпол­нять поездку, применять атлас дорог, знать дорожные знаки и указатели, уметь использовать радиотехническое и навигаци­онное оборудование.
Использовать оптимальную модель поведения при езде в транспортном потоке.
Управлять машиной в различных условиях движения, в том числе ночью.
Не превышать безопасную скорость движения, не уменьшать дистанцию между автомобилями и поперечный интервал, не создавать помехи для движения остальных автомобилей.
Маневрировать в транспортном потоке и информировать других, не создавать им помех.
Использовать приборную информацию для оптимизации управления машиной и контроля технического состояния.
Оптимизировать рабочую позу, устанавливать зеркала в оптимальное положение, а также рулить с сохранением обратной связи о положении колес.

По проекту профстандарта предъявляются высокие требования к профессионализму водителей автомобилей. Именно поэтому сдать нормативы могут далеко не все, так как малейшие нарушения не позволяют подтвердить уровень квалификации.

Согласно проекту профстандата водитель автомобиля должен уметь:

Трогаться с места, разгоняться с переключением передач, ориентируясь на экономичный алгоритм, стабилизировать скорость.
Применять накат, торможение с переключением передач, штатно тормозить, фиксировать автомобиль с помощью тормоза.
Направлять транспортное средство по заданной траектории, устранять отклонения от нее, а также двигаться передним или задним ходом при отмечающемся ограничении поперечного интервала.
Разворачиваться с применением передач заднего и переднего хода, поворачивать на 90 градусов при движении, выполнять парковку.
Использовать скоростной разгон, в том числе при буксовании, тормозить с замедлением, чтобы сохранять устойчивость автомобиля и избегать заноса, стабилизировать снос и занос.
Контролировать состояние автомобиля и предупреждать поломки, поддерживать оптимальные условия в кабине.
Оказывать первую помощь.

Уровень знаний также контролируется. Водитель должен не только уметь управлять транспортным средством, но и разбираться в некоторых нюансах, чтобы оптимизировать работу, сделать ее более безопасной.

По проекту профстандата водитель автомобиля должен знать:

Правила перемещение грузов и пассажиров с максимальной эффективностью и экологичностью, особенности поведения в дорожном движении.
Правила дорожного движения, ответственность за нарушения в соответствии с уголовным, административным и гражданским кодексами.

Можно выделить основные качества водителя, которые влияют на его соответствие профессиональным стандартам. К ним относятся личностные качества, квалификация, состояние здоровья, прием лекарственных препаратов, алкоголя, наркотических средств. Влияние оказывает и рабочий график. Если на работника возлагается большая нагрузка и ответственность, со временем он устает, соответственно, хуже справляется с обязанностями.

Профессиональный водитель, знающий основы эффективного, экологичного и безопасного управления АТС, может:

Проектировать модель поведения в дорожном движении, подбирать экономичный, безопасный алгоритм регулирования скорости.
Понимать зависимость средней скорости, экологичности и безопасности, расхода топлива при управлении от максимальной скорости автомобиля на свободных участках.
Определять влияние на безопасность движения при отклонении скорости, а также на расход топлива.

Проект профстандарта водителя автомобиля предусматривает, что работник должен уметь управлять транспортным средством в любых погодных условиях, в том числе в дождь, снег, гололед. При этом профессиональный водитель оценивает возможные риски, принимает меры предосторожности. В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия требуется сохранять устойчивое поведение, быстро оказывать первую помощь при необходимости.

На работника возлагается проведение технического обслуживания, устранение неисправностей в пути. При этом он должен понимать техническое устройство автомобиля, правила безопасного обслуживания. По мере необходимости заправлять АТС топливом и иными техническими жидкостями. Знания мер безопасности являются обязательным условием проекта  профессионального стандарта, иначе работник не может допускаться до управления транспортным средством.

Дополнительные требования к водителю

Работники, занимающиеся перевозкой пассажиров или грузов, должны не только проявлять лояльность, уметь оказывать первую помощь, но и в целом справляться с возложенными на них трудовыми обязательствами.

Трудовые действия при перевозке пассажиров:

Оформление путевой, финансовой документации.
Посадка и безопасная высадка пассажиров.
Контроль выполнения правил безопасности в процессе движения транспортного средства.

Трудовые действия при перевозке грузов:

Оформление путевой, транспортной документации.
Безопасная погрузка и выгрузка груза.
Крепление груза на транспортном средстве.

Трудовые действия при перевозке опасных грузов:

Оформление документации.
Погрузка и выгрузка грузов повышенной опасности.
Крепление грузов повышенной опасности на транспортном средстве в соответствии с действующим стандартом EN 12195-1:2010 «Средства крепления грузов на дорожных транспортных средствах».
Управление транспортом с учетом класса опасности перевозимых грузов.
Действия при аварии или иных чрезвычайных ситуациях.

На знании трудовых действий отражается и своевременный инструктаж работников, который должен периодически проводиться в организациях. Дополнительно следует пересматривать должностную инструкцию, ознакомлять с ней работников.

Так как при выполнении транспортировки грузов или во время пассажирских перевозок возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, проектом профстандарта предусмотрены знания правил первой медицинской помощи.

Необходимые знания для работников всех сфер:

Знание правовых аспектов (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи.
Знание современных рекомендаций по оказанию первой помощи.
Знание методик и последовательности действий по оказанию первой помощи.

Знание состава аптечки первой помощи (автомобильной) и правил использования ее компонентов.

Профстандарт водителя автомобиля: при каких условиях будет проходить экзамен

Во время квалификационной поездки водитель должен будет передвигаться по запланированному маршруту, соблюдать скоростной режим. При этом расход топлива не может быть выше или ниже нормы, определяемой рангом. Если отмечается большое несоответствие, значит, нарушались скоростные режимы, правила торможения.

Маршрут квалификационной поездки будет подбираться так, чтобы он полностью соответствовал тому, с которыми кандидат встречается после получения допуска. Это обеспечивает адекватную проверку умений управлять АТС с требуемым качеством. Продолжительность квалификационной поездки – не меньше 60 минут при сдаче экзамена на право управлять транспортом категории «В» и не менее 90 минут – на категорий «С» и «D».

В качестве экзаменатора должно выступать лицо, имеющее высшее образование по технической специальности, возраст которого не моложе 25 лет, а стаж вождения не менее 5 лет. При этом ему должна быть присвоена квалификация водителя не ниже II ранга. Дополнительные требования – профессия «экзаменатор по вождению автотранспортных средств».

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ











      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      ×
      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, получите доступ на сутки.

      Для этого:
      — Введите Ваш E-mail в поле ниже
      — Нажмите кнопку «Подписаться»

      Вам на почту придет ссылка для скачивания.
      Подписаться
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      По вопросам подписки: 8 800 222-15-37

      Читать

      ×
      ×
      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, получите доступ на сутки.

      Для этого:
      — Введите Ваш E-mail в поле ниже
      — Нажмите кнопку «Подписаться»

      Вам на почту придет ссылка для скачивания.
      Подписаться