Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

628
Профстандарт педагога дополнительного профессионального образования предназначен для регламентирования квалификационных требований к такому специалисту. В этом материале мы расскажем, как сегодня используется профстандарт педагога профессионального образования, и каковы особенности его применения.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Из этой статьи вы узнаете:

  • каковы требования к работе преподавателя в профессиональном стандарте;
  • какими навыками и умениями должен обладать педагог профессионального обучения: профессиональный стандарт;
  • как должен осуществлять свою деятельность педагог профессионального образования по  стандарту, утвержденному Минтрудом;
  • каковы принципы работы педагога СПО: профстандарт и другие требования.

Преподаватель: профессиональный стандарт

В настоящее время порядок применения профессиональных стандартов в России находится в стадии становления. Так, согласно положениям Федерального закона №122-ФЗ от 2 мая 2015 года с 2016 года в действующий Трудовой кодекс были внесены поправки. Изменения предполагают обязательность применения принятых профстандартов для всех категорий работодателей. В частности, такая мера с этого момента была предусмотрена содержанием ст. 195.3 ТК РФ.

Такие требования касаются в том числе и педагогической деятельности. Вместе с тем, она представляет собой сложную и многогранную сферу, в которой важное значение имеют все аспекты работы специалиста. Именно поэтому в этой области на сегодняшний день разработано сразу несколько обширных профессиональных стандартов.

Они охватывают работу педагога с различными категориями обучающихся. Охвачены категории от детей дошкольного возраста до состоявшихся специалистов, получающих дополнительное профессиональное образование. В частности, в число таких профстандартов входят:

  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для педагога, осуществляющего педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, то есть занимающему должностную позицию воспитателя или учителя. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.;
     
  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для педагога-психолога, в том числе работающего в качестве психолога в образовательной сфере. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г.;
     
  • профстандарт педагога дополнительного профессионального образования, работающего с детьми и взрослыми. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №613н от 8 сентября 2015 г.;
     
  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для педагога в области профессионального обучения, а также основного и дополнительного профессионального образования. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №608н от 8 сентября 2015 г.;
     
  • документ, устанавливающий требования к уровню необходимой квалификации для специалиста в сфере воспитательной работы. Содержание этого документа утверждено Приказом Минтруда России №10н от 10 января 2017 г.

Обратите внимание! Все перечисленные профстандарты вступили в силу 1 января 2017 года. Исключение составляет стандарт специалиста в области воспитания, который начал действовать 6 февраля 2017 года.

Области деятельности, регулируемые профстандартом педагога профессионального образования

Как и все прочие,, профстандарты работников педагогической сферы формируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. Это касается в том числе одного из самых обширных стандартов, устанавливающих требования сразу к нескольким категориям специалистов в этой области.

Речь идет о профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Его положения были утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №608н.

Положения этого стандарта включают в себя требования, предъявляемые к трем основным категориям специалистов, задействованных в организации и осуществлении образовательного процесса. В частности, речь идет о следующих категориях:

  • преподаватели, осуществляющие работу в соответствии с профстандартом педагога профессионального образования в образовательных учреждения среднего профессионального уровня;
  • специалисты в области разработки методики обучения;
  • профессорско-преподавательский состав организаций высшего профессионального образования, включая университеты, академии и другие типы таких учреждений.

Обратите внимание! В данном случае речь идет о типах профессиональной деятельности, выделяемых в соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08).

Функционал специалистов в области профессионального образования

Профстандарт, установленный приказом Минтруда № 608, касается одновременно нескольких уровней профессионального образования, следующих за средним общим образованием. Так, этими уровнями являются:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование, реализуемое по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
  • подготовка кадров высшей квалификации по программам аспирантуры либо адъюнктуры, а также ординатуры или ассистентуры-стажировки в соответствии со спецификой направления обучения;
  • дополнительные образовательные программы, ориентированные на различные уровни квалификации обучающихся и осуществляемые в соответствии с профстандартом педагога дополнительного профессионального образования.

Работа в качестве специалистов, привлекаемых к реализации образовательных программ на всех перечисленных уровнях, требует достаточно высокой квалификации. Так, в зависимости от сложности соответствующего вида профессиональной деятельности для нее могут потребоваться уровни от 6.1 до 8.3. Уровни указаны согласно определениям, приведенным в Приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н.

Квалификация наиболее высокого уровня 8.3 требуется для осуществления разработки программ подготовки кадров высшей квалификации, включая обучение в аспирантуре, ординатуре и другие образовательные формы этой категории.

