Использование служебного автомобиля: особенности оформления

704
Существует два законных способа закрепления служебного автомобиля за сотрудником. Первый – совмещение основной работы с должностью водителя. Расходы на автомобиль покрываются общими расходами на служебный транспорт предприятия. Второй – передача транспорта в личное пользование сотрудника. В этом случае расходы по содержанию автомобиля несет сам работник.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как оформить использовании служебного автомобиля сотрудником;
  • Кто обязан проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
  • Какие могут быть последствия нарушения оформления нарушения использования служебного автомобиля.

Для оформления использования служебного автомобиля конкретным сотрудником необходимо издать приказ о совмещении работником должности водителя. В ТД с этим сотрудником нужно внести соответствующий пункт о том, что он будет самостоятельно управлять автомобилем и определить размер доплаты за выполнение данной функции. Кроме того, от самого работника нужно получить письменное согласие на выполнение дополнительной работы.

Это обосновывается ст. 60, 60.2, 72, 151 ТК РФ и подкрепляется судебной практикой (например, кассационном определением Верховного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2011 г. № 33-554/11).

В ситуации, когда водительские обязанности выполняются вне основного рабочего времени, можно оформить внутренне совместительство по должности "водитель".

Следует отметить, что если сотрудник не является водителем, то в его должностные обязанности не может входить пункт по управлению автомобилем. Такая обязанность закреплена только за трудовой функцией водителя.

В ситуации, когда обязанности по управлению транспортным средством выполняются в основное рабочее время, т.е. в общем порядке, то возникает необходимость в предрейсовом медосмотре.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры

Водители автомобилей по определению относятся к работникам, труд которых связан с управлением транспортом. Особенности регулирования труда таких работников определены трудовым законодательством. К ним, в частности, относятся:

  • обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • обязательные периодические медосмотры. Такие осмотры проводятся каждые год,  до достижения водителем 21 года (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 1 ст. ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
  • предрейсовые и послерейсовые медосмотры (п. 1 ст. 23 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ст. 213 ТК РФ).

Еще раз отметим, что все медицинские осмотры и обследования, как предварительные, так и последующие, осуществляются за счет работодателя. Это определено ч. 2 ст.212, ч. 6 ст. 213 ТК РФ.

Все сотрудники, которые управляют транспортными средствами, согласно п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, должны проходить предрейсовые медицинские осмотры.

В свою очередь, осмотры после рейса проходят только водители, перевозившие пассажиров или опасные грузы (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ)..

Рекомендуем материалы по теме:

Нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров

За несоблюдение правил проведения соответствующих медосмотров (ст. 11.32 КоАП РФ) на руководство предприятия может быть наложен штраф. Более того, административная ответственность наступит и в том случае, если к работе был допущен не прошедший медосмотр водитель. Об этом сказано в частях 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Сотрудник, выполняющий обязанности водителя, допускаются к управлению автомобилем на тех же условиях и в том же порядке, что и штатные водители. Что это значит? Это значит, что он тоже должен оформлять путевые листы и отчитываться за расходование ГСМ.

Данный порядок закрепляется приказом в произвольной форме, подписанный руководителем предприятия. В документе указывается сотрудник, который будет управлять машиной, модель автомобиля и нормы затрат горюче-смазочных материалов. Разумеется, что сотрудник, которому дали право пользоваться автомобилем, теперь считается водителем и должен проходить медосмотры на общих основаниях.

В избежание проблем с проверяющими инстанциями, рекомендуется предпринять следующие профилактические действия:

  • Оформить работнику совмещение  или совместительство по должности водителя;
  • Закрепить за работником автомобиль;
  • Направить работника на предварительный осмотр. Сделать это нужно до оформления совмещения и только при отсутствии противопоказаний для работы водителем (водительской справки не достаточно) документально закреплять данный факт
  • Проводить предрейсовый медосмотр и вносить его результаты  в путевой лист, оформленные еще до выезда на линию.

Оформление совмещения работнику по должности водителя

При оформлении совмещения работнику вариант с прохождением медосмотров и выпиской путевых листов является наиболее безопасным способом легализации управления служебным автомобилем.

Если вы намерены предоставить работнику возможность управлять автомобилем, то используйте именно этот способ оформления отношений.

Если у вас есть возможность и желание в судебном порядке отстаивать свою позицию и каждый раз при этом доказывать, что поручение сотруднику управления транспортным средством (вместо предоставления машины с водителем или покрытия дорожных расходов) есть акт доверия, который не вступает в противоречие со статей 60 ТК. Если вы готовы доказывать, что данный автомобиль не является транспортным средством, выпущенным на линию, а потому его водитель не подлежит медосмотру, а сам автомобиль – техосмотру, то вы можете использовать материалы данного обзора.

Однако есть факты положительный судебных решений, по которым транспортное средство передается водителю под личные нужды. Например, Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2013 по делу N А40-92882/12-91-495.

Для оформления данной процедуры необходимо составить договор о безвозмездной передаче автомобиля в пользование работнику. Важно иметь при этом в виду, что расходы по содержанию автомобиля понесет либо работодатель, либо сам работник. Их можно будет списать на заработанную плату сотрудника. Преимущества такого способа очевидны – сотрудник сам будет решать, когда и где использовать автомобиль, он сможет пользоваться им даже в выходные дни.

Для оформления списания расходов по эксплуатации автомобиля на счет зарплаты нужно принять соответствующее положение. Кончено, минусом будет то, что на данные выплаты придется начислять страховые взносы. Естественно, что если работник использует машину не в личных целях, он будет считаться работником-водителем, в функцию которого входит управление транспортным средством. Это оформляется специальным дополнительным соглашением о совмещении.

Рекомендуем материалы по теме:

Заключение. Два способа оформления закрепления автомобиля за сотрудником

Подведем итог. Существует два законных способа закрепления служебного автомобиля за сотрудником.

Первый – совмещение основной работы с должностью водителя. Расходы на автомобиль покрываются общими расходами на служебный транспорт предприятия. Но придется проходить медосмотры, оформлять путевые листы и списывать ГСМ.

Второй – передача транспорта в личное пользование сотрудника. В этом случае расходы по содержанию автомобиля несет сам работник. Плюсом здесь является полная свобода пользования автомобилем и отсутствие риска оказаться обвиненным в использовании транспортного средства с личных целях.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ











      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011

      
      • Мы в соцсетях
      ×
      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, получите доступ на сутки.

      Для этого:
      — Введите Ваш E-mail в поле ниже
      — Нажмите кнопку «Подписаться»

      Вам на почту придет ссылка для скачивания.
      Подписаться
      Коллега, мы хотим знать, кто Вы!

      Зарегистрируйтесь! Вам станут доступны тысячи материалов портала

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это быстро.
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль