Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

993
Профстандарт педагога дополнительного профессионального образования предназначен для регламентирования квалификационных требований к такому специалисту. В этом материале мы расскажем, как сегодня используется профстандарт педагога профессионального образования, и каковы особенности его применения.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Из этой статьи вы узнаете:

  • каковы требования к работе преподавателя в профессиональном стандарте;
  • какими навыками и умениями должен обладать педагог профессионального обучения: профессиональный стандарт;
  • как должен осуществлять свою деятельность педагог профессионального образования по  стандарту, утвержденному Минтрудом;
  • каковы принципы работы педагога СПО: профстандарт и другие требования.

Преподаватель: профессиональный стандарт

В настоящее время порядок применения профессиональных стандартов в России находится в стадии становления. Так, согласно положениям Федерального закона №122-ФЗ от 2 мая 2015 года с 2016 года в действующий Трудовой кодекс были внесены поправки. Изменения предполагают обязательность применения принятых профстандартов для всех категорий работодателей. В частности, такая мера с этого момента была предусмотрена содержанием ст. 195.3 ТК РФ.

Такие требования касаются в том числе и педагогической деятельности. Вместе с тем, она представляет собой сложную и многогранную сферу, в которой важное значение имеют все аспекты работы специалиста. Именно поэтому в этой области на сегодняшний день разработано сразу несколько обширных профессиональных стандартов.

Они охватывают работу педагога с различными категориями обучающихся. Охвачены категории от детей дошкольного возраста до состоявшихся специалистов, получающих дополнительное профессиональное образование. В частности, в число таких профстандартов входят:

  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для педагога, осуществляющего педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, то есть занимающему должностную позицию воспитателя или учителя. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.;
     
  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для педагога-психолога, в том числе работающего в качестве психолога в образовательной сфере. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г.;
     
  • профстандарт педагога дополнительного профессионального образования, работающего с детьми и взрослыми. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №613н от 8 сентября 2015 г.;
     
  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для педагога в области профессионального обучения, а также основного и дополнительного профессионального образования. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №608н от 8 сентября 2015 г.;
     
  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для специалиста в сфере воспитательной работы. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №10н от 10 января 2017 г.

Обратите внимание! Все перечисленные профстандарты вступили в силу 1 января 2017 года. Исключение составляет стандарт специалиста в области воспитания, который начал действовать 6 февраля 2017 года.

Области деятельности, регулируемые профстандартом педагога профессионального образования

Как и все прочие,, профстандарты работников педагогической сферы формируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. Это касается в том числе одного из самых обширных стандартов, устанавливающих требования сразу к нескольким категориям специалистов в этой области.

Речь идет о профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Его положения были утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №608н.

Положения этого стандарта включают в себя требования, предъявляемые к трем основным категориям специалистов, задействованных в организации и осуществлении образовательного процесса. В частности, речь идет о следующих категориях:

  • преподаватели, осуществляющие работу в соответствии с профстандартом педагога профессионального образования в образовательных учреждения среднего профессионального уровня;
  • специалисты в области разработки методики обучения;
  • профессорско-преподавательский состав организаций высшего профессионального образования, включая университеты, академии и другие типы таких учреждений.

Обратите внимание! В данном случае речь идет о типах профессиональной деятельности, выделяемых в соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08).

Функционал специалистов в области профессионального образования

Профстандарт, установленный приказом Минтруда № 608, касается одновременно нескольких уровней профессионального образования, следующих за средним общим образованием. Так, этими уровнями являются:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование, реализуемое по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
  • подготовка кадров высшей квалификации по программам аспирантуры либо адъюнктуры, а также ординатуры или ассистентуры-стажировки в соответствии со спецификой направления обучения;
  • дополнительные образовательные программы, ориентированные на различные уровни квалификации обучающихся и осуществляемые в соответствии с профстандартом педагога дополнительного профессионального образования.

Работа в качестве специалистов, привлекаемых к реализации образовательных программ на всех перечисленных уровнях, требует достаточно высокой квалификации. Так, в зависимости от сложности соответствующего вида профессиональной деятельности для нее могут потребоваться уровни от 6.1 до 8.3. Уровни указаны согласно определениям, приведенным в Приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н.

Квалификация наиболее высокого уровня 8.3 требуется для осуществления разработки программ подготовки кадров высшей квалификации, включая обучение в аспирантуре, ординатуре и другие образовательные формы этой категории.