Скачайте документы по теме:

Педагог профессионального обучения: профессиональный стандарт

Профстандарт педагога профессионального образования в 2017 году включает в себя преподавательскую деятельность по обучению специалистов со средним профессиональным и высшим образованием, а также работу в рамках реализации программ дополнительного обучения. Для таких специалистов стандартом предусматривается три основных вида трудовых функций, которые требуют наличия у них соответствующих знаний и умений:

  • организация полноценного освоения обучающимися содержания учебных модулей и программ, предусмотренных параметрами изучаемых ими курсов;
  • осуществление контроля за реализацией процесса обучения и оценки качества усвоения преподанного материала;
  • разработка содержательной и методической частей учебных модулей и программ в рамках курсов обучения.

Обратите внимание! Все эти функции требуют от педагога, с одной стороны, анализа и осмысления большого количества ранее изданных материалов по соответствующей теме, а с другой стороны — умения творчески переосмыслить и преподать материал обучающимся с тем, чтобы обеспечить максимальную степень его усвоения.

Педагог профессионального образования: стандарт

В отношении педагогов профессионального обучения профстандартом, утвержденным приказом № 608, устанавливаются конкретные требования к имеющемуся уровню образования. Так, они могут иметь:

  • среднее профессиональное образование или высшее образование уровня бакалавриата, соответствующее преподаваемому направлению;
  • среднее профессиональное образование или высшее образование уровня бакалавриата любого направления в совокупности с переподготовкой или освоением дополнительной образовательной программы по преподаваемому направлению;
  • в случае занятия преподавательской деятельностью в области специализированных дисциплин — освоение дополнительной программы или повышение квалификации в рамках такой дисциплины.

Обратите внимание! В соответствии с положениями ТК РФ педагоги профессионального обучения обязаны проходить обучение и проверку навыков в области охраны труда. Кроме того, не реже, чем раз в три года им желательно повышать свою квалификацию путем освоения дополнительных программ обучения.

В случае, если основное образование преподавателя не соответствует тому курсу или дисциплине, для преподавания которой он привлекается, профстандарт преподавателя профессионального образования устанавливает, что он обязан иметь опыт работы в данной сфере. Кроме того, при устройстве на работу всем специалистам этой категории придется пройти обязательный медицинский осмотр и подтвердить отсутствие ограничений относительно педагогической работы, установленных ст. 351.1 ТК РФ.

Педагог СПО: профстандарт

Обобщенная трудовая функция педагога среднего профессионального образования включает в себя организационный и преподавательский аспект. В связи с этим соответствующие специалисты должны справляться с реализацией двух основных направлений в своей трудовой деятельности:

  • создание оптимальных условий для развития обучающихся и освоения ими содержания образовательных программ с учетом специфики курса обучения и характера коллектива и его членов;
  • осуществление педагогической и социальной поддержки обучающихся в процессе обучения, включая оказание помощи в решении конкретных вопросов образовательного и организационного характера.

Профстандарт педагога СПО предполагает, что специалисты, занятые осуществлением трудовой деятельности в этой области, могут называться преподавателями или мастерами производственного обучения.

Для работы в качестве педагога среднего профессионального образования соискателю достаточно иметь профобразование педагогической направленности среднего уровня или высшее образование, соответствующее программе бакалавриата. При этом, однако, допускается привлечение к такой работе специалистов, которые не являются педагогами по основному образованию. Однако для этого они должны получить дополнительное образование педагогического профиля.

Обратите внимание! Освоить дополнительную программу в области педагогических наук такой специалист может уже после официального трудоустройства.

Среди других требований, предъявляемых к педагогу СПО, фигурирует и рекомендованный опыт соответствующей трудовой деятельности продолжительностью не менее одного года. Также педагоги обязаны пройти предварительный медосмотр при устройстве на работу. Кроме того, ему нужно будет подтвердить отсутствие ограничений к работе преподавателем. Далее, в установленные сроки придется проходить аттестацию для подтверждения требуемого квалификационного уровня.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога, действующий на сегодняшний день в России, — это весьма обширный документ, который устанавливает квалификационные требования одновременно к специалистам различных категорий. Тем не менее, они прописаны достаточно четко, поэтому процедура их применения, которая с 1 января 2017 года стала обязательной для работодателей, не вызовет существенных сложностей у руководителей и сотрудников кадровых служб образовательных организаций.

Должностная инструкция мастера производственного обучения с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Скачать чистый бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>

Читайте также:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ








Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×

Чтобы скачать укажите ваш емеил

Чтобы скачать укажите ваш емеил
Подписаться