Скачайте документы по теме:

Педагог профессионального обучения: профессиональный стандарт

Профстандарт педагога профессионального образования в 2017 году включает в себя преподавательскую деятельность по обучению специалистов со средним профессиональным и высшим образованием, а также работу в рамках реализации программ дополнительного обучения. Для таких специалистов стандартом предусматривается три основных вида трудовых функций, которые требуют наличия у них соответствующих знаний и умений:

  • организация полноценного освоения обучающимися содержания учебных модулей и программ, предусмотренных параметрами изучаемых ими курсов;
  • осуществление контроля за реализацией процесса обучения и оценки качества усвоения преподанного материала;
  • разработка содержательной и методической частей учебных модулей и программ в рамках курсов обучения.

Обратите внимание! Все эти функции требуют от педагога, с одной стороны, анализа и осмысления большого количества ранее изданных материалов по соответствующей теме, а с другой стороны — умения творчески переосмыслить и преподать материал обучающимся с тем, чтобы обеспечить максимальную степень его усвоения.

Педагог профессионального образования: стандарт

В отношении педагогов профессионального обучения профстандартом, утвержденным приказом № 608, устанавливаются конкретные требования к имеющемуся уровню образования. Так, они могут иметь:

  • среднее профессиональное образование или высшее образование уровня бакалавриата, соответствующее преподаваемому направлению;
  • среднее профессиональное образование или высшее образование уровня бакалавриата любого направления в совокупности с переподготовкой или освоением дополнительной образовательной программы по преподаваемому направлению;
  • в случае занятия преподавательской деятельностью в области специализированных дисциплин — освоение дополнительной программы или повышение квалификации в рамках такой дисциплины.

Обратите внимание! В соответствии с положениями ТК РФ педагоги профессионального обучения обязаны проходить обучение и проверку навыков в области охраны труда. Кроме того, не реже, чем раз в три года им желательно повышать свою квалификацию путем освоения дополнительных программ обучения.

В случае, если основное образование преподавателя не соответствует тому курсу или дисциплине, для преподавания которой он привлекается, профстандарт преподавателя профессионального образования устанавливает, что он обязан иметь опыт работы в данной сфере. Кроме того, при устройстве на работу всем специалистам этой категории придется пройти обязательный медицинский осмотр и подтвердить отсутствие ограничений относительно педагогической работы, установленных ст. 351.1 ТК РФ.

Педагог СПО: профстандарт

Обобщенная трудовая функция педагога среднего профессионального образования включает в себя организационный и преподавательский аспект. В связи с этим соответствующие специалисты должны справляться с реализацией двух основных направлений в своей трудовой деятельности:

  • создание оптимальных условий для развития обучающихся и освоения ими содержания образовательных программ с учетом специфики курса обучения и характера коллектива и его членов;
  • осуществление педагогической и социальной поддержки обучающихся в процессе обучения, включая оказание помощи в решении конкретных вопросов образовательного и организационного характера.

Профстандарт педагога СПО предполагает, что специалисты, занятые осуществлением трудовой деятельности в этой области, могут называться преподавателями или мастерами производственного обучения.

Для работы в качестве педагога среднего профессионального образования соискателю достаточно иметь профобразование педагогической направленности среднего уровня или высшее образование, соответствующее программе бакалавриата. При этом, однако, допускается привлечение к такой работе специалистов, которые не являются педагогами по основному образованию. Однако для этого они должны получить дополнительное образование педагогического профиля.

Обратите внимание! Освоить дополнительную программу в области педагогических наук такой специалист может уже после официального трудоустройства.

Среди других требований, предъявляемых к педагогу СПО, фигурирует и рекомендованный опыт соответствующей трудовой деятельности продолжительностью не менее одного года. Также педагоги обязаны пройти предварительный медосмотр при устройстве на работу. Кроме того, ему нужно будет подтвердить отсутствие ограничений к работе преподавателем. Далее, в установленные сроки придется проходить аттестацию для подтверждения требуемого квалификационного уровня.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога, действующий на сегодняшний день в России, — это весьма обширный документ, который устанавливает квалификационные требования одновременно к специалистам различных категорий. Тем не менее, они прописаны достаточно четко, поэтому процедура их применения, которая с 1 января 2017 года стала обязательной для работодателей, не вызовет существенных сложностей у руководителей и сотрудников кадровых служб образовательных организаций.

Должностная инструкция мастера производственного обучения с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Скачать чистый бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>

Читайте также:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ











      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      ×
      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, получите доступ на сутки.

      Для этого:
      — Введите Ваш E-mail в поле ниже
      — Нажмите кнопку «Подписаться»

      Вам на почту придет ссылка для скачивания.
      Подписаться
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